Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Мы теперь перед собой видим две церкви». Переходы в старообрядчество Белокриницкого согласия и особенности мультиправославного религиозного ландшафта после 1905 года

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-345-376

EDN: BACBEH

Аннотация

Данная работа ставит целью исследование той практически уникальной религиозной ситуации, которая сложилась после издания Указа «Об укреплении основ веротерпимости» в 1905 году, когда в одном географическом пространстве Российской империи оказались единовременно легально представлены две полноценные независимые православные структуры. В частности, ниже рассматриваются материалы, касающиеся перехода прихожан господствующей синодальной церкви, а также аффилиатов некоторых беспоповских толков, в старообрядческое поповское Белокриницкое согласие. Мультиправославная ситуация, возникшая после утверждения начал веротерпимости, пожалуй, впервые в российской истории создала возможность законодательно регулируемой (хотя и достаточно забюрократизированной) смены канонической аффилиации, позволяющей реаф-филиату по-прежнему идентифицировать себя как православного христианина. Источниками исследования стали прошения о присоединении к Белокриницкому согласию, ответы на эти прошения и сопутствующие письменные документы, позволяющие представить, по каким законам функционировало подобное плюралистичное пространство, какие факторы заставляли группы и отдельных людей менять аффилиацию и какие канонические коллизии и противоречия возникали на границах православных традиций внутри этого пространства. Обращающиеся имели различное социальное и географическое происхождение, разнообразные религиозные биографии, однако для каждого из них появление легальных оснований для смены религиозной принадлежности стало важным фактором смены аффилиации. Основная гипотеза данной работы состоит в том, что подобная мультиправославная ситуация обеспечивала расширение субъектности религиозного индивида или группы, которые не будучи отягощены законодательными запретами, могли ситуативно, по тем или иным причинам, поменять каноническую аффилиацию.

Об авторе

Игорь Кузинер
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел.

2. Духовный голод Сибири //Санкт-Петербургские ведомости. 1913. № 269.

3. Циркуляр МВД № 4628 от 18 августа 1905 года // Правительственный вестник (Ежедневный журнал). 1905. № 203.

4. Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. M.: Новое литературное обозрение, 2012.

5. Дорская АА. Свобода совести в России: судьба законопроектов начала XX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

6. Конфессиональная политика Временного правительства России: сборник документов / Федер. архив. агентство, Рос. гос. архив соц.-полит. истории, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т; сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М.: Политическая энциклопедия, 2017.

7. Сафонов АА. Государство и конфессии в позднеимперской России: правовые аспекты взаимоотношений. М.: Издательство "Проспект", 2017.

8. Селезнёв ФА. Судьба законопроекта о старообрядческих общинах (1905-1914) // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. 2008. № 1. С. 130.

9. Шишкина Е.В. Законодательное регулирование деятельности старообрядческих школ Российской империи в 1905-1917 гг. (на материалах уральского региона) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2018. № 1(40). С.129-137.

10. Avrutin, E.M. (2006) "Returning to Judaism after the 1905 law on religious freedom in Tsarist Russia", Slavic Review 65(1): 90-110.

11. Babkin, M.A. (ed.) (2017) Konfessional'naia politika Vremennogo praviteVstva Rossii: sbornik dokumentov [Confessional Policy of the Russian Provisional Government: a collection of documents]. M.: Politicheskaia entsiklopediia.

12. Burbank, J. (2006) "An imperial rights regime: Law and citizenship in the Russian Empire", Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 7(3): 397-431.

13. Crummey, R.O. (2016) "Old Believer Communities: Ideals and Structures", in N. Lupinin, D. Ostrowski, J.B. Spock (eds) The Tapestry of Russian Christianity: Studies in History and Culture. Ohio: Ohio State University. Department of Slavic and East European Languages and Cultures.

14. Engelhardt, J. (2015) Singing the Right Way: Orthodox Christians and Secular Enchantment in Estonia. Oxford University Press, USA.

15. Gooren, H. (2010) Religious Conversion and Disaffiliation: Tracing Patterns of Change in Faith Practices. Springer.

16. Kormina, J., Naumescu, V. (2020) "A New ‘Great Schism': Theopolitics of Communion and Canonical Territory in the Orthodox Church", Anthropology Today 36(1): 7-11.

17. Lofland, J., Stark, R. (1965) "Becoming a world-saver: A theory of conversion to a deviant perspective", American Sociological Review: 862-875.

18. Roslof, E. (2002) Red Priests: Renovationism, Russian Orthodoxy, and Revolution, 19051946. Indiana-Michigan Series in Russian and East European Studies. Bloomington: Indiana University Press.

19. Seeman, D. (2003) "Agency, bureaucracy, and religious conversion: Ethiopian ‘Felashmura'immigrants to Israel", in A. Buckser, S.D. Glazier (eds) The anthropology of religious conversion. pp. 29-42. Rowman & Littlefield Publishers.

20. Shevzov, V. (2003) Russian Orthodoxy on the Eve of Revolution. Oxford University Press.

21. Shishkina, E.V. (2018) "Zakonodatel'noe regulirovanie dejatel'nosti staroobriadcheskikh shkol Rossiiskoi imperii v 1905-1917 gg. (na materialakh ural'skogo regiona)" [Legislative regulation of the activity of Old Believers' schools of the Russian Empire in 1905-1917 (on materials of the Ural region)], Vestnik Permskogo universiteta. Seriia: Istoriia 1(40): 129-137.

22. Stark, R., Finke, R. (2000). Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. Berkeley, CA: University of California Press.

23. Waldron, P. (1987) "Religious reform after 1905: Old Believers and the Orthodox church", Oxford Slavonic Papers. Т. 20: 110-139.

24. Werth, P.W. (2014). The TsarS Foreign Faiths: Toleration and the Fate of Religious Freedom in Imperial Russia. Oxford: Oxford University Press.

25. White, J.M. (2017) "Battling for legitimacy: Russian Old Believer priests on the frontlines of the First World War, 1914-1917", First World War Studies. 8(2-3): 93-113.


Рецензия

Для цитирования:


Кузинер И. «Мы теперь перед собой видим две церкви». Переходы в старообрядчество Белокриницкого согласия и особенности мультиправославного религиозного ландшафта после 1905 года. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(2):345-376. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-345-376. EDN: BACBEH

For citation:


Kuziner I. “Now We See Two Churches…” Conversions to the Old Believer’s Church of Belokrinitsa Agreement and Multi-Orthodoxy Religious Landscape after 1905. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(2):345-376. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-345-376. EDN: BACBEH

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)