Икона-«гнездо». История комплексных святынь: от храмовых икон до советских «киоток»
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-60-99
Аннотация
В статье рассматриваются особенности создания и бытования икон в Средние века и Новое время. Автор показывает, что почитаемые моленные образа, как храмовые, так и домашние, чаще всего функционировали не самостоятельно, но как часть сложноорганизованного комплекса, состоявшего из риз, окладов, привесов, прикладов, тканей, киотов и других элементов. Иконы — и при создании, и в ходе своей «жизни» — выстраивались как комплексные (симбиотические, а позднее гибридные) объекты, все части которых воспринимали как «расширенное тело» святыни. Изменения пришли в начале XX в., когда в результате научной реставрации многие древние иконы были дезинтегрированы, расчищены и представлены на выставках. Вскоре после этого конфискация церковных ценностей, организованная большевиками, привела к разрушению практически всех комплексных икон по стране. Музеефикация расчищенных икон, их изучение и описание, тиражирование в печатных изданиях перенастроили оптику как специалистов, так и массового зрителя. Иконы стали понимать, воспринимать и описывать как «чистые изображения», произведения живописного искусства. Эта оптика стала общей для советских горожан, посещавших музей и видевших издания по русской иконописи, а также для иностранцев, знакомых с явлением в первую очередь благодаря альбомам и книгам. Однако, как показывает автор статьи, у этой «музейной» логики были четкие социальные границы. У жителей советской провинции восприятие икон не изменилось: мастера‑образовники, работавшие в селах, изготовляли советские иконы как комплексные объекты, называли изображение картинкой и считали лишь одним из элементов иконы. Их творения оказались прямыми наследниками комплексных икон Средневековья — Нового времени. И создатели, и владельцы советских икон разделяли ту же оптику и ту же логику взаимодействия с моленными образами, которые веками доминировали в христианской культуре.
Об авторе
Д. И. АнтоновРоссия
Дмитрий Игоревич Антонов — профессор РГГУ, директор, ведущий научный сотрудник УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ, старший научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС
Москва
Список литературы
1. Антонов Д. И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3(39). С. 7–25.
2. Антонов Д. И. Вотивные дары на Руси: предметы и практики // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». № 4. 2022. С. 50–69.
3. Антонов Д. И. Иконопись как (не)каноническое искусство: «цензура коллектива» или «канон» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024 № 2. С. 12–34.
4. Антонов Д. И. Советские иконы и материальная религия эпохи коммунизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 7–26.
5. Антонов Д. И. У святых очи вертел? Фигуры без глаз на русских миниатюрах // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии. Сб. науч. стат. / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов. М., РГГУ: 2014. С. 15–43.
6. Антонов Д. И., Доронин Д. Ю. Отпечаток на стекле: контактные реликвии на постсоветском пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39 (3). 209–243.
7. Антонов Д. И., Завьялова А. И. Советские иконы и семиотические идеологии: что руководит людьми, когда они руководят иконами // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 136–163.
8. Бусева-Давыдова И. Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна. Поиски сакрального образа. М.: БукcМАрт, 2019.
9. Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
10. Долак Я. Вещь в музее. Музейная коллекция как структура // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 24 (2). С. 25–35.
11. Доронин Д. Ю. Советская икона нижегородского юго-запада: генезис и локальные традиции // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 4. С. 70–93.
12. Доронин Д. Ю., Завьялова А. И. Цветы Липовки: ардатовская фолежная икона советского времени // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2023. № 2. С. 32–55.
13. Живов В. М. Дисциплинарная революция и борьба с суеверием в России XVIII в.: «провалы» и их последствия // Антропология революции: сб. статей по материалам XVI Банных чтений журнала «Новое литературное обозрение». М., 2009. С. 327–360.
14. Комова М. А. Иконное наследие Орловского края XVIII–XIX веков. М.: Индрик, 2012.
15. Левкиевская Е. Е. Красный угол в крестьянском жилище: сакральные, информационные и коммуникативные функции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 183–203.
16. Майзульс М. Р., Зотов С. О., Антонов Д. И. Восковые ноги и железные глаза: вотивные практики от Средневековья до наших дней. М.: Слово/Slovo, 2022.
17. Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI в. М.: БуксМАрт, 2015.
18. Мороз А. Б. Выносной крест и переходящая икона: реплики богослужебных практик в зоне католическо-православного пограничья и их динамика в позднесоветское и постсоветское время // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 204–231.
19. Павел Алеппский (архидьякон). Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским (по рукописи Московского главного архива М-ва иностранных дел), вып. 1: От Алеппо до земли казаков / пер. с араб. Г. Муркоса. М.: Общ-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1896.
20. Панченко А. А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности. М.: НЛО, 2012.
21. Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
22. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
23. Стерлигова И. А. Древнерусские украшенные иконы XII–XIII веков. Опыт реконструкции // Византийский временник. 1999. Т. 58. № 83. С. 178–185.
24. Стерлигова И. А. Икона как храм: пространство моленного образа в Византии и древней Руси // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2006. С. 612–637.
25. Стерлигова И. А. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / Ред.-сост. А. М. Лидов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 220–229.
26. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс, Традиция, 1995.
27. Фуллертон М. Д. О чудотворных образах в античной культуре // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Сост. А. М. Лидов. М.: Мартис, 1996. С. 11–18.
28. Цеханская К. В. Почитание православных святынь в России. М.: Паломник, 2013.
29. Шевеленко И. Д. «Открытие» древнерусской иконописи в эстетической рефлексии 1910-х годов // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia X: «Век нынешний и век минувший»: культурная рефлексия прошедшей эпохи. В 2 ч. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2006. Ч. 2. С. 259–281.
30. Baschet, J. (2008) L’iconographie médiévale. Paris: Gallimard.
31. Baert, B. (2018) “Art and mysticism as horticulture: Late Medieval Enclosed Gardens of the Low Countries in an interdisciplinary perspective”, H. Appleton, L. Nelstrop (eds) Art and Mysticism: Interfaces in the Medieval and Modern Periods, pp. 104–127. New York: Routledge, 2018.
32. Baert, B., Iterbeke, H., Watteeuw, L. (2017) “Late Medieval Enclosed Gardens of the Low Countries: Mixed Media, Remnant Art, Récyclage and Gender in the Low Countries (Sixteenth Century Onwards)”, G. Jurkowlaniec, I. Matyjaszkiewicz, Z. Sarnecka (eds) The Agency of Things in Medieval and Early Modern Art. Materials, Power and Manipulation, pp. 33–47. New York: Routledge.
33. Hooper, S. (2014) “Bodies, Artefacts and Images. A Cross-cultural Theory of Relics”, in Robinson et al (eds) Matter of Faith: An Interdisciplinary Study of Relics and Relic Veneration in the Medieval Period, pp. 190–200. London: British Museum.
Рецензия
Для цитирования:
Антонов Д.И. Икона-«гнездо». История комплексных святынь: от храмовых икон до советских «киоток». Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(3):60-99. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-60-99
For citation:
Antonov D.I. The Icon as a “Nest”. The History of Complex Shrines: From the Church Icons to the Soviet Icons. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(3):60-99. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-60-99