Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Русский мат и новые религиозные онтологии

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-49-75

Аннотация

Статья посвящена ресемантизации и новой мифологизации обсценной лексики в современной православной культуре и более широких культурных контекстах. Можно предполагать, что приблизительно до XVI в. «матерные» лексемы и формулы, будучи оскорбительными и постыдными, в целом не обладали устойчивыми религиозными или магическими коннотациями. Это отличает «русский мат» от многих табуированных формул в других христианских культурах Средних веков и Нового времени. В дальнейшем соответствующие табу переживают несколько периодов мифологизации и даже политизации. В 2000‑е и в 2010е гг. российское общество пережило нечто вроде моральной паники, связанной с матерной бранью. Эта паника, отчасти спровоцированная довольно резким изменением общественного отношения к соответствующей группе лексем, сочетала моральный, религиозный и политический алармизм. Православный «антиматерный» дискурс постсоветских десятилетий опирается сразу на несколько гетерогенных положений и систем аргументации. Особый интерес здесь представляют квазибиологические идеи, основанные на типичном для культуры нью‑эйджа онтологическом холизме: предполагается, что «позитивные» или «негативные» слова и формулы, а также мысли могут оказывать прямое воздействие на организмы и неживую материю посредством неизвестных современной физике полей и энергетических потоков. Несмотря на очевидную гетерогенность и даже эклектизм, обсуждаемая религиозная ресемантизация лексических и речевых табу может быть описана и проанализирована в терминах особой и по‑своему последовательной онтологической перспективы.

Об авторе

А. А. Панченко
Европейский университет в Санкт-Петербурге ; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Россия

Александр Александрович Панченко — профессор ; ведущий научный сотрудник

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Айрапетян В. Толкуя слово. Опыт герменевтики по-русски. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. Ч. I.

2. Александр и Антон Чеховы. Воспоминания, переписка / Сост., подг. текста и коммент. Е. М. Гушанской, И. С. Кузьмичева. М.: «Захаров», 2012.

3. Базылев В. Н. Политика и лингвистика: «великий и могучий…» // Политическая лингвистика. 2009. № 3(29). С. 9–38.

4. Богаевский Б. Л. Земледельческая религия Афин. Т. I. Пг.: Тип. М. А. Александрова, 1916.

5. Бойся греха сквернословия. М.: Тип.-лит. Н. И. Куманина, 1891.

6. Бородин П. М. Фантомы волнового генома // В защиту науки. Бюллетень № 4. М.: Наука, 2008. С. 174–176.

7. Булгаков С. Н. На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. С. 90–144.

8. Варнава (Беляев), еп. Сквернословие: «площадная, матерная брань», «словесный эксгибиционизм» // Невинная привычка или смертный грех? М.: Даниловский благовестник, 2012. С. 18 –30.

9. Весин П., прот. Поучение о удержании от празднословия и сквернословия. СПб.: Тип. брат. Пантелеевых, 1880.

10. Владимиров Артемий, прот. Мерзость красного словца // От слов своих осудишься: сквернословие. М.: Изд. Московской Патриархии, 2013. С. 3–10.

11. Гаряев П. П. Лингвистико-волновой геном. Теория и практика. Киев: Институт квантовой генетики, 2009.

12. Горький М. Полное собрание сочинений: Варианты к художественным произведениям. Т. VII. Варианты к т. XXI. М., 1978.

13. Горький М. Полное собрание сочинений: Художественные произведения в 25 тт. Т. XXI. М. 1974.

14. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. М.: Гос. изд. художественной литературы, 1953. Т. 27.

15. Гузенко Виктор, прот. Кого зовешь, тот и приходит // Родителям и детям о грехе сквернословия / Сост. И. Цуканов. М: «Символик», 2022. С. 62–76.

16. Гумеров Павел, прот. Безобидно ли сквернословие? // Родителям и детям о грехе сквернословия / Сост. И. Цуканов. М: «Символик», 2022. С. 95–104.

17. Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Ч. II. Запреты в домашней жизни. Л.: б. и., 1929 (Сб. МАЭ. Т. IX).

18. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: «Наука», 1974.

19. Ирзабеков Василий (Фазиль). Оружие массового поражения // Невинная привычка или смертный грех? М.: Даниловский благовестник, 2012. С. 138–141.

20. Кагаров Е. Г. [Рец. на:] Богаевский Б. Л. Земледельческая религия Афин. I. Пг., 1916 // Богословский вестник. 1917. № 1. С. 165.

21. Китаев‑Смык Л. А. Сексуально-вербальные защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань) // Речевая агрессия в современной культуре / Сост. М. В. Загидуллина. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. С. 17–21.

22. Ковалев Г. Ф. Русские писатели о русском мате // Язык, коммуникация и социальная среда. 2004. № 3. С. 38–51.

23. Конаков А. Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022.

24. Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV–XIX вв.: исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

25. Корочкин Л. И. Во власти невежества. Неолысенковщина в российском сознании // В защиту науки. Бюллетень № 17. М.: Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, 2016. С. 73–81.

26. Ларина Н. Не убивайте матом хромосому // Сельская новь. 1998. № 4. С. 49.

27. <Мамонов Д. И.> О грехе сквернословия. Б. м.: Изд. «Вера», 2003.

28. Митрофан (Баданин), еп. Правда о русском мате. СПб.; Мурманск: Библиополис, 2014.

29. Михайлин В. Ю. Русский мат как мужской обсценный код. Проблема происхождения и эволюция статуса // «Злая лая матерная...»: сб. ст. / под ред. В. И. Жельвиса. М.: Ладомир, 2005. С. 69–137.

30. Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб.: Александро-Невское общество трезвости, 1911.

31. Николаев Сергий, прот. Грех или грешок // От слов своих осудишься: сквернословие. С. 36–56.

32. «От мата ничего не растет! Ни пшеница, ни потенция» // Комсомольская правда. 2004. 19 октября. [https://www.kp.ru/daily/23385/33123/].

33. П. Б. О грехе сквернословия или матернем слове. Киев: Тип. М. Д. Ивановой, 1899.

34. Павлова А. В., Безродный М. В. Хитрушки и единорог: из истории лингвонарциссизма // Политическая лингвистика. 2011. № 4(38). С. 11–20.

35. Панченко А. А. Нарративы тревоги и скрытые онтологии: протесты против вакцинации в «консервативном православии» и их культурный контекст // Versus. 2022. Т. 2. № 3. С. 106–125.

36. Панченко А. А. Крестьяне, иконы и матерная брань // Этнографическое обозрение. 2023. № 2.С. 21–51.

37. Патерик Римский. Диалоги Григория Великого в древнеславянском переводе / Изд. подг. К. Дидди. М.: «Индрик», 2001.

38. Поливаева Н. П., Романович Н. А. Проблема ненормативной лексики в контексте публичности и традиционных ценностей // Власть. 2023. Т. 31. № 5. С. 178–190.

39. Полиниченко Д. Ю. Политические мифологемы фолк-лингвистики // Политическая лингвистика. 2010. № 4(34). С. 196–202.

40. Половинкин А., свящ. О сквернословии и не только // Невинная привычка или смертный грех? М.: Даниловский благовестник, 2012. С. 58–79.

41. Поучение святого Иоанна Златоустого о матернем слове: Выписано из кн. «Златая струя», гл. 2. СПб: тип. И. И. Глазунова и Ком., 1862.

42. Родосский А. Описание 432-х рукописей, принадлежащих Санкт-Петербургской Духовной Академии и составляющих ее первое по времени собрание. СПб.: Тип. А. О. Башкова, 1893.

43. Роман (Загребнев), игумен. «Дела света и дела тьмы». Б. и., 2016.

44. Смирнов С. Древнерусский духовник. М.: Синодальная тип., 1913.

45. Сухарев А. П. Уроки Фемиды. На каком языке говорим с Богом. Об ответственности за сквернословие. М.: «Юрист», 2011.

46. Тамбовцева С. Г. Каббалистическая герменевтика и утопическая компаративистика ВсеЯСветной Грамоты // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4(37). C. 69–101.

47. Тертышный Г. Г. Методы и средства биофизического полевого управления в биологических системах // «Злая лая матерная…»: сб. ст. / Под ред. В. И. Жельвиса. М.: Ладомир, 2005. С. 565–571.

48. Троцкий Л. Собрание сочинений. Т. XXI: Культура переходного периода. М., Л.: Госиздат, 1927.

49. Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Антимир русской культуры. Язык, фольклор, литература. Сборник статей / Сост. Н. Богомолов. М.: Ладомир, 1996. С. 9–107.

50. Чапыгин А. П. Собрание сочинений в 5 тт. Т. 4. Л.: «Художественная литература», 1969.

51. Штырков С. А. О разговорах с мертвыми, (не)переводимости имен святых и праве вольных русов на русский язык // Антропологический форум. 2023. № 58. С. 157–170.

52. Эмото М. Послания воды: тайные коды кристаллов льда / Пер. с англ. О. Горбунова. М.; Киев: София, 2005.

53. Chlup, R. (2007) “The Semantics of Fertility”, Kernos [Online], 20 [http://journals.openedition.org/kernos/171, accessed on 24.08.2024].

54. Chryssides, G. D. (2007) “Defining the New Age”, in Kemp D., Lewis J. R. (eds.) Handbook of New Age, pp. 5–24. Leiden: Brill.

55. Halliwell, S. (2008) Greek Laughter: A Study of Cultural Psychology from Homer to Early Christianity. Cambridge University Press.

56. Keane, W. (2003) “Semiotics and the Social Analysis of Material Things”, Language and Communication 23: 409–425.

57. Kovalev, M. (2016) “Law and (Verbal) Order: The Politics of Russian Obscene Language from Soviet Russia to the Present Day”, Zeitschrift für Slavische Philologie 72(2): 323–347.

58. Leonard, S. P. (2023) “Words to things: religious cosmologies in the context of the (Russian) Orthodox philosophy of language”, Journal for the Study of Religions and Ideologies 22(65): 145–158.

59. Ljung, M. (2011) Swearing: A Cross‑Cultural Linguistic Study. London: Palgrave Macmillan.

60. Mohr, M. (2013) Holy Shit: A Brief History of Swearing. Oxford, New York: Oxford University Press.

61. Montagu, A. (1967) The Anatomy of Swearing. New York: Macmillan.

62. Panchenko, A. (2021) “Ancient Wisdom, Stigmatised Knowledge, and Sacred Landscapes: Ontologies and Epistemologies of New Age Culture in Post-Soviet Russia”, Journal of Ethnology and Folkloristics 15(2): 19–24.

63. Silverstein, M. (1979) “Language Structure and Linguistic Ideology”, in P. Clyne, W. Hanks, C. Hofbauer (eds) The Elements: A Parasession on Linguistic Units and Levels, pp. 193–247. Chicago, IL: Chicago Linguistic Society.

64. Smith, S. A. (1998) “The Social Meanings of Swearing: Workers and Bad Language in Late Imperial and Early Soviet Russia”, Past & Present 160: 167–202.

65. Tubach, F. C. (1969). Index Exemplorum: A Handbook of Medieval Religious Tales. Helsinki: Akademia Scientiarum Fennica (Folklore Fellows Communications No. 204).


Рецензия

Для цитирования:


Панченко А.А. Русский мат и новые религиозные онтологии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(4):49-75. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-49-75

For citation:


Panchenko A.A. Russian Obscene Language and New Religious Ontologies. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(4):49-75. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-49-75

Просмотров: 380


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)