Советские иконы и семиотические идеологии: что руководит людьми, когда они руководят иконами
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-136-163
Аннотация
Статья посвящена семиотическим идеологиям, которые определяют способы означивания старых вещей и практики взаимодействия с ними на постсоветском пространстве. Советские иконы — самые распространенные религиозные артефакты коммунистической эпохи — после распада СССР также перешли в разряд «старых вещей». Их функции, локусы бытования и символический статус изменились, когда советское государство перестало существовать. На оценки и практики обращения с иконами советских лет влияют пять семиотических идеологий, которые выделяют авторы и которые в целом характерны для современного российского общества: историческая, антикварная, семейная, модернизирующая и идеология «опасной вещи». Многоплановый пейзаж из пяти способов означивания в случае с советскими иконами обретает еще одно измерение, когда дополняется представлениями о благодати, характерными для религиозного поля. Каждая из упомянутых установок сложилась в своей социокультурной среде и под влиянием различных исторических процессов. В современном социуме они находятся в постоянном взаимодействии, иногда вступая в конфронтацию: соперничают в сознании одного модератора (владельца икон, мастера‑образовника, священника и др.), «просвечивают» сквозь друг друга, изменяются в зависимости от коммуникативной ситуации. То, какая из них возьмет верх над другими, в конечном счете определит, выберет ли модератор практику сохранения советских икон или будет утилизировать их. В заключительной части статьи рассмотрено влияние, которое могут оказывать исследователи (историки, антропологи) на модераторов, общаясь с ними в рамках экспедиций и вольно или невольно провоцируя их на изменение или ситуативное переключение семиотических идеологий.
Ключевые слова
Об авторах
Д. И. АнтоновРоссия
Дмитрий Игоревич Антонов — профессор РГГУ, директор, ведущий научный сотрудник УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ, старший научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС
Москва
А. И. Завьялова
Россия
Анастасия Ивановна Завьялова — бакалавр культурологии, магистрантка УНЦ социальной антропологии
Москва
Список литературы
1. Антонов Д. И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39(3). С. 7–25.
2. Антонов Д. И. Икона-«гнездо». История комплексных святынь: от храмовых икон до советских «киоток» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 60–99.
3. Антонов Д. И. Советские иконы и материальная религия эпохи коммунизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 7–26.
4. Антонов Д. И., Доронин Д. Ю. Отпечаток на стекле: контактные реликвии на постсоветском пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39(3). С. 209–243.
5. Антонов Д. И., Доронин Д. Ю. Советские иконы: история и этнография нижегородской традиции. М.: Индрик, 2023.
6. Архипова А. С., Кирзюк А. А. Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР. М.: Новое литературно обозрение, 2020.
7. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М.: НЛО, 2023.
8. Волков В. В. Концепция культурности, 1935–1938 годы: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. Том. 0. № 1–2. С. 194–213.
9. Голубев А. Вещная жизнь: материальность позднего социализма / пер. с англ. Т. Пирусской. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
10. Доронин Д. Ю. Массовая крестьянская икона в России: история критики и семиотические идеологии // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024. № 2. С. 35–60.
11. Доронин Д. Ю. Религиозный синкретизм и ненасильственный иконоклазм в народном православии тоншаевских мари // Марийская культура: история, обряды, традиции, кухня, танцы, народные инструменты, промыслы, творчество. Шахунья, б.и. 2022. С. 52–67.
12. Левкиевская Е. Е. Порча // Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80–90-х годов XX века. Том 3: Мифологизация природных явлений и человеческий состояний / Сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская М.: Издательский дом ЯСК, 2016. С. 159–241.
13. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М.: Индрик, 2002.
14. Сальникова А. История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку. М.: НЛО, 2024.
15. Успенский Б. А. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб: Азбука, 2002. С. 313–360.
16. Doronin, D.Yu. (2018) “The ‘Soft Iconoclasm’ in Vernacular Orthodoxy of Volga Finns”, IKON. Journal of Iconographic Studies 11: 197–204.
17. Keane, W. (2003) “Semiotics and the Social Analysis in Material Things”, Language & communication 23: 409–425.
18. Keane, W. (2014) “Rotting Bodies: The Clash of Stances toward Materiality and its Ethical Affordances”, Current Antropology 55(10): 312–321.
Рецензия
Для цитирования:
Антонов Д.И., Завьялова А.И. Советские иконы и семиотические идеологии: что руководит людьми, когда они руководят иконами. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(3):136-163. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-136-163
For citation:
Antonov D.I., Zavialova A.I. Soviet Icons and Semiotic ideologies: What Guides People When They Guide Icons. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(3):136-163. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-136-163