Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

От Казани до Грозного: как экзистенциальная безопасность делает людей менее религиозными (на примере республик Поволжья и Северного Кавказа)

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-224-254

Аннотация

В статье на примере мусульманских регионов России (Северный Кавказ и Поволжье) проверяется культурная гипотеза эволюционной теории модернизации Р. Инглхарта и К. Вельцеля о снижении религиозности вследствие увеличения ощущения экзистенциальной безопасности. На данных опроса, проведенного в онлайн-сообществах, мы демонстрируем, что классическая идея эволюционной теории модернизации о большей секуляризации в более богатых регионах работает и для российских регионов с мусульманским большинством. Татарстан и Башкирия оказываются менее религиозными как по показателям субъективной религиозности (самоидентификации и важности Бога в жизни) и объективной религиозности (пост, частота молитв и посещение мечетей), тогда как регионы Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия) демонстрируют противоположные черты. Более того, мы показываем, что субъективная религиозность респондентов оказывается сильно выше, чем объективная религиозность. Индекс объек-В статье на примере мусульманских регионов России (Северный Кавказ и Поволжье) проверяется культурная гипотеза эволюционной теории модернизации Р. Инглхарта и К. Вельцеля о снижении религиозности вследствие увеличения ощущения экзистенциальной безопасности. На данных опроса, проведенного в онлайн-сообществах, мы демонстрируем, что классическая идея эволюционной теории модернизации о большей секуляризации в более богатых регионах работает и для российских регионов с мусульманским большинством. Татарстан и Башкирия оказываются менее религиозными как по показателям субъективной религиозности (самоидентификации и важности Бога в жизни) и объективной религиозности (пост, частота молитв и посещение мечетей), тогда как регионы Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия) демонстрируют противоположные черты. Более того, мы показываем, что субъективная религиозность респондентов оказывается сильно выше, чем объективная религиозность. Индекс объективной религиозности оказывается подходящим инструментом для измерения религиозности в мусульманских обществах, объясняя до половины вариации в субъективной религиозности, а социальный класс респондента (доход, возраст и образование), доля русского населения и этническая гомогенность, а также экономическое положение региона тоже оказываются связаны с религиозностью, что еще раз подтверждает гипотезу о связи секуляризации с модернизацией.

Об авторе

А. У. Мусаев
НИУ ВШЭ
Россия

Артур Умарович Мусаев — стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р. Ф. Инглхарта

Москва 



Список литературы

1. Абдулагатов З. О критериях религиозности в исламе // Исламоведение. 2020. Т. 11. № 3. С. 57–71.

2. Асад Т. Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность. Новое литературное обозрение, 2020.

3. Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

4. Дюркгейм Э. разделении общественного труда // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.

5. Журавский А. Введение в ислам: 12 лекций для проекта магистерия // Изд. Rosebud Publishing, 2019.

6. Инглхарт Р. и К. Вельцель. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011.

7. Инглхарт Р. Культурная эволюция // М.: Мысль, 2018.

8. Ионин Л. Новая магическая эпоха // Логос, 2005, 50(5): 23–40.

9. Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. №4(36). С. 143-174.

10. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала. Москва: Политиздат, 1969.

11. Пинкер С. Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше. М.: Альпина нонфикшн, 2021.

12. Ситников А., Романов М., Одаев Т. Религиозность в Чеченской Республике и ее влияние на социальные институты и институты власти // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. №150(2). С. 262– 288.

13. Тощенко Ж. Парадоксальный человек. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2008.

14. Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3(82). C. 3–32;

15. Филатов С., Лункин Р. Статистика Российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Россия и мусульманский мир, 2005 (10). С. 42–53.

16. Чеснокова В. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект. 2005.

17. Aksoy, O., Wiertz, D. (2024) “The Impact of Religious Involvement on Trust, Volunteering, and Perceived Cooperativeness: Evidence from Two British Panels”, European Sociological Review 40(1): 143–159.

18. Ateequr, R, Shahbaz Shabbir, M. (2010) “The Relationship Between Religiosity and New Product Adoption”, Journal of Islamic Marketing 1(1): 63–69.

19. Baker, J. O., & Smith, B. G. (2009) “The Nones: Social Characteristics of the Religiously Unaffiliated”, Social Forces 87(3): 1251–1263.

20. Baumsteiger, R., Chenneville, T., McGuire, J. F. (2013) “The Roles of Religiosity and Spirituality in Moral Reasoning”, Ethics & Behavior 23(4): 266–277.

21. Berger, P. (2001) “Sociology: a disinvitation?”, In S. Cole (ed.) What’s Wrong with Sociology?, рр. 193–204. New Brunswick; L.: Transaction Publishers.

22. Bruce, S. (2002) God Is Dead: Secularization in the West. London: Blackwell.

23. Mohd Dali, N. R. S., Yousafzai, S., Abdul Hamid, H. (2019) “Religiosity Scale Development”, Journal of Islamic Marketing 10(1): 227–248.

24. De Jong, J. Moaddel, M. (2003) “Trends in Values among Saudi Youth: Findings from Values Surveys”, The Journal of the History of Childhood and Youth 6(1): 151–164.

25. Diehl, C., Koenig, M., Ruckdeschel, K. (2009) “Religiosity and Gender Equality: Comparing Natives and Muslim Migrants in Germany”, Ethnic and Racial Studies 32(2): 278– 301.

26. Eisenstadt, S. (1966) Modernization: Protest and Change and Development. Englewood Ciffis: Prentice Hall.

27. Evans, J., Evans, M. (2008) “Religion and Science: Beyond the Epistemological Conflict Narrative”, Annual Review of Sociology 34(1): 87–105.

28. Gorski, P., Altınordu, A. (2008) “After Secularization?”, Annual Review of Sociology 34(1): 55–85.

29. Inglehart, R. F. (2020) Religion’s Sudden Decline: What’s Causing it, and What Comes Next?. Oxford University Press.

30. Ishaq, B., Østby, L., Johannessen, A. (2021) “Muslim Religiosity and Health Outcomes: A Cross-Sectional Study Among Muslims in Norway”, SSM‑Population Health 15(1): 100843.

31. Kurzman, C. (2019) “Sociologies of Islam”, Annual Review of Sociology 45(1): 265–277.

32. Lesthaeghe R., Neels, K. (2000) “Islamic Communities in Belgium: Religious Orientations and Secularization”. In Communities and Generations. Turkish and Moroccan Populations in Belgium, pp. 129–163. Brussels: VUB University Press.

33. Maliepaard, M., Gijsberts, M., & Lubbers, M. (2012) “Reaching the Limits of Secularization? Turkish-and Moroccan-Dutch Muslims in the Netherlands 1998–2006”, Journal for the Scientific Study of Religion 51(2): 359–367.

34. Maliepaard, M., Lubbers, M., Mérove, G. (2010) “Generational Differences in Ethnic and Religious Attachment and Their Interrelation. A Study Among Muslim Minorities in the Netherlands”, Ethnic and Racial Studies 33(3): 451–472.

35. McCleary, R. M., Barro, R. J. (2019) The Wealth of Religions: The Political Economy of Believing and Belonging. Princeton University Press.

36. Moaddel, M. (2009) “The Iranian Revolution and its Nemesis: The Rise of Liberal Values among Iranians”, Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East 29(1): 126–136.

37. Norris, P., Inglehart, R. (2004) Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. New York: Cambridge Univ. Press.

38. Penny, E. (2012) “A Cultural Sociology of Religion: New Directions”, Annual Review of Sociology 38(1): 247–265.

39. Pinker, S. (2021) Luchshee v nas. Pochemu nasiliya v mire stalo men’she [The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined] / per. s angl. Galiny Borodinoj. M.: Al’pina non-fikshn. (In Russ.)

40. Regnerus, M. D., Smith, C. (1998) “Selective Deprivatization Among American Religious Traditions: The Reversal of The Great Reversal”, Social Forces 76(2): 1347–1372.

41. Roy, O. (1994) The Failure of Political Islam. Harvard University Press.

42. Sherkat, D. E., Ellison, C. G. (1999) “Recent developments and current controversies in the sociology of religion”. Annual Review of Sociology 25(1): 363–394.

43. Sitnikov, A. V., Romanov, M. V., & Odaev, T. H. (2019). Religioznost’ v Chechenskoj Respublike i ee vliyanie na social’nye instituty i instituty vlasti [Religiosity in the Chechen Republic and its influence on social institutions and institutions of power].Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social’nye peremeny, 2 (150): 262–288.

44. Smith, C. (ed.) (2003) The Secular Revolution: Power, Interests, and Conflict in the Secularization of American Public Life. Berkeley: Univ. Calif. Press.

45. Smith, C. (2009) Souls in Transition: The Religious and Spiritual Lives of Emerging Adults. New York: Oxford Univ. Press.

46. Stark, R., Finke, R. (2000) Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. Berkeley: Univ. Calif. Press.

47. Uecker, J. E., McClure, P. K. (2023) “Screen Time, Social Media, and Religious Commitment among Adolescents”, The Sociological Quarterly 64(2): 250–273.

48. Warner, R. S. (1993) “Work in Progress Toward a New Paradigm for the Sociological Study of Religion in the United States”, American Journal of Sociology 98(5): 1044–1093.

49. Zuckerman, P. (2008) Society Without God. In Society Without God. New York University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Мусаев А.У. От Казани до Грозного: как экзистенциальная безопасность делает людей менее религиозными (на примере республик Поволжья и Северного Кавказа). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(4):224-254. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-224-254

For citation:


Musaev A.U. From Kazan to Grozny: How Existential Security Makes People Less Religious (the Cases of Volga and North Caucasus Republics of Russia). State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(4):224-254. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-224-254

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)