Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Немти и золото: религиозное насилие и семантика наказания в древнеегипетской сказке

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-293-307

EDN: KLRIDF

Аннотация

В статье рассматривается мотив увечий в связи с наказанием в древнеегипетской сказке и его воплощение в рассказе о паромщике Немти. Отдельно приводятся сюжеты потери частей тела и замены/превращения их в золото. С опорой на труды В.Я. Проппа выстраивается модель события, инициирующая развитие действия в сказке и в мифе. Попутно делается указание на философский аспект мотива увечий (на основании трудов М.М. Бахтина, Ж. Батая и Р. Жирара). Утверждая универсальность схемы события-перехода и исследуемого мотива, автор усматривает в версии Древнего Египта дополнительную смысловую нагрузку в свете археологических находок в гробницах Нового Царства.

Об авторе

Андрей Мурашко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Александрова Е.В. Трансформационная модель текстов пирамиды Униса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6(20): в 2-х ч. Ч. II. C. 18-21.

2. Батай Ж. Жертвенное самокалечение и отрезанное ухо Винсента Ван Гога / Пер. с фр. А. Зыгмонта под ред. В. Крачек // Опустошитель. 2016. № 19. С. 121-134.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990.

4. Берлев О.Д. "Сокол, плывущий в ладье". Иероглиф и бог // Вестник древней истории. 1969. № 1. С. 3-30.

5. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999.

6. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: поиск метода. М.: Академический проект, 2004.

7. Гринцер ПА. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М.: Наука, 1971. С. 134-205.

8. Жирар Р. Насилие и священное / Пер. с французского Г. Дашевского. Изд. 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

9. Зыгмонт А.И. Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая: дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М.: НИУ ВШЭ, 2018 [https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ ROOTED/aspir/autoreferat/zigmont/zygmont_dissertatsiya.pdf].

10. Панов М.В. История о перевозчике Немти в "Календаре счастливых и несчастливых дней" // Труды Государственного Эрмитажа: [Т.] 55: Петербургские египтологические чтения 2009-2010: памяти С.И. Ходжаш, памяти А.С. Четверухина: доклады / Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. С. 192-202.

11. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Науч. ред., текстолог. коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2000.

12. Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора // Фольклор и действительность: избранные статьи / Сост., ред., предисловие и примечания Б.И. Путилова. М.: Наука, 1976. С. 258-299.

13. Русские народные сказки / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1983.

14. Сатни-Хемуас и его сын Са-Осирис // Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения Древнего Египта / Сост. И.С. Кацнельсон, пер. с древнеегипетск. И.С. Кацнельсона и Ф.Л. Мендельсона. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. С. 147-166.

15. Сказки и повести Древнего Египта / Пер. с древнеегипетск. и коммент. И.Г. Лившица. Л.: Наука, 1979.

16. Твен М. Собрание сочинений в 12 томах. Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909. / Под общ. ред. А.А. Елистратовой, М.О. Мендельсона, А.И. Старцева. Пер. с английского. М.: ГИХЛ, 1961.

17. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2001.

18. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / 2-е изд., испр. и доп. М.: "Восточная литература" РАН, 1998.

19. Чегодаев МА. Что это, Джеди? // Aegyptiaca Rossica (Выпуск 4): сб. ст. / Под ред.

20. М.А. Чегодаева, Н.В. Лаврентьевой. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. С. 347-367.

21. Aleksandrova, E.V. (2012) "Transformatsionnaia model' tekstov piramidy Unisa" ["Transformational model of Unis Pyramid Texts"], Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki 6 (20): 18-21.

22. Bakhtin, M.M. (1990) Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura srednevekov'ia i Renessansa [The Work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. M.: Khudozhestvennaia literatura.

23. Bataille, G. (2016) "Zhertvennoe samokalechenie i otrezannoe ukho Vinsenta Van Goga" ["Sacrificial Mutilation and the Severed Ear of Vincent Van Gogh"], Opustoshitel' 19:121-134.

24. Berlev, O.D. (1969) "‘Sokol, plyvushchii v lad'e'. Ieroglif i bog" ["‘Falcon in a boat', a Hieroglyph and a God"], Vestnik drevnei istorii 1 (107): 3-30.

25. Bierhorst, J. (ed.) (2003) Latin American Folktales: Stories from Hispanic and Indian Traditions. New York: Pantheon.

26. Bly, R. (2001) Iron John: Men and Masculinity. London: Rider/Random House.

27. Budge, E.A. Wallis (ed.) (1898) The Book of the Dead. The Chapters of Coming Forth by Day, the Egyptian Text According to the Theban Recension in Hieroglyphic. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.

28. Chegodaev, M.A. (2016) "Chto eto, Dzhedi?" ["What does it mean, Djedy?"], in M.A. Chegodaev, N.V. Lavrent'eva Aegyptiaca Rossica (Vypusk 4): sb. st, pp. 347-367. M.: Russkii fond sodeistviia obrazovaniiu i nauke.

29. Freidenberg, O.M. (1998) Mif i literatura drevnosti [Myth and literature of Antiquity]. M.: "Vostochnaia literatura" RAN.

30. Gardiner, A.H. (1931) The Library of A. Chester Beatty: Description of a Hieratic Papyrus, with a Mythological Story, Love-Songs, and other Miscellaneous Texts. The Chester Beatty Papyri, No. 1. London: Emery Walker, Ltd.

31. Gennep, A., van. (1999) Obriady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obriadov [Rites of Passage. The systematic study of the rites]. M.: Izdatel'skaia firma "Vostochnaia literatura" RAN.

32. Girard, R. (2010) Nasilie i sviashchennoe [Violence and the sacred, translated from French]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

33. Grintser A. (1971) "Epos drevnego mira" ["Epic of the Ancient World"], in Tipologiia vzaimosviazi literatur drevnego mira, pp. 134-205. M.: Nauka.

34. Janot, F. (2000) "Les pastilles dorees de Re: une etape vers l'immortalite", Vesalius VI 1: 32-37.

35. Juergensmeyer, M., Kitts, M., Jerryson, M.K. (eds.) (2013) The Oxford Handbook of Religion and Violence. New York: Oxford University Press.

36. Kristeva, J. (2011) The Severed Head: Capital Visions. New York: Columbia University Press.

37. Kruglov, Iu.G. (ed.) (1983) Russkie narodnye skazki [Russian folk tales]. M.: Prosveshchenie.

38. Lilyquist, C. (2003) The Tomb of Three Foreign Wives of Tuthmosis III. New York: The Metropolitan Museum of Art.

39. Livshits, I.G. (1979) Skazki ipovesti Drevnego Egipta [Tales and Stories of Ancient Egypt]. L.: Nauka.

40. Mekis, T. (2012) "The Cartonnage of Nestanetjeretten (Louvre AF 12859; MG E 1082) and its Enigma", BIFAO 112: 243-274.

41. Murphy, A.R. (ed.) (2011) The Blackwell Companion to Religion and Violence. Chichester: Wiley-Blackwell.

42. Nerlich, A.G., Zink, A., Szeimies, U., Hagedorn, H.G. (2000) "Ancient Egyptian Prosthesis of the Big Toe", Lancet 356 (9248): 2176-2179.

43. Panov, M.V. (2011) "Istoriia o perevozchike Nemti v ‘Kalendare schastlivykh i neschastlivykh dnei'" ["The Story of the ferryman Nemti in ‘The Calendar of lucky and unlucky days'"], in Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha: [T.] 55: Peterburgskie egiptologicheskie chteniia 2009-2010: pamiati S. I. Khodzhash, pamiati A. S. Chetverukhina: doklady, pp. 192-202. SPb.: Izd-vo Gos. Ermitazha.

44. Propp, V.Ia. (1976) "Edip v svete fol'klora" [Oedipus in the Light of Folklore], in Fol'klor i deistvitel'nosf: izbrannye stat'i, pp. 258-299. M.: Nauka.

45. Propp, V.Ia. (2000) Istoricheskie korni volshebnoi skazki [Historical Roots of the Fairy Tale]. M.: Labirint.

46. Quack, J.F. (2013) "Conceptions Of Purity In Egyptian Religion", in C. Frevel, C. Nihan, (eds) Purity and the Forming of Religious Traditions in the Ancient Mediterranean World And Ancient Judaism (Dynamics in the History of Religion 3), pp. 115158. Leiden; Boston: Brill.

47. Quirke, S. (2015) Exploring Religion in Ancient Egypt. The Atrium, Southern Gate, Chichester, West Sussex, UK; Malden, MA: John Wiley & Sons, Ltd.

48. Katsnelson, I. (ed.) (1958) "Santi-Hemuas i ego syn Sa-Osiris" [Santi-Hemuas and his son Sa-Osiris], in Faraon Khufu i charodei. Skazki, povesti, pouchenia Drevnego Egipta, pp. 147-166. Moscow: Izdatel'stvo khudozhestvennoi literatury.

49. Tamarchenko, N.D. (2001) Teoreticheskaia poetika: Poniatiia i opredeleniia: Khrestomatiia dlia studentov [Theoretical Poetics: Concepts and Definitions: Reader for Students]. M.: RGGU.

50. Topfer, S. (2014) "The Instructions of the ‘Embalming Ritual' in the light of Archaeological Evidence", in Kothay, K.A. (ed.) Burial and Mortuary Practices in Late Period and Graeco-Roman Egypt, Proceedings of the International Conference held at Museum of Fine Arts, pp. 23-34. Budapest.

51. Twain, M. (1961) Sobranie sochinenii v 12 tomakh. Tom 11. Rasskazy. Ocherki. Publitsistika. 1894-1909 [Collected works in 12 volumes. Volume 11. Stories. Essays. Journalism. 1894-1909]. M.: GIKhL.

52. Velde H., te. (1967) Seth, God of Confusion: A Study of His Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden: E.J. Brill.

53. Zygmont, A.I. (2018) Nasilie i sakral'noe v filosofii Zhorzha Bataia: diss. na soisk. uch. st. kand. filos. nauk [Violence and the Sacred in the Philosophy of Georges Bataille: Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophy]. M.: NIU VSHE [https:// iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/aspir/autoreferat/zigmont/zygmont_dissertatsiya.pdf, accessed on 17.04.2020].


Рецензия

Для цитирования:


Мурашко А. Немти и золото: религиозное насилие и семантика наказания в древнеегипетской сказке. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(2):293-307. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-293-307. EDN: KLRIDF

For citation:


Murashko A. Nemti and Gold: Religious Violence and the Semantics of Punishment in an Ancient Egyptian Tale. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(2):293-307. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-293-307. EDN: KLRIDF

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)