Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Радикально новый взгляд на Павла», или «Павел в рамках иудаизма»: истоки, влияния, идеи

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-268-291

Аннотация

В статье рассматриваются реконструкции взглядов Павла на Закон, отношения между евреями и язычниками, искупление. Эти реконструкции были сделаны членами движения «Радикально новый взгляд на Павла / Павел в рамках иудаизма» (The radical new perspective on Paul / Paul within Judaism) в конце XX — начале XXI века. Данное движение берет свое начало в новых взглядах на иудаизм эпохи Второго Храма. Базис «Радикально нового взгляда на Павла» включает следующие положения: Павел оставался полноценным евреем, даже будучи последователем Иисуса; Павел также оставался соблюдающим Тору; Павел писал свои послания неевреям и адресовал свое Евангелие о еврейском Мессии язычникам; Павел воспринимал человечество как состоящее из двух частей: евреев и неевреев, даже если они объединены в Мессии; Павел также жил в состоянии эсхатологической напряженности, когда последние времена и мессианская эпоха наступят в ближайшем будущем. При этом Павел считал себя причастным к событиям, которые приведут к спасению всего мира. Еврейское происхождение и идентичность Павла — это неотъемлемый элемент его самопонимания как апостола Христа для язычников. Он специально занимается проблемой язычников. Дебаты Павла о язычниках и обрезании можно понять как внутренние еврейские дебаты о том, как включить неевреев в еврейские собрания. Всякий раз, когда Павел говорит что-то негативное о Законе, это всегда касается отношения язычников к Закону, а не евреев. Павел предлагает способ сохранить особенности своей этнической и религиозной идентичности, не отрицая этническую и религиозную идентичность других. Радикальный Павел проповедует более радикальную форму иудаизма для язычников, чем когда-либо предлагали синагоги диаспоры. Ученые, придерживающиеся рассматриваемой точки зрения, рассматривают тексты не на фоне иудаизма Второго Храма, а как тексты иудаизма Второго Храма.

Об авторе

Р. Попков
Университет ИТМО
Россия

Роман Попков – доцент

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Волчков А. Раннехристианская община в античном полисе. М., 2019.

2. Левинская И. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000.

3. Швейцер А. Мистика апостола Павла // Христос или Закон? Апостол Павел глазами новозаветной науки. М., 2006. С. 21–370.

4. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М., 2004.

5. Ястребов Г. Послания апостола Павла в современной науке // Павловы послания: комментированное издание. Москва, 2017. C. 751–770.

6. Barth, M. (1968) “Jews and Gentiles: The Social Character of Justification in Paul”, Journal of Ecumenical Studies 5: 241–267.

7. Barth, M. (1974) Ephesians: Introduction, Translation, and Commentary on Chapters 1–3. New Haven.

8. Barth, M. (1979) “St. Paul — a Good Jew”, Horizons in Biblical Theology 1: 7–45.

9. Chauvire, Ch. (2005) “Peirce, Popper, Abduction, and the Idea of Logic of Discovery”, Semiotica 135: 209–221.

10. Collins, J. (2017) The Invention of Judaism: Torah and Jewish Identity from Deuteronomy to Paul. Oakland.

11. Donaldson, T. (2006) “Jewish Christianity, Israel’s Stumbling and the Sonderweg Reading of Paul”, Journal for the Study of the New Testament 29(1): 27–54.

12. Du Toit, Ph. (2017) “The Radical New Perspective on Paul, Messianic Judaism and their connection to Christian Zionism”, in HTS Teologiese Studies/Theological Studies 73(3): 4603.

13. Eisenbaum, P. (2005) “Paul, Polemics, and the Problem of Essentialism”, Biblical Interpretation 13(3): 224–238.

14. Eisenbaum, P. (2009) Paul Was Not a Christian: The Original Message of a Misunderstood Apostle. New York.

15. Ehrensperger, K. (2020) “Die ›Paul within Judaism‹-Perspektive”, Evangelische Theologie 80(6): 455–64.

16. Fredriksen, P. (2010) “Judaizing the Nations: The Ritual Demands of Paul’s Gospel”, New Testament Studies 56: 232–52.

17. Fredriksen, P. (2014) “Paul’s Letter to the Romans, the Ten Commandments, and Pagan ‘Justification by Faith’”, Journal of Biblical Literature 133(4): 801–808.

18. Fredriksen, P. (2017) Paul: The Pagans’ Apostle. New Haven.

19. Gager, J. G. (2000) Reinventing Paul. Oxford.

20. Garroway, J. (2012) Paul’s GentileJews: Neither Jew nor Gentile, but Both. New York.

21. Garroway, J. (2019) “Paul: Within Judaism, Without Law”, in Lincicum, D. et al. (eds) Law and Lawlessness in Early Judaism and Christianity, pp. 49–66. Tübingen.

22. Gaston, Ll. (1987) Paul and the Torah. Vancouver.

23. Gathercole, S. (2002) Where Is Boasting? Early Jewish Soteriology and Paul’s Response in Romans 1–5. Michigan.

24. Grundmann, W. (1968) “The Teacher of Righteousness of Qumran and the Question of Justification by Faith in the Theology of the Apostle Paul”, in MurphyO’Connor, J. (ed.) Paul and Qumran: Studies in New Testament Exegesis, pp. 85–114. Chicago.

25. Hedner-Zetterholm, K. (2015) “The question of assumptions: Torah observance in the first century”, in Nanos, M., Zetterholm, M. (eds) Paul within Judaism: Restoring the FirstCentury Context to the Apostle, pp. 79–103. Minneapolis.

26. Johnson Hodge, C. (2007) If Sons, Then Heirs: A Study of Kinship and Ethnicity in the Letters of Paul. Oxford.

27. Kaden, D. (2016) Matthew, Paul, and the Anthropology of Law. Tubingen.

28. Langton, D. (2010) The Apostle Paul in the Jewish Imagination: A Study in Modern JewishChristian Relations. Cambridge.

29. Levine, L. (2005) The Ancient Synagogue: The First Thousand Years. New Haven.

30. Mussner, F. (1984) Tractate on the Jews: The Significance of Judaism for Christian Faith. Philadelphia.

31. Nanos, M. (1996) The Mystery of Romans: The Jewish Context of Paul’s Letters. Minneapolis.

32. Nanos, M. (2012) “Paul’s Relationship to Torah in Light of His Strategy ‘to Become Everything to Everyone’ (1 Corinthians 9:19-23)”, in Pollefeyt, D., Bieringer, R. (eds) Paul and Judaism: Crosscurrents in Pauline Exegesis and the Study of Jewish Christian Relations, pp. 106–40. London.

33. Nanos, M. (2013) “Paul’s Polemic in Philippians 3 as Jewish-Subgroup Vilification of Local Non-Jewish Cultic and Philosophical Alternatives”, Journal for the Study of Paul and His Letters 3(1): 47–91.

34. Nanos, M. (2016) “How Could Paul Accuse Peter of ‘Living Ethné-ishly’ in Antioch (Gal 2:11-21) If Peter Was Eating according to Jewish Dietary Norms?”, Journal for the Study of Paul and His Letters 6(2): 199–223.

35. Nanos, M. (2017) “Reading the Antioch Incident (Gal 2:11-21) as a Subversive Banquet Narrative”, Journal for the Study of Paul and His Letters 7(1-2): 26–52.

36. Nanos, M. (2019) “Paul — Why Bother? A Jewish Perspective”, Svensk Teologisk Kvartalskrift 95(4): 271–87.

37. Nanos, M. (2021) “Re-Framing Paul’s Opposition to Erga Nomou as ‘Rites of a Custom’ for Proselyte Conversion Completed by the Synecdoche ‘Circumcision’”, Journal of The Jesus Movement in Its Jewish Setting 8: 75–115.

38. Novenson, M. (2009) “The Jewish Messiahs, the Pauline Christ, and the Gentile Question”, Journal of Biblical Literature 128(2): 357–373.

39. Novenson, M. (2019) “Whither the Paul within Judaism Schule?”, Journal of The Jesus Movement in Its Jewish Setting 9: 79–88.

40. Novenson, M. (2021) “What eschatological pilgrimage of the Gentiles?”, in Abel, F. (ed.) Israel and the Nations: Paul’s Gospel in the Context of Jewish Expectation, pp. 61–74. London.

41. Novenson, M. (2022) “Anti-Judaism and Philo-Judaism in Pauline Studies, Then and Now”, in Bakker, A. et al. (eds) Protestant Bible Scholarship: Antisemitism, Philosemitism and AntiJudaism, pp. 106–124. Leiden.

42. Nyström, J. (2021) Reading Romans, Constructing Paul(s): A Conversation between Messianic Jews in Jerusalem and Paul within Judaism Scholars (PhD Thesis). Lund.

43. Osborne, R. (1964) “Did Paul go to Qumran?”, Canadian Journal of Theology X (1): 15–24.

44. Sandnes, K. O. (2018) Paul Perceived. An Interactionist Perspective on Paul and the Law. Tubingen.

45. Stendahl, K. (1976) Paul Among Jews and Gentiles and Other Essays. Philadelphia.

46. Stendahl, K. (1995) Final Account: Paul’s Letter to the Romans. Minneapolis.

47. Stowers, S. (1994) A Rereading of Romans: Justice, Jews, and Gentiles. New Haven.

48. Thiessen, M. (2016) Paul and the Gentile Problem. Oxford.

49. Thiessen, M. (2017) “Gentiles as impure animals in the writings of early Christ followers”, in Siegal, M., Grünstäudl, W., Thiessen, M. (eds) Perceiving the Other in Ancient Judaism and Early Christianity, pp. 19–32. Mohr Siebeck.

50. Thorsteinesson, R. (2005) Paul’s Interlocutor in Romans 2: Function and Identity in the Context of Ancient Epistolography. Stockholm.

51. Westerholm, S. (2004) Perspectives Old and New on Paul: The “Lutheran” Paul and His Critics. Michigan.

52. Zetterholm, M. (2015) “Paul within Judaism: The State of the Questions”, in Nanos, M., Zetterholm, M. (eds) Paul within Judaism: Restoring the FirstCentury Context to the Apostle, pp. 31–51. Minneapolis.

53. Zetterholm, M. (2016) “The Antioch Incident Revisited”, Journal for the Study of Paul and His Letters 6 (2): pp. 249–269.


Рецензия

Для цитирования:


Попков Р. «Радикально новый взгляд на Павла», или «Павел в рамках иудаизма»: истоки, влияния, идеи. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(1):268-291. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-268-291

For citation:


Popkov R. The Radical New Perspective on Paul, or Paul within Judaism: Origins, Influences, Ideas. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(1):268-291. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-268-291

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)