Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-235-262

EDN: NFRXFI

Аннотация

На основе анализа визуального контента, доступного в социальной сети Instagram, в статье рассматривается феномен holy selfie как способ выра жения религиозной идентичности последователей православия и католицизма. Селфи как способ самопрезентации в сети позволяют верующим фиксировать свою причастность к сакральным местам, персонам, событиям и предметам. Несмотря на неодобрение со стороны православных и католических священников, увлечение селфи становится одним из способов консолидации религиозных сообществ вокруг религиозного опыта. На основе концептуального и методологического анализа научных исследований, посвященных селфи и репрезентации религии в медийном пространстве, контент-анализа 200 селфи, представленных в открытом сегменте Instagram, а также изучения мнения католических и православных священников по отношению к селфи были сделаны следующие выводы. Во-первых, коммуникационная функция и функция памяти в holy selfie сливаются. Во-вторых, были выделены два принципиально разных визуальных канона селфи, репрезентирующих православных и католических пользователей. Оба канона, несмотря на стихийность их формирования, подвержены влиянию медийной политики Римско-католической и Русской православной церквей, при этом выполняя свою основную функцию отражения экзистенциальных и коммуникативных потребностей пользователей.

Об авторах

Софья Тихонова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Россия


Елена Медведева
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Россия


Список литературы

1. Гришаева Е.И. Возможности и границы применения теории медиатизации к исследованию религии в публичном пространстве: опыт скандинавских стран // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 1. С. 132-140.

2. Насртдинова В.М. Медийное и (квази) религиозное: духовный поиск или #пасхаон-лайн? // Научные ведомости НИУ БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 21(242). С. 125-129.

3. Сушко В.А. История возникновения и методология сетевого анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. № 1. С. 161-181.

4. Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.

5. Caidi, N., et al. (2018) "Holy Selfies: Performing Pilgrimage in the Age of Social Media", The International Journal of Information, Diversity, & Inclusion 2(1-2).

6. Gillian, R. (2012) Visual Methodologies: An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. 3rd ed. Los Angerles, London, New Delhi, Washington: Sage.

7. Grishaeva, E. (2018) "Vozmozhnosti i granitsy primeneniia teorii mediatizatsii k issle-dovaniiu religii v publichnom prostranstve: opyt skandinavskikh stran" [Possibilities and Limits of the Application of the Theory of Mediatization to the Study of Religion in Public Space: the Experience of the Scandinavian Countries], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina 1: 132140.

8. Eckel, J., Ruchatz, J., Wirth, S. (2018) "The Selfie as Image (and) Practice: Approaching Digital Self-Photography", in J. Eckel, J. Ruchatz, S. Wirth (eds.) Exploring the Selfie: Historical, Theoretical, and Analytical Approaches to Digital Self-Photography, pp. 1-24. Marburg: Palgrave Macmillan.

9. Finnemann, N.O. (2011) "Mediatization Theory and Digital Media", Communications 36: 67-89.

10. Frosh, P. (2015) "The Gestural Image: The Selfie, Photography Theory, and Kinesthetic Sociability", International Journal of Communication (9): 1607-1628.

11. Gunthert, A. (2018) "The Consecration of the Selfie: A Cultural History", in J. Eckel, J. Ruchatz, S. Wirth (eds) Exploring the Selfie: Historical, Theoretical, and Analytical Approaches to Digital Self-Photography, pp. 27-48. Marburg: Palgrave Macmillan.

12. Hjarvard, S. (2012) "Three Forms of Mediatized Religion", in S. Hjarvard, M. Lovheim (eds.) Mediatization and Religion: Nordic Perspectives, pp. 21-44. Goteborg: Nordicom.

13. Howe, J. (2014) Kraudsorsing: Kollektivnyi razum kak instrument razvitiia biznesa [Crowdsourcing. Collective mind as a tool for business development]. M.: Alpina Publisher.

14. Kress, G., Van Leeuwen, T. (2006) Reading Images: The Grammar of Visual Design. London: Routledge.

15. Lovheim, M. (2011) "Mediatisation of Religion: A Critical Appraisal", Culture and Religion: An Interdisciplinary Journal 12(2): 153-166.

16. Mitchell, William J. (1992) The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge (Massachusetts): The MIT Press.

17. Nasrtdinova, V. (2016) "Mediinoe i (kvazi)religioznoe: dukhovnyi poisk ili #paskhaonlain?", [Media and (Quasi)Religiousity: Moral Serch or #Easteronline?], Nauchnye vedomosti niu belgu, seriya "gumanitarnye nauki" 21(242), 31: 125-129.

18. Rettberg, J.W. (2014) Seeing Ourselves Through Technology: How We Use Selfies, Blogs and Wearable Devices to See and Shape Ourselves. New York, Palgrave Macmillan.

19. Rubinstein, D. (2015) "Gift of the Selfie", in A. Bieber (ed.) Ego Update: The Future of Digital Identity, pp. 162-177. Dusseldorf: NRW-Forum.

20. Ruchatz, J. (2018) "Selfie Reflexivity: Pictures of People Taking Photographs", in J. Eckel, J. Ruchatz, S. Wirth (eds.) Exploring the Selfie: Historical, Theoretical, and Analytical Approaches to Digital Self-Photography, pp. 49-82. Marburg: Palgrave Macmillan.

21. Senft, T.M., Baym, N.K. (2015) "What Does the Selfie Say? Investigating a Global Phenomenon. Introduction", International Journal of Communication (9): 1588-1606.

22. Sushko, V. (2018) "Istoriia vozniknoveniia i metodologiia setevogo analiza" [The Origins and Methodology of Network Analysis], Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii 21(1): 161-181.

23. Tifentale, A. (2015) "Making Sense of the Selfie: Digital Image-Making and Image-Sharing in Social Media", Scriptus Manet 1: 47-59.

24. Tifentale, A., Manovich, L. (2014) "Selfiecity: Exploring Photography and Self-Fashioning in Social Media", in D.M. Berry, M. Dieter (eds) Postdigital Aesthetics. Art, computation and design, pp. 109-122. UK: Palgrave Macmillan.

25. Veum, A., Undrum, L. (2017) "The Selfie as a Global Discourse", Discourse & Society 29(1): 86-103.


Рецензия

Для цитирования:


Тихонова С., Медведева Е. Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(2):235-262. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-235-262. EDN: NFRXFI

For citation:


Tikhonova S., Medvedeva E. Holy Selfie in Catholicism and Eastern Orthodoxy: A Comparative Analysis of a New Visual Canon. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(2):235-262. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-235-262. EDN: NFRXFI

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)