Тебя любя, себя творю: из опыта суфийских практик ингушских женщин
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-491-522
Аннотация
В статье рассматриваются религиозные практики ингушских женщин, являющихся адептами чеченского шейха кадирийского тариката Кунтахаджи Кишиева. В фокусе внимания — кадирийский ритуал громкого радения (зикр джахр), практикуемый ингушскими женщинами с конца XIX в. Указанный зикр характерен для женщин Чечни, Дагестана и Грузии, где живут адепты Кунта-хаджи Кишиева. Но в данной статье рассматриваются только религиозные практики ингушских женщин. Автор не ставил целью сравнительный анализ, так как для этого нужно проводить полевые исследования ввиду отсутствия опубликованных работ по указанной теме. Цель данной статьи — ввести в научный оборот сведения, касающиеся ритуальной практики зикра, собранные в ходе полевых исследований. Подробное их описание позволит исследователям изучать различные аспекты духовной жизни ингушских женщин и делать всесторонний анализ этой религиозной практики. Авторы показали, в какой исторический период и под чьим влиянием женщины получили возможность участвовать в ритуалах громкого зикра, как женщины приходят в религиозное братство, каковы причины и мотивы, движущие женщинами в поисках душевного равновесия, возрастной и социальный состав участниц ритуала. Рассмотрено, какие практики были характерны для ингушских женщин в конце XIX и начале ХХ в., как политические процессы влияли на женскую религиозную активность, связанную с ритуалом зикра. Отражение данной темы в таком ключе не только позволяет увидеть те изменения, которые произошли в религиозной жизни женских суфийских групп Ингушетии, но и показывает, какое значение в жизни общества и самих участниц имели и имеют современные религиозные практики громкого зикра. В заключении отмечается, как повлиял процесс реисламизации последних лет на возрастной и численный состав участниц суфийских практик. Это приводит к неутешительным прогнозам, связанным с бытованием этого ритуала в ингушском обществе: если не изменится отношение к женским религиозным практикам, возможно, в ближайшие годы они перестанут существовать. В статье использованы современные методы историко-этнологического описания, необходимые для подробного рассмотрения и фиксации региональных особенностей ритуальных практик ингушских женщин.
Об авторе
М. АлбогачиеваРоссия
Макка Албогачиева — заведующая отделом этнографии Кавказа
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Абашин С. Н., Бобровников В. О. «Соблазны культа святых» // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе /Сост.: С. Н. Абашин, В. О. Бобровников. М.: Восточная литература, 2003. С. 3–17.
2. Акаев В. Х. Шейх Кунта-хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2016. Т. 12. № 1. С. 95–108.
3. Акаев В. Х. Шейх Кунта-хаджи: Жизнь и учение. Грозный: НИИ гуманитарных наук ЧР, 1994.
4. Акимушкин О. Ф. Силсила // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 208–209.
5. Акимушкин О.Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем //Введение к рус. изд. кн.: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. C. 3–22.
6. Албогачиев Р.Ш. Святые места, связанные с именем святого устаза Киши-хаджи // Шейх, устаз, овлия Кунта-хаджи Кишиев. Нальчик: Тетраграф, 2012. С. 617–620.
7. Албогачиева М. Современные суфийские практики ингушских женщин //Кавказ: перекресток культур. Вып. 3. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2021. C. 174–194.
8. Албогачиева М.С.Г. Женские суфийские практики громкого зикра в Ингушетии// Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2018. Т. 14. № 2. С. 149–164.
9. Албогачиева М.С.Г. Зийараты и культовые сооружения в Ингушетии//Казанское исламоведение. 2015. № 1. С. 149–160.
10. Албогачиева М.С.Г. Ислам в Ингушетии: этнография и историко-культурные аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2017.
11. Албогачиева М. Кунта-хаджи Кишиев, его проповедь и последователи//Шейх, Устаз, Овлия Кунта-Хаджи Кишиев: сборник статей. Нальчик: Тетраграф, 2012. С. 101-107.
12. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI–XII века) / Отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Восточная литература, 2003.
13. Ахриев Ч. Об ингушских женщинах //Терские ведомости. 1871 в. № 31; Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследования и материалы 1892–1894 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2008.
14. Бобровников В. Шариатские суды на Северном Кавказе // Отечественные записки. 2003. № 5 (13). С. 65–69.
15. Вачагаев М. Шехи и зияраты Чечни. М.: Можаски полиграфкомбинат, 2009. С. 58.
16. Гарсаев Л.М. Роль и место вайнахской женщины в суфийском братстве Кунта-Хаджи — Чечня (некоторые аспекты) //Рефлексия. 2012. № 2–6. С. 7–9.
17. Гарсаев Л.М., Гарасаев Х.А.М. К вопросу о роли и месте вайнахской женщины в суфийском братстве Кунта-хаджи — Чечня (некоторые аспекты) //Религия, религиозные организации, стратегии и практики дерадикализации: гендерный аспект. Материалы Международно научно-практической конференции, Махачкала, 24–25 июня 2022 года. Махачкала: АЛЕФ, 2022. С. 34–39.
18. Кныш А. Д. Суфизм //Социальное партнерство. М.: Большая российская энциклопедия, 2016. С. 462–465.
19. Мутиева О.С. Религиозные практики женщин в мусульманских общинах Северного Кавказа: история и современность //Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2022. Т. 37. Вып. 3. С. 7–14.
20. Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). М.: Языки славянских культур, 2009.
21. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: Вост. лит. РАН, 2004.
22. Резван Е.А. Зийарат // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 77.
23. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М.: Наука. Глав. редакция восточной лит., 1987.
24. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука. Глав. редакция восточной лит., 1990.
25. Тутаева Л. О. Исламские неофиты в Ингушетии//Этнокультурное пространство Кавказа в системе межэтнических и межконфессиональных коммуникаций: сборник научных статей. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 38–45.
26. Хизриева Г. Вирдовые братства на Северо-Восточном Кавказе как сеть религиозных практик //Суфизм как социальная система в российской умме. 04.02.2009 [http://www.idmedina.ru/books/school-book/?593, доступ от 26.10.2023].
27. Хизриева Г.А., Султыгов А.Л.А. Женское религиозное образование у суфиев вайнахов //Религиоведение. 2005. № 2. С. 43–48.
28. Хисматулин А.А. Суфизм. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2003.
29. Abashin, S.N., Bobrovnikov, V.O. (2003) “Soblazny kul’ta sviatykh” [The temptations of the cult of the saints], in S.N. Abashin, V.O. Bobrovnikov (eds) Podvizhniki islama: Kult sviatykh i sufizm v Srednei Azii i na Kavkaze, s. 3–17. M.: Vostochnaia literatura.
30. Akaev, V. Kh. (1994) Sheikh Kuntakhadzhi: Zhizn’ i uchenie [Sheikh Kunta Hajji: Life and Teachings]. Groznyi: NII gumanitarnykh nauk ChR.
31. Akaev, V. Kh. (2016) “Sheikh Kunta-khadzhi Kishiev v dukhovnoi kul’ture chechentsev: osnovnye vekhi zhizni, sut’ ucheniia i ego sovremennoe znachenie” [Sheikh KuntaKhadji Kishiyev in Chechen Spiritual Culture: Major Milestones of Life, Essence of Teachings and Their Contemporary Significance], Islam v sovremennom mire: vnutrigosudarstvennyi i mezhdunarodnopoliticheskii aspekty 12(1): 95–108.
32. Akhriev, Ch. (1871) “Ob ingushskikh zhenshchinakh” [About Ingush women], Terskie vedomosti 31.
33. Akimushkin, O. F. (1989) “Sufiiskie bratstva: slozhnyi uzel problem” [Sufi fraternities: a complex knot of problems], in Trimingem Dzh. S. Sufiiskie ordeny v islame, s. 3–22. M.: Nauka.
34. Akimushkin, O.F. (1991) “Silsila” [Silsila], Islam: Entsiklopedicheskii slovar’, s. 208–209. M.: Nauka.
35. Albogachiev, R. Sh. (2012) “Sviatye mesta, sviazannye s imenem sviatogo ustaza Kishikhadzhi” [Holy places associated with the name of the holy ustaz Kishi Haji], Sheikh, ustaz, ovliia Kuntakhadzhi Kishiev, s. 617–620. Nal’chik: Tetragraf.
36. Albogachievа, М. (2012) “Kunta-hadzhi Kishiev, ego propoved i posledovateli” [Kunta-haji Kishiev, his sermon and followers], Sheikh, ustaz, ovliia Kuntakhadzhi Kishiev, s. 101-107. Nal’chik: Tetragraf.
37. Albogachieva M. S.-G. (2018) “Zhenskie sufiiskie praktiki gromkogo zikra v Ingushetii” [Women’s Sufi practices of loud zikra in Ingushetia], Islam v sovremennom mire: vnutrigosudarstvennyi i mezhdunarodnopoliticheskii aspekty 14(2): 149–164.
38. Albogachieva, M. (2021) “Sovremennye sufiiskie praktiki ingushskikh zhenshchin” [Modern Sufi practices of Ingush women], Kavkaz: perekrestok kul’tur. Vyp. 3, s. 174–194.
39. SPb.: Muzei antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN. Albogachieva, M. S.-G. (2015) “Ziiaraty i kul-tovye sooruzheniia v Ingushetii” [Ziyaraty and religious buildings in Ingushetia], Kazanskoe islamovedenie 1: 149–160.
40. Albogachieva, M. S.-G. (2017) Islam v Ingushetii: etnografiia i istorikokul’turnye aspekty [Islam in Ingushetia: ethnography and historical and cultural aspects]. SPb.: MAE RAN.
41. Alikberov, A.K. (2003) Epokha klassicheskogo islama na Kavkaze: Abu Bakr adDarbandi i ego sufiiskaia entsiklopediia “Raikhan alkhaka’ik” (XI–XII veka) [Era of classical Islam in the Caucasus: Abu Bakr al-Darbandi and ego Sufi encyclopedia “Raihan al-hakaik” (11th–12th centuries)]. M.: Vostochnaia literature.
42. Arberry, A. J. (1970) Sufism: An Account of the Mystics of Islam. New York: Evanston: Harper & Row.
43. Bobrovnikov, V. (2003) “Shariatskie sudy na Severnom Kavkaze” [Sharia courts in the North Caucasus], Otechestvennye zapiski 5(13): 65–69.
44. Chittick, W.C. (1998) The SelfDisclosure of God (Principles of Ibn alArabi’s Cosmology). Albany: State University of New York Press.
45. Corbin, H. (1969) Creative Imagination in the Sufism of Ibn ‘Arabi. Prinston University Press.
46. Dalgat, B.K. (2008) Rodovoi byt i obychnoe pravo chechentsev i ingushei. Issledovaniia i materialy 1892–1894 gg. [Family life and customary law of Chechens and Ingush. Research and materials 1892–1894]. M.: IMLI RAN.
47. Garsaev, L. M., Garasaev, Kh.-A. M. (2022) “K voprosu o roli i meste vainakhskoi zhenshchiny v sufiiskom bratstve Kunta-khadzhi — Chechnia (nekotorye aspekty)” [On the question of the role and place of the Vainakh woman in the Sufi brotherhood of Kunta Haji — Chechnya (some aspects)], Religiia, religioznye organizatsii, strategii i praktiki deradikalizatsii: gendernyi aspekt: Materialy Mezhdunarodnoii nauchnoprakticheskoi konferentsii, Makhachkala, 24–25 iiunia 2022 goda, s. 34–39. Makhachkala: ALEF.
48. Garsaevm L.M. (2012) “Rol’ i mesto vainakhskoi zhenshchiny v sufiiskom bratstve KuntaKhadzhi — Chechnia (nekotorye aspekty)” [The Role and Place of a Vainakh Woman in the Sufi Brotherhood of Kunta Hajji — Chechnya (Some Aspects)], Refleksiia 2–6: 7–9.
49. Khismatulin, A. A. (2003) Sufizm [Sufism]. SPb.: Azbuka klassika: Peterburgskoe Vostokovedenie.
50. Khizrieva, G. (2009) “Virdovye bratstva na Severo-Vostochnom Kavkaze kak setreligioznykh praktik” [Vird fraternities in the Northeast Caucasus as a network of religious practices], Sufizm kak sotsial’naia sistema v Rossiiskoi umme [http://www.idmedina.ru/books/school-book/?593, dostup ot 26.10.2023].
51. Khizrieva, G.A., Sultygov, A. L.-A. (2005) “Zhenskoe religioznoe obrazovanie u sufiev vainakhov” [Female religious education among the Vainakh Sufis], Religiovedenie 2: 43–48.
52. Knysh, A.D. (2016) “Sufizm” [Sufism], Sotsial’noe partnerstvo, s. 462–465. M.: Bolshaia rossiiskaia entsiklopediia.
53. Mutieva, O. S. (2022) “Religioznye praktiki zhenshchin v musul-manskikh obshchinakh Severnogo Kavkaza: istoriia i sovremennost” [Religious Practices of Women in Muslim Communities of the North Caucasus: History and Modernity], Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2. Gumanitarnye nauki 37(3): 7–14.
54. Nasyrov, I. R. (2009) Osnovaniia islamskogo mistitsizma (genezis i evoliutsiia) [The foundations of Islamic mysticism (genesis and evolution).]. M.: Iazyki slavianskikh kul’tur.
55. Prozorov, S.M. (2004) Islam kak ideologicheskaia sistema [Islam as an ideological system]. M.: Vost. lit. RAN.
56. Rezvan, E.A. (1991) “Ziiarat” [Zirarat], in Islam: Entsiklopedicheskii slovar’, s. 77. M.: Nauka.
57. Smirnov, A.V. (1987) Velikii sheikh sufizma [The great sheikh of Sufism]. M.: Nauka. Glav. redaktsiia vostochnoi lit.
58. Stepaniants, M.T. (1990) Filosofskie aspekty sufizma [Philosophical aspects of Sufism]. M.: Nauka. Glav. redaktsiia vostochnoi lit.
59. Tutaeva, L. O. (2022) “Islamskie neofity v Ingushetii” [Islamic neophytes in Ingushetia], Etnokul’turnoe prostranstvo Kavkaza v sisteme mezhetnicheskikh i mezhkonfessional’nykh kommunikatsii: sbornik nauchnykh statei, s. 38–45. M.: MAKS Press.
60. Vachagaev, M. (2009) Sheiikhi i ziiaraty Chechni [Sheikhs and ziyarats of Chechens]. M.: Mozhaiiskiii poligrafkombinat.
Рецензия
Для цитирования:
Албогачиева М. Тебя любя, себя творю: из опыта суфийских практик ингушских женщин. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):491-522. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-491-522
For citation:
Albogachieva M. Loving You, I Create Myself: From the Experience of Sufi Practices of Ingush Women. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):491-522. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-491-522