Антропология религиозной организации: пример прихода мечети «Ихлас» в Татарстане
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-449-490
Аннотация
Внедрение в организации принципов открытости и инклюзивности помогает добиваться значительных успехов в реализации долгосрочной стратегии и повышает эффективность бизнеса. Каким же образом в организациях происходит формирование культуры с такими ценностными характеристиками? В этой связи интересен опыт команды сподвижников Инсаф-хазрата, имам-хатыба (руководителя) районной мечети «Ихлас» (искренность) г. Набережные Челны, основанной в 2002 г. Ценностные ориентиры лидеров махалли (общины) послужили основой для сплочения религиозного сообщества и создания корпоративной культуры с элементами, характерными для эффективных инновационных рыночных компаний. В новых условиях, с использованием современных средств коммуникации и социальных сетей, мечеть быстрыми темпами приобрела статус духовного, социального и культурного центра, выйдя за локальные рамки. В настоящей статье представлены результаты этнографии религиозной организации прихода мечети «Ихлас» в концептуальных рамках теории организационной культуры Э. Шейна. Дешифровку феномена организационной культуры по Шейну следует осуществлять качественными «медленными» методами исследования в три этапа, соответствующие трем уровням модели формирования культуры организации: артефакты, провозглашаемые ценности и базовые представления. В фокусе внимания данной работы лишь небольшая часть элементов корпоративной культуры прихода мечети «Ихлас». По ним мы можем соотнести культуру этой организации преимущественно с «зеленым» идеальным типом в соответствии с типологией спиральной теории развития К. Грейвза.
Ключевые слова
Об авторе
И. ПанковРоссия
Игорь Панков — исследователь в Международном центре исламских исследований
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бек Д., Кован К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. BestBusinessBooks, Открытый Мир, 2010.
2. Беккин Р. И. «Люди в верности надежные…»: татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века). М.: Новое литературное обозрение, 2022.
3. Богатырь Н.В. Антропология организаций и сетевых сообществ: история и современность //Этнографическое обозрение. 2012. № 3. С. 3–13.
4. Браун Д., Крамер И. Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера. М.: Альпина Паблишер, 2018.
5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетея, 2007.
6. Бушуев А.С. Криминальная активность молодежи г. Набережные Челны в 1985–2005 годах //Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 27–30.
7. Вахштaн В. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетево теории//Социологическое обозрение. 2005. Т. 4, № 1. С. 94–115.
8. Волынская Е. Загадки медресе «олдыз» //Челны ЛТД. 1999. 24 июня.
9. Волынская Е. История медресе «олдыз» //Челны ЛТД, 1999. 23 сент.
10. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
11. Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н., Лиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. СПб.: Питер, 2013.
12. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Corpus, 2022.
13. Емельянов Н. Н. «Жатвы много, а делателей мало». Проблема взаимодействия священников и мирян в современной России. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
14. Зиновьева Е.А. Адхократическая организационная культура самообучающейся организации//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 4(43). С. 170–173.
15. Зябриков В.В. Культура определяет стратегию и структуру //Финансовый бизнес. 2012. Вып. 6. C. 48–51.
16. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: Издательский дом «Хузур» — «Спокойствие», 2020.
17. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры/ Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб: Питер, 2001.
18. Коллектив авторов «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность». Дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейско части России и Крыма / Под ред. Р. И. Беккина. М.: НЛО, 2021.
19. Коллинз Д. От хорошего к великому. СПб: Стокгольмская школа экономики в СанктПетербурге, 2006.
20. Крамер И., Браун Д. Как управлять корпоративным племенем. Прикладная антропология для топ-менеджера. М.: Альпина Паблишер, 2020.
21. ЛевиСтросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. Москва: «Текст», 2016.
22. Лотман Ю.М. Проблема знака в искусстве [1964] // Об искусстве. СПб.: ИскусствоСПБ, 2000.
23. Островскаямл. Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологи. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2005.
24. Пригожин А. И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003.
25. Романов П.В. Социальная антропология организации: история, эпистемология и основные методологические принципы //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 4.
26. Руми. Д. Сокровища вспоминания. М.: Ганга, 2017.
27. Руткевич Е.Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro и Contra //Вестник Института социологии. 2012. № 6. С. 208–233.
28. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Издательство «Эксмо», 2007.
29. Стивенсон С. Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России. Москва: Страна Оз, 2017.
30. Сторчак В.М., Элбакян Е.С. Социология религии: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2017.
31. Тромпенаарс Ф., ХэмденТернер Ч. 4 типа корпоративной культуры. Минск: Попурри, 2012.
32. Усманова Д.М., Михалов А.Ю. Ислам и православие в позднеимперско России: институты и социально-правово статус (на примере Волго-Уральского региона). Казань: Яз, 2014.
33. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб: Питер, 2002.
34. Bek, D., Kovan, K. (2010) Spiral’naia dinamika. Upravliaia tsennostiami, liderstvom i izmeneniiami v XXI veke [Spiral Dynamics. Managing Values, Leadership and Changes in the 21st Century]. BestBusinessBooks, Otkrytyi Mir.
35. Bekkin, R.I. (2022) “Liudi v vernosti nadezhnye…”: tatarskie muftiiaty i gosudarstvo v Rossii (XVIII–XXI veka) [“People Who are Reliable in Loyalty...”: Tatar Muftiiats and the State in Russia (18–21 centuries)]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
36. Bogatyrʹ, N.V. (2012) “Antropologiia organizatsii i setevykh soobshchestv: istoriia i sovremennost’” [Anthropology of Organizations and Network Communities: History and Modernity], Etnograficheskoe obozrenie 3: 3–13.
37. Braun, D., Kramer, I. (2018) Korporativnoe plemia. Chemu antropolog mozhet nauchit’ topmenedzhera [Corporate Tribe. What an Anthropologist Can Teach a Top Manager]. M.: Alʹpina Pablisher.
38. Burdʹe, P. (2007) Sotsial’noe prostranstvo: polia i praktiki [Social Space: Fields and Practices]. SPb.: Aleteiia.
39. Bushuev, A. S. (2011) “Kriminalʹnaia aktivnost’ molodezhi g. Naberezhnye Chelny v 1985–2005 godakh” [Criminal Activity of Youth of Naberezhnye Chelny in 1985–2005], Vestnik Chuvashskogo universiteta 4: 27–30.
40. Conger, J.A. (1989) The Charismatic Leader. San Francisco: Jossey-Bass.
41. Czarniawska, B. (2012) “Organization Theory Meets Anthropology: A Story of an Encounter”, Journal of Business Anthropology 1(1): 118–140.
42. Denison, D., Khoishberg, R., Lein, N., Lif, K. (2013) Izmenenie korporativnoi kul’tury v organizatsiiakh [Changing Corporate Culture in Organizations]. SPb.: Piter.
43. Dokinz, R. (2022) Egoistichnyi gen [Egoistic Gene]. Corpus. 2022.
44. Emelʹianov, N. N. (2019) “Zhatvy mnogo, a delatelei malo”. Problema vzaimodestviia sviashchennikov i mirian v sovremennoi Rossii [“Lots of Harvest, but Few of Workers”. The Problem of Interaction Between Priests and Laity in Modern Russia]. M.: Izd-vo PSTGU.
45. Girts, K. (2004) Interpretatsiia kul’tur [Interpretation of Cultures]. M.: ROSSPEN.
46. Glock, Ch. Y., Stark, R. (1968) American Piety: The Nature of Religious Commitment. Berkeley: University of California Press.
47. Howe, N., Strauss, W. (2000) Millennials Rising: The Next Great Generation. New York, Vintage Books.
48. Kaliam Sharif. Perevod smyslov (2020) [Kalam Sharif. Translation of Meanings]. Kazan’: Izdatelʹskii dom “Khuzur” — “Spokoistvie”.
49. Kameron, K., Kuinn, R. (2001) Diagnostika i izmenenie organizatsionnoi kulʹtury [Diagnostics and Change of the Corporate Culture]. SPb: Piter.
50. Bekkin, R.I. (ed.) (2021) “Islam, imeiushchii mirnuiu i dobruiu sushchnost’”. Diskurs o traditsionnom islame v srede tiurokmusul’man evropeiskoi chasti Rossii i Kryma [“Islam, That Has a Peaceful and Kind Essence”. Discourse on Traditional Islam Among the Muslim Turks of the European Part of Russia and Crimea]. M.: NLO.
51. Kramer, I., Braun, D. (2020) Kak upravliat’ korporativnym plemenem. Prikladanaia antropologiia dlia topmenedzhera [How to Manage a Corporate Tribe. Applied Anthropology For a Top Manager]. M., Alʹpina Pablisher.
52. Kollinz, D. (2006) Ot khoroshego k velikomu [From Good to Great]. Stokgolʹmskaia shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge.
53. Latour, B. (2005) Reassembling the Social: An Introduction to ActorNetworkTheory. Oxford: Oxford University Press.
54. Levi-Stross, K. (2016) Uznavat’ drugikh. Antropologiia i problemy sovremennosti [Getting To Know Others. Anthropology and Problems of Modernity]. Moskva: “Tekst”.
55. Ostrovskaia-ml., E.A. (2005) Religioznaia model’ obshchestva: Sotsiologicheskie aspekty institutsionalizatsii traditsionnykh religioznykh ideologii [Religious Model of Society: Sociological Aspects of Institutionalization of Traditional Religious Ideologies]. SPb.: Izd-vo SPb. un-ta.
56. Pless, N.M., Maak, T. (2004) “Building an Inclusive Diversity Culture: Principles, Processes and Practice”, Journal of Business Ethics 54: 129–147.
57. Prigozhin, A.I. (2003) Metody razvitiia organizatsii [Methods of Organization Development]. M.: MTsFER.
58. Romanov, P.V. (1999) “Sotsial’naia antropologiia organizatsii: istoriia, epistemologiia i osnovnye metodologicheskie printsipy” [Social Anthropology of the Organization: History, Epistemology and Basic Methodological Principles], Zhurnal sotsiologii i sotsialʹnoi antropologii II(4).
59. Rumi, D. (2017) Sokrovishcha vspominaniia [Treasures of Remembrance]. M.: Ganga.
60. Rutkevich, E.D. (2012) “‘Novaia paradigma’ v sotsiologii religii: Pro i Contra” [A New Paradigm in the Sociology of Religion: Pro and Contra], Vestnik Instituta sotsiologii 6: 208–233.
61. Stivenson, S. (2017) Zhizn’ po poniatiiam. Ulichnye gruppirovki v Rossii [Life by Concepts. Street Groups in Russia]. Moskva: Strana Oz.
62. Storchak, V.M., Ėlbakian, E. S. (2017) Sotsiologiia religii: uchebnik dlia akademicheskogo bakalavriata [Sociology of Religion: Textbook for Academic Bachelor’s Degree]. Moskva: Izdatel’stvo Iurait.
63. Trompenaars, F., Khėmden-Terner, Ch. (2012) 4 tipa korporativnoĭ kul’tury [4 Types of Corporate Culture]. Minsk: Poppuri.
64. Stark, R., Finke, R. (2000) Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. University of California Press.
65. Usmanova, D.M., Mikhailov, A. Iu. (2014) Islam i pravoslavie v pozdneimperskoi Rossii: instituty i sotsial’nopravovoi status (na primere VolgoUralʹskogo regiona)
66. [Islam and Orthodoxy in Late Imperial Russia: Institutions and Socio-Legal Status (on the Example of the Volga-Ural region)]. Kazan’: Iaz.
67. Vakhshtain, V. (2005) “Vozvrashchenie material’nogo. ‘Prostranstva’, ‘seti’, ‘potoki’ v aktorno-setevoi teorii” [The Return of the Material. “Spaces”, “Networks”, “Flows” in the Actor-Network Theory], Sotsiologicheskoe obozrenie 4(1): 94–115.
68. Volynskaia, E. (1999) “Zagadki medrese ‘Ioldyz’” [Mysteries of the Madrasah ‘Ioldyz’], Chelny LTD. June 24.
69. Volynskaia, E. (1999) “Istoriia medrese ‘Ioldyz’” [The History of the Madrasah “Ioldyz”], Chelny LTD. Sept 23.
70. Ybem, S., Yanow, D., Wels, H., Kamsteeg, F. (2009) Organizational Ethnography. Studying the Complexities of Everyday Life. SAGE Publications Ltd.
71. Ziabrikov, V.V. (2012) “Kulʹtura opredeliaet strategiiu i strukturu” [Culture Defines Strategy and Structure], Finansovyi biznes 6: 48–51.
72. Zinovʹeva, E.A. (2012) “Adkhokraticheskaia organizatsionnaia kul’tura samoobuchaiushcheisia organizatsii” [Adhocracy Organizational Culture of a Self-Learning Organization], Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial’noekonomicheskogo universiteta 4(43): 170–173.
Рецензия
Для цитирования:
Панков И. Антропология религиозной организации: пример прихода мечети «Ихлас» в Татарстане. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):449-490. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-449-490
For citation:
Pankov I. Anthropology of Religious Organization. A Case of the Ihlas Mosque’s Parish in Tatarstan. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):449-490. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-449-490