Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Производство «исламского» как маркер границ «чужого» пространства в городских нарративах (на примере Иркутска)

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-420-448

Аннотация

В статье рассматриваются практики маркирования городского пространства как «исламского» мусульманами и немусульманами. Цель исследования — проверить гипотезу о том, что «религиозные» пространства воспринимаются горожанами как формирующие ситуацию пограничья между «своим» и «чужим» городом, причем представление об этой границе поддерживается как мусульманами, так и немусульманами. Предполагается, что маркирование территории как «исламской» провоцирует символические конфликты за «право на город». Принадлежность к исламу рассматривается местными жителями как маркер экспансивного «чужого» пространства, обладающего способностью трансформировать окружающие территории в себе подобные. В городских нарративах фактор принадлежности к исламу приводит к возникновению конкуренции между различными городскими субъектами. Например — между представителями мусульманских сообществ и жильцами близлежащих к религиозным объектам или «мигрантской» инфраструктуре, также нередко маркируемой как «религиозная», домов. Исследование построено на полуструктурированных интервью и наблюдениях на территории иркутской мечети и в прилегающих районах. Установлено, что, производя религиозное пространство, мусульманские активисты, мигранты и «коренные» мусульмане маркируют городские объекты как исламские. Они помещают рекламные вывески с религиозными символами и арабскими надписями, включают звуковые эффекты, меняют стиль зданий со светского на исламский и т.д. Эти соображения, в свою очередь, легитимируют для мусульманских активистов «право на город», выражающееся в данном случае в установлении новых правил в виде религиозной этики для всех включенных в контекст данного пространства акторов — мусульман и немусульман.

Об авторе

Ф. Сметанин
Иркутский государственный университет; Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

Федор Сметанин — младший научный сотрудник научно-исследовательской части;

старший преподаватель кафедры истории и социальной работы

Иркутск, Томск



Список литературы

1. Авдашкин А.А. Мигрантские кластеры в российском городе (на примере Челябинска) //Социологические исследования. 2022. № 1. С. 76–83.

2. Бедаш Ю. Концепция социального пространства Анри Лефевра //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11(126). С. 219–224.

3. Брязгина Д.Е. «Китайские» рынки и городские мобильности: система общественного транспорта в повседневности города (на примере Иркутска) //Сибирские исторические исследования. 2017. № 1. С. 138–148.

4. Брязгина Д.Е., Джанызакова С. Д., Нам И.В., Садырин А.А., Сметанин Ф.А. Трудовые мигранты из Центральной Азии в сибирском городе: инфраструктура, занятость, повседневность, досуг //Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. № 4. С. 31–52.

5. Гарифуллин А.С., Павлинова Р. Н., Руденкин Д.В., Старостин А. Н. Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность. Казань, 2020.

6. Гедвило Г. Культурные организации азербайджанцев в Иркутске. История формирования и место во внутриобщинных отношениях // Диаспоры. 2001. № 1. С. 148–160.

7. Глянц А. Принадлежность к мусульманской общности в Дагестане: анализ институтов и практик //Антропологический форум. 2018. № 36. С. 154–182.

8. Григоричев К.В. Базар и город: «китайский» рынок как точка сборки городского пространства //Этнические рынки в России: пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ. 2015. С. 86–105.

9. Григоричев К.В., Дятлов В. И., Тимошкин Д. О., Брязгина Д.Е. Базар и город: люди, пространства, образы. Иркутск: Оттиск, 2019.

10. Григоричев К.В., Тимошкин Д.О. Базар в движении: Иркутский открытый рынок как точка концентрации мобильностей//Регионалистика. 2019. Т. 6. № 1. С. 26–39.

11. Деминцева Е., Пешкова В. Мигранты из Средней Азии в Москве //Demoscope Weekly. 2014. С. 1–32.

12. Дятлов В. И., Григоричев К.В. Сибирь: динамика этнизации городского пространства переселенческого общества // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. № 10. C. 8–19.

13. Дятлов В. И. Россия: в предчувствии чайнатаунов //Этнографическое обозрение. 2008. № 4. С. 6–16.

14. Капустина Е. Рынок исламских товаров и услуг в Дагестане: Практики потребления и общественные дискуссии// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 176–202.

15. Лефевр А. Производство пространства. М.: Strelka Press, 2015.

16. Мухаметшина Н. С. «Мигрантские» кластеры в социальном пространстве города // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 3(2). С. 638–642.

17. Рагозина С.А. От «наблюдаемого ислама» к дискурсивной традиции: о ключевых концепциях западной антропологии ислама //Этнографическое обозрение. 2020. № 4. С. 167–185.

18. Руа О. Глобализированный ислам: в поисках новой уммы. М.: Фонд Марджани, 2018.

19. Сметанин Ф.А. Религиозные лидеры как акторы производства исламских пространств Томска //Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. № 2(57). С. 180–190.

20. Сметанин Ф.А. Роль мусульманского духовенства в формировании общинно-территориальных отношений (на примере Томска) //Вестник ТГУ. История. 2015. № 5(37). С. 143–149.

21. Тимошкин Д. О. Выживание, экзотика, пустота: эволюция постсоветского открытого рынка в городских нарративах //Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 4. С. 54–74.

22. Тимошкин Д. О. «Рынок уехал, “шанхайка” осталась»: открытый вещевой рынок в Иркутске как метафора освоения символического пространства города //Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. 20. № 1. С. 64.

23. Халид А. Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии/ Пер. с англ. А.Б. Богдановой. М.: Новое литературное обозрение. 2010.

24. Харви Д. Социальная справедливость и город. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

25. Avdashkin, A.A. (2022) “Migrantskie klastery v rossiĭskom gorode (na primere Cheliabinska)” [Migrant Clusters in a Russian City (the Case of Chelyabinsk)], Sotsiologicheskie issledovaniia 1: 76–83.

26. Bedash, Iu. (2012) “Kontseptsiia sotsial’nogo prostranstva Anri Lefevra” [The concept of social space by Henri Lefebvre], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 11 (126): 219–224.

27. Briazgina, D.E. (2017) “‘Kitaiskie’ rynki i gorodskie mobil’nosti: sistema obshchestvennogo transporta v povsednevnosti goroda (na primere Irkutska)” [“Chinese” markets and urban mobility: The public transport system in the everyday life of the city (the example of Irkutsk)], Sibirskie istoricheskie issledovaniia 1: 138–148.

28. Briazgina, D.E., Dzhanyzakova, S. D., Nam, I.V., Sadyrin, A.A., Smetanin, F.A. (2019) “Trudovye migranty iz Tsentral’noi Azii v sibirskom gorode: infrastruktura, zaniatost’, povsednevnost’, dosug” [Labor migrants from Central Asia in a Siberian city: Infrastructure, employment, everyday life, leisure], Demograficheskoe obozrenie 4(6): 31–52.

29. Demintseva, E., Peshkova, V. (2014) “Migranty iz Srednei Azii v Moskve” [Migrants from Central Asia in Moscow], Demoscope Weekly: 1–32.

30. Diatlov, V.I. (2008) “Rossiia: v predchuvstvii chainataunov” [Russia: In anticipation of Chinatowns], Etnograficheskoe obozrenie 4: 6–16.

31. Diatlov, V.I., Grigorichev, K.V. (2014) “Sibir’: dinamika etnizatsii gorodskogo prostranstva pereselencheskogo obshchestva” [Siberia: Dynamics of ethnicization of the urban space of the resettlement society], Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politologiia. Religiovedenie 10: 8–19.

32. Garifullin, A., Pavlinova, R., Rudenkin, D., Starostin, A. (2020) Musul’mane na Dal’nem Vostoke Rossii: istoriia i sovremennost’ [Muslims in the Russian Far East: History and modernity]. Kazan’.

33. Gedvilo, G. (2001) “Kul’turnye organizatsii azerbaidzhantsev v Irkutske. Istoriia formirovaniia i mesto vo vnutriobshchinnykh otnosheniiakh” [Cultural organizations of Azerbaijanis in Irkutsk. History of formation and place in intra-community relations], Diaspory 1: 148–160.

34. Gliants, A. (2018) “Prinadlezhnost’ k musul’manskoi obshchnosti v Dagestane: analiz institutov i praktik” [Belonging to the Muslim community in Dagestan: Analysis of institutions and practices], Antropologicheskii forum 36: 154–182.

35. Grigorichev, K. ., Timoshkin, D.O. (2019) “Bazar v dvizhenii: Irkutskii otkrytyi rynok kak tochka kontsentratsii mobil’nostei” [Bazaar in motion: Irkutsk open market as a point of concentration of mobility], Regionalistika 1(6): 26–39.

36. Grigorichev, K.V. (2015) “Bazar i gorod: ‘kitaiskii’ rynok kak tochka sborki gorodskogo prostranstva” [Bazaar and city: The “Chinese” market as a point of assembly of urban space], Etnicheskie rynki v Rossii: prostranstvo torga i mesto vstrechi, pp. 86–105. Irkutsk: Izd-vo IGU.

37. Grigorichev, K.V. (2016) “Migrant Localities: ‘Gated Spaces’ or ‘Access Points’?”, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9: 783–794.

38. Grigorichev, K.V., Diatlov, V.I., Timoshkin, D.O., Briazgina, D.E. (2019) Bazar i gorod: liudi, prostranstva, obrazy [Bazaar and city: People, spaces, images]. Irkutsk: Ottisk.

39. Herz, K., Munsch, C. (2019) “Dimensions of Multiplicity: New Perspectives on Turkish Muslim Community Centres in Germany as Relational Space”, Journal of Muslims in Europe 8(2): 159–177.

40. Kahera, А. (2007) “Two Disparate Ways of Islamizing. Public Spaces”, Space and Culture 4(10): 384–396.

41. Kalra, V. S. (2000) From Textiles Mills to Taxi Ranks. Aldershot.

42. Kapustina, E. (2016) “Rynok islamskikh tovarov i uslug v Dagestane: Praktiki potrebleniia i obshchestvennye diskussii” [Market of Islamic goods and services in Dagestan: Consumption practices and public discussions], Gosudarstvo, religiia, tserkovʹ v Rossii i za rubezhom 2: 176–202.

43. Khalid, A. (2010) Islam posle kommunizma: Religiia i politika v Tsentralʹnoi Azii [Islam after communism: Religion and politics in Central Asia]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

44. Kharvi, D. (2018) Sotsial’naia spravedlivost’ i gorod [Social justice and the city]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

45. Lefevr, A. (2015) Proizvodstvo prostranstva [Production of space]. M.: Strelka Press.

46. Mukhametshina, N. S. (2014) “‘Migrantskie’ klastery v sotsial’nom prostranstve goroda” [“Migrant” clusters in the social space of the city], Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk 3(2): 638–642.

47. Ragozina, S.A. (2020) “Ot ‘nabliudaemogo islama’ k diskursivnoi traditsii: o kliuchevykh kontseptsiiakh zapadnoi antropologii islama” [From “observed Islam” to the discursive tradition: On the key concepts of Western anthropology of Islam], Etnograficheskoe obozrenie 4: 167–185.

48. Roy, O. (2018) Globalizirovannyi islam: v poiskakh novoi ummy [Globalized Islam: in search of a new ummah]. M.: Fond Mardzhani.

49. Smetanin, F.A. (2015) “Rol’ musul’manskogo dukhovenstva v formirovanii obshchinnoterritorial’nykh otnoshenii (na primere Tomska)” [The role of the Muslim clergy in the formation of communal-territorial relations (using the example of Tomsk)], Vestnik TGU. Istoriia 5(37): 143–149.

50. Smetanin, F.A. (2022) “Religioznye lidery kak aktory proizvodstva islamskikh prostranstv Tomska” [Religious leaders as actors in the production of Islamic spaces in Tomsk], Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii 2(57): 180–190.

51. Soja, E.W. (2000) Postmetropolis: Critical Studies of Cities and Regions. Oxford: Blackwell.

52. Sun, J., Zhang, S., Jic, M. (2019) “Revisiting the Impacts of Tourism from the Perspective of Social Space Production: an Ethnological Study of the Muslim Community in Sanya, Hainan Province, China”, Current Issues in Tourism: 1–18.

53. Timoshkin, D.O. (2017) ““Rynok uekhal, ‘shankhaika’ ostalas’’: otkrytyi veshchevoi rynok v Irkutske kak metafora osvoeniia simvolicheskogo prostranstva goroda” [“The market has left, the ‘Shanghaika’ remains”: An open clothing market in Irkutsk as a metaphor for the development of the symbolic space of the city], Zhurnal sotsiologii i sotsialʹnoi antropologii 1(20): 64.

54. Timoshkin, D.O. (2018) “Vyzhivanie, ekzotika, pustota: evoliutsiia postsovetskogo otkrytogo rynka v gorodskikh narrativakh” [Survival, exoticism, emptiness: The evolution of the post-Soviet open market in urban narratives], Sotsiologicheskii zhurnal 4(24): 54–74.

55. Werbner, P. (1996) “Stamping the Earth with the Name of Allah: Zikr and the Sacralizing of Space among British Muslims”, Cultural Anthropology 3(11): 309–338.

56. Yarlykapov, A. (2019) “Divisions and Unity of the Novy Urengoy Muslim Community”, Problems of PostCommunism: 1–10.

57. Yasmin, I. (2009) “Veiled in the City: The Politics of Form in the Urban Space”, Journal of Arab and Muslim Media Research 2: 23–38.


Рецензия

Для цитирования:


Сметанин Ф. Производство «исламского» как маркер границ «чужого» пространства в городских нарративах (на примере Иркутска). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):420-448. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-420-448

For citation:


Smetanin F. Production of “Islamic” as Marker of the Boundaries of “Other” Space in Urban Narratives (the Case of Irkutsk). State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):420-448. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-420-448

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)