Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Зурхане» и «Ашура» в искусстве Саргиса Закаряна

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-144-162

Аннотация

В статье анализируется ряд аспектов изображения феномена религии в полотнах Саргиса Закаряна (Васпур). Он один из представителей современного иранского искусства. Закарян родился и вырос в Иране, и поэтому на него большое влияние оказал образ жизни иранцев, ислам, связь религии и быта, что отразилось в его работах. Закарян — армянин-христианин, который серьезно интересовался исламом и точно выделял те явления, которые отличаются от армянских традиционных, национальных и религиозных образов, особенно те, которые касались способов художественного выражения, свойственным мусульманам-шиитам. Творчество Закаряна того периода глубоко не изучено. Не все произведения автора дошли до нас сегодня, но, к счастью, нам удалось найти некоторые из них.

Об авторе

И. Таджарян
Ереванский государственный университет
Армения

Ивет Н. Таджарян - старший научный сотрудник, Заведующая Музеем «Матенадаран»; доцент

Ереван



Список литературы

1. Гусейнова Д. Сакрализация сценического пространства// Исламоведение. 2019. Т.10. № 2. С. 91-102.

2. Коротчикова П. Каджарское полотно со сценой битвы из собрания Государственного музея Востока, Москва // Terra Artis. Искусство и дизайн. 2022. №1. С. 135–143.

3. Стародуб Т. Изображение неизобразимого. О специфике арабо-мусульманского визуального искусства // Одиссей. Человек в истории. 2003. Вып. 15. С. 368–373.

4. Тульпе И. Монотеизм и проблема изображения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3–4. С. 31–39.

5. Chelkowski, P. (1979) Ta’ziyeh, Honar-e Bumi-e Pishro-e Iran (Ta`ziyeh: Ritual and Drama in Iran. New York: NYU Press). Translated by Davud Hatami. Tehran: Elmi-Farhangi Publishing.

6. Ekhtiar, M., Rooney, J. (2000) “Artists of the Saqqakhana Movement (1950s–60s)”, in Heilbrunn

7. Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art. [http://www.metmuseum.org/toah/hd/saqq/hd_saqq.htm, accessed on 08.01.2023].

8. Kamrava, M. (2022) A Dynastic History of Iran From Qajars to the Pahlavis. Cambridge, New York: Cambridge University Press.

9. Keshmirshekan, H. (2009) “Saqqā-Ḵāna School Of Art”, Encyclopædia Iranica, online edition [http://www.iranicaonline.org/articles/saqqa-kana-ii-school-of-art, accessed on 10.03.2023].

10. Khorshidian, R. (2023) “Marcos Grigorian: An Armenian Immigrant Who Shifted the Paradigm of Modern Art in Iran”, in U. Mondini, A. Dimitrova, M. Kamenou (eds) Human Mobility and Cultural Identities through History (Papers from the 4th International Interdisciplinary Conference of the International Centre for Studies of Art and Humanities Arts and Humanities (19-10 May 2022 — LUISS University; Rome). Rome: Edizioni Progetto cultura.

11. Khorshidian, R., Zahedi, H. (2017) “The Saqqa-khaneh School: Post-Colonialism or Orientalism Perspective?”, Bagh-e Nazar 14(53): 46.

12. Khosronejad, P. (2019) “The Ahl-I Beyt Bodies: the Mural Paintings of Lahijan in the Tradition of Persian Shiite Figurations”, in B. Meyer, T. Stordalen (eds) Figuration and Sensations in Judaism, Christianity ans Islam, p. 177. London: Bloomabury Academic.

13. Miremadi, M. (1998) Pioneers of Contemporary Persian Painting, Iranian Art Publishing. Tehran.

14. Mohajer, A. K. (2005) Iranian Artist & Modernism. Tehran: University of Arts Publishers.

15. Naef, S. (2010) “Exhibiting the work of Artists from ‘Islamic’ Backgrounds in the West”, West Coast Line 43(4): 30–37.

16. Porter, V., Morris, N., Tripp, Ch. (eds) (2021) Reflections on Сontemporary art of the Middle East and North Africa. London: The British Museum.

17. Roxburgh, D. J., McWilliams, M. (eds) (2017) Technologies of the Image: Art in 19th-Century Iran, on view at the Harvard Museums, Cambridge, Massachusetts, from August 26, 2017, through January 7, 2017. London. “Sadeq Hedayat”, Britannica [https://www.britannica.com/biography/Sadeq-Hedayat, accessed on 12.09.2024].

18. Salahshour, F. (2008) Reverse painting on glass, Jahangir Kazerouni and Ferial Salahshour’s Collection. Tehran.

19. Tajarian, Y. (2021) Speciments of the Qajar art of the Matenadaran. Yerevan.


Рецензия

Для цитирования:


Таджарян И. «Зурхане» и «Ашура» в искусстве Саргиса Закаряна. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(2):144-162. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-144-162

For citation:


Tajarian Y. “Zurkhaneh” and “Ashura” in the art of Sargis Zakarian. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(2):144-162. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-144-162

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)