Почему православные отвергают эволюционизм?
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-240-268
Аннотация
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заглавии, сначала уточняются его ключевые понятия — православные и эволюционизм, в котором различаются три аспекта. Это собственно биологическая теория (Э-1), эволюционизм, претендующий на статус общенаучной или даже общекультурной парадигмы (Э-2) и так называемый православный (или христианский) эволюционизм, являющий собой разновидность Э-2. Далее рассматривается содержание основной апологетической стратегии православных эволюционистов перед лицом их конфессиональных оппонентов, причины и следствия ее неудачи. Затем дается анализ догматических возражений, выдвигаемых в церковной среде против таких пунктов теистического эволюционизма, как «животное» происхождение человека, грехопадение и возникновение смерти в природном мире, и оценивается степень обоснованности этих возражений. В завершение анализируется более глубокий уровень мотивации православных антиэволюционистов, где берет начало абсолютизация святоотеческой экзегезы, характерная для их позиции. Прежде всего это пессимистический взгляд на историю, которая ассоциируется с нарастающей деградацией и которой противопоставляется мифический «золотой век». Такой взгляд полярно различен с прогрессистскими интуициями и выводами эволюционизма, что тоже объясняет его неприятие православными.
Ключевые слова
Об авторе
А. КарабыковРоссия
Антон Карабыков — профессор философского факультета
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М: Coda, 1997.
2. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. М.: СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2009.
3. Гоманьков А.В. Библия и природа. Эволюция, креационизм и христианское вероучение. М.: ГЕОС, 2014.
4. Григорян А. Соотнесение научной картины мира и библейской истории грехопадения. Часть II [https://jesus-portal.ru/truth/articles/sootnesenie-nauchnoy-kartiny-mira-i-bibleyskoy-istorii-grekhopadeniya-chast-ii/, доступ от 20.01.2022].
5. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. М.: ФИВ, 2015.
6. Дик Дж. Христианский фундаментализм. Сделано в Америке //Богословие творения / Под. ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2013. С. 256–265.
7. Дьяк. Кураев А. Может ли православный быть эволюционистом? М.: Христианская жизнь, 2006.
8. Иером. Роуз С. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М.: Валаамское общество Америки, 2004.
9. Иером. Роуз С. Приношение православного американца. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003.
10. Катасонов В.Ю. Лжепророки последних времён. Дарвинизм и наука как религия. М.: Издательский дом «Кислород», 2017 [http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=24185588, доступ от 20.07.2021].
11. Конашев М.Б. Эволюционная теория и нео-модернизация России// Пивоваров Ю.С. (ред.) Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Ч. 1. М.: ИНИОН, 2010. С. 77–83.
12. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. М.: Эксмо, 2007.
13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.
14. Максимов Г. Тупик «православного» эволюционизма [https://www.pravmir.ru/tupikpravoslavnogo-evolyucionizma/, доступ от 4.08.2021].
15. Мамонтов С. Г. Комментарий к дискуссии «Надо ли пересматривать теорию Дарвина?» //В защиту науки. Бюллетень № 4 / Под ред. Э. П. Круглякова. М.: Наука, 2008. С. 23–34.
16. Муравник Г. Апология биологической эволюции в контексте дискуссии с «научными» креационистами//Вера и знание: взгляд с Востока /под ред. Т. Оболевич. М.: Издательство ББИ, 2014. С. 169–198.
17. Борисов А., свящ. Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви. М.: Лига-Фолиант, 1994.
18. Буфеев К., свящ. Ересь эволюционизма [http://shestodnev.narod.ru/sbornik/rev_kbufeev_eresy.html, доступ от 10.07.2021].
19. Буфеев К., свящ. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014.
20. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013.
21. Кирьянов Д., свящ. Теория эволюции в православно-христианском религиозно-философском контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. 2. Ч. 1. С. 109–113.
22. Максимов Г., свящ. Правда о «православном» эволюционизме. М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2015.
23. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад; М.: Паломник, 2013.
24. Ромашко А., свящ. О сектантском происхождении так называемого научного креационизма //Богословский сборник. Новосибирск, 2007 [http://www.bogoslov.ru/text/393452.html, доступ от 15.08.2021].
25. Сысоев Д., свящ. Курс лекций по Догматическому Богословию. Специальное издание для миссионерской работы. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011.
26. Тимофей, свящ. Две космогонии. Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. М.: Паломник, 1999.
27. Серебряков Н.С. Проблема соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научным естествознанием // Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. Вып. 1. 2011. С. 88–111.
28. Тихонов А. И., Федотов А.А. Эволюционизм, креационизм… или что-то третье? //Богослов.ru. 10.08.2015 [http://www.bogoslov.ru/text/4662787.html, доступ от 15.02.2022].
29. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году /пер. с фр. А. Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007.
30. Хен Ю.В. Дарвинизм как картина мира // Идея эволюции в биологии и культуре / Под ред. О.Е. Баксанского, И.К. Лисеева. М.: Канон+, 2011. С. 397–408.
31. Храмов А. Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4(33). C. 84–109.
32. Храмов А.В. Эволюция и грехопадение в западном богословии XIX–XX веков //Богословский вестник. 2018. № 30. C. 69–96.
33. Alexander, D. R., Numbers, R. L. (eds) (2010) Biology and Ideology from Descartes to Dawkins. Chicago: The University of Chicago Press.
34. Averintsev, S. S. (1997) Poetika rannevizantiiskoi literatury [Poetics of Early Byzantine Literature]. M: Coda.
35. Borisov, A. (1994) Pobelevshie nivy. Razmyshleniia o Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Whitened nivas. Reflections on the Russian Orthodox Church]. M: Liga-Foliant. Bufeev, K. Eresʹ evolutsionizma [The Heresy of Evolutionism] [http://shestodnev.narod.ru/sbornik/rev_kbufeev_eresy.html, accessed on 10.07.2021].
36. Bufeev, K. (2014) Pravoslavnoe uchenie o Sotvorenii i teoriia evoliutsii [The Orthodox Doctrine of Creation and the Theory of Evolution]. M.: Russkii izdatel’skii tsentr imeni sviatogo Vasiliia Velikogo.
37. Goman’kov, A.V. (2014) Bibliia i priroda. Evolutsiia, kreatsionizm i khristianskoe verouchenie [The Bible and Nature. Evolution, Creationism, and Christian Doctrine]. M.: GEOS.
38. Grigoryan, A. (2021) Sootnesenie nauchnoi kartiny mira i bibleiskoi istorii grekhopadeniia. Chast’ II. [Correlation of the scientific picture of the world and the biblical history of the fall. Part II] [https://jesus-portal.ru/truth/articles/sootnesenie-nauchnoy-kartiny-mira-i-bibleyskoy-istorii-grekhopadeniya-chast-ii/, accessed on 20.01.2022].
39. Danilevskii, N. Ia. (2015) Darvinizm. Kriticheskoe issledovanie [Darwinism. Critical study]. M.: FIV.
40. Davydenkov, O. (2013) Dogmaticheskoe bogoslovie [Dogmatic theology]. M.: PSTGU.
41. Dik, Dzh. (2013) “Khristianskii fundamentalizm. Sdelano v Amerike” [Christian fundamentalism. Made in America], in A. Bodrov, M. Tolstoluzhenko (eds) Bogoslovie tvoreniia, pp. 256–265. M.: Izdatel’stvo BBI.
42. Katasonov V. Iu. (2017) Lzheproroki poslednikh vremen. Darvinizm i nauka kak religiia [False prophets of the last times. Darwinism and Science as a Religion]. M.: Izdatelʹskii dom “Kislorod” [http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=24185588, accessed on 20.07.2021].
43. Khen Iu. V. (2011) “Darvinizm kak kartina mira [Darwinism as a picture of the world] in O.E. Baksanskij, I.K. Liseev (eds) Ideia evolutsii v biologii i kul’ture, pp. 397–408. M.: Kanon.
44. Khramov, A.V. (2017) “Fitting Evolution into Christian Belief: An Eastern Orthodox Approach”, International Journal of Orthodox Theology 8(1): 75–105.
45. Khramov, A.V. (2015) “Teisticheskaia evoliutsiia i darvinizm: ot voiny k miru” [Theistic Evolution and Darwinism: from War to Peace], in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 33(4): 84–109.
46. Khramov, A.V. (2018) “Evoliutsiia i grekhopadenie v zapadnom bogoslovii XIX–XX vekov” [Evolution and the fall in western Christian theology of the XIX and XX centuries], in Bogoslovskii vestnik 30: 69–96.
47. Kir’yanov, D. (2017) “Teoriia evoliutsii v pravoslavno-khristianskom religiozno-filosofskom kontekste” [The theory of evolution in the Orthodox-Christian religious-philosophical context], in Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulʹturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Vol. 2. P. 1, pp. 109–113. Tambov: Gramota.
48. Konashev, M.B. (2010) “Evolutsionnaia teoriia i neo-modernizatsiia Rossii” [Evolutionary Theory and Neo-Modernization of Russia], in Iu. S. Pivovarov (ed.) Nauchnoe, ekspertnoanaliticheskoe i informatsionnoe obespechenie natsional’nogo strategicheskogo proektirovaniia, innovatsionnogo i tekhnologicheskogo razvitiia Rossii. Ch.1., pp.77–83. M.: INION.
49. Kuraev, A. (2006) Mozhet li pravoslavnyj byt’ evolutsionistom? [Can an Orthodox be an evolutionist?] M.: Hrisitanskaja zhizn’.
50. Leont’ev, K. (2007) Vostok, Rossiia i Slavianstvo [The East, Russia and Slavs]. M.: Eksmo.
51. Losev, A.F. (2001) Dialektika mifa [Dialectics of myth]. M.: Myslʹ.
52. Maksimov, G. (2015) Pravda o “pravoslavnom” evoliutsionizme [The Truth About “Orthodox” Evolutionism]. M.: Pravoslavnoe missionerskoe obshchestvo imeni prp. Serapiona Kozheozerskogo. Maksimov, G. Tupik “pravoslavnogo” evoliutsionizma [The Impasse of “Orthodox” Evolutionism] [https://www.pravmir.ru/tupik-pravoslavnogo-evolyucionizma/, accessed on 4.08.2021].
53. Mamontov, S. G. (2008) “Kommentarii k diskussii ‘Nado li peresmatrivat’ teoriiu Darvina?’” [Commentary on the discussion “Is it necessary to revise the theory of Darwin?”], in E. P. Krugliakov (ed.) V zashchitu nauki. Bulleten’ № 4, pp. 23–34. M.: Nauka.
54. Marsden, G.M. (2006) Fundamentalism and American Culture. Oxford, New York: Oxford University Press.
55. Mumrikov, O. (2013) Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniia: khristianskoapologeticheskii aspect [Conceptions of Modern Natural Science: The Christian-Apologetic Aspect]. Sergiev Posad; M.: Palomnik.
56. Muravnik, G. (2014) “Apologiia biologicheskoi evolutsii v kontekste diskussii s ‘nauchnymi’ kreatsionistami” [An Apology of biological evolution in the context of discussion with “scientific” creationists], in Obolevich T. (ed.) Vera i znanie: vzgliad s Vostoka, pp. 169–198. M.: Izdatel’stvo BBI.
57. Romashko, A. (2007) “O sektantskom proiskhozhdenii tak nazyvaemogo nauchnogo kreatsionizma” [On the sectarian origin of the so-called scientific creationism], in Bogoslovskii sbornik. Novosibirsk, [http://www.bogoslov.ru/text/393452.html, accessed on 15.08.2021].
58. Rouz, S. (2004) Bytie: sotvorenie mira i pervye vetkhozavetnye ludi [Genesis: the creation of the world and the first Old Testament people]. M.: Valaamskoe obshchestvo Ameriki.
59. Rouz, S. (2003) Prinoshenie pravoslavnogo amerikantsa [An offering of an Orthodox American]. M.: Rossiiskoe otdelenie Valaamskogo obshchestva Ameriki.
60. Ruse, M. (2017) Darwinism as Religion: What Literature Tells us About Evolution. Oxford, New York: Oxford University Press.
61. Serebriakov, N. S. (2011) “Problema sootneseniia bibleiskogo povestvovaniia o tvorenii mira i cheloveka s nauchnym estestvoznaniem” [The problem of correlation of the biblical narrative about the creation of the world and man with natural science], in Trudy seminara. Vol. 1, pp. 88–111.
62. Sysoev, D. (2011) Kurs lektsii po Dogmaticheskomu Bogosloviiu. Spetsial’noe izdanie dlia missionerskoi raboty [The course of lectures on dogmatic theology. Special edition for missionary work]. M.: Blagotvoritel’nyi fond “Missionerskii tsentr imeni iereia Daniila Sysoeva”.
63. Tikhonov, A.I., Fedotov, A.A. (2015) “Evoliutsionizm, kreatsionizm… ili chto-to tret’e?” [Evolutionism, creationism ... or something third?], Bogoslov.ru, 15 August [http://www.bogoslov.ru/text/4662787.html, accessed on 15.02.2022].
64. Timofei, (priest) (1999) Dve kosmogonii. Evoliutsionnaia teoriia v svete sviatootecheskogo ucheniia i argumentov kreatsionnoi nauki [Two cosmogonies. The evolutionary theory in the light of the patristic teaching and creationistic science arguments]. M.: Palomnik.
65. Foucault, M. (2007) Germenevtika sub’jekta: Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981–1982 uchebnom godu [Hermeneutics of Subject: the course of lectures read in College de France in 1981–1982 academic year]. SPb.: Nauka.
66. Vert’ianov, S. (2009) Proiskhozhdenie zhizni: fakty, gipotezy, dokazatel’stva [The origin of life: Facts, hypothesis, evidence]. M.: Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra.
Рецензия
Для цитирования:
Карабыков А. Почему православные отвергают эволюционизм? Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(1):240-268. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-240-268
For citation:
Karabykov A. Why Do the Orthodox Reject Evolutionism? State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(1):240-268. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-240-268