Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формирования сайтов с вопросами священнику
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-207-234
EDN: TDWVOK
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу предпосылок феномена медиатизации пастырства в Русской Православной Церкви на примере сайтов с вопросами священнику. Медиатизация пастырства исследуется в русле социально-конструктивистской традиции теории медиатизации. Пастырская деятельность онлайн рассматривается как одна из составляющих медиатизированного мира прихода. Медиатизированная коммуникация со священником фомируется на пересечении запроса аудитории, ответа священников на этот запрос и собственного запроса священника. Причины, по которым аудитория и священники выбирают коммуникацию онлайн, исследуются на основе опроса читателей сайта foma.ru и священников, которые отвечают на вопросы в разных проектах. На основании их анализа делается вывод о том, что медиатизация пастырства возникает из соединения двух типов мотиваций - продолжения приходской коммуникации в том виде, в котором она удовлетворяет акторов, и преодоление кризисных моментов, которые и аудиторию, и священство не удовлетворяют. Это дает основание говорить о том, что в жизни Русской Православной Церкви наблюдается кризис церковной коммуникации, а ее акторы относятся к нему не пассивно, но ищут возможности его преодолеть. Использование медиа - один из вариантов преодоления данного кризиса.
Список литературы
1. Врублевская П. Исследуя церковную общину в малом городе: роль священника и другие аспекты православной общинности // Laboratorium. 2015. № 7(3). С. 129-144.
2. Гришаева Е.И. Возможности и границы применения теории медиатизации к исследованию религии в публичном пространстве: опыт скандинавских стран // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 1. С. 132-141.
3. Гришаева Е.И. Роль коммуникативных практик в формировании идентичности православных верующих // Научный результат. Социология и управление. 2016. Т. 2. № 4. С. 47-51.
4. Гришаева Е.И., Бусыгин А.Г. Интернет в православном приходе: особенности взаимодействия православных пользователей с интернет-технологиями // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 1. C. 3-15.
5. Гришаева Е.И., Шумкова ВА. Традиционалистские православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 283-300.
6. Доброхотова МА. Роль СМИ в позиционировании Русской Православной Церкви в российском обществе 2000-х годов // Вестник Пермского университета. 2012. № 1. С. 289-297.
7. Емельянов Н.Н. "Жатвы много, а делателей мало": Проблема взаимодействия священников и мирян в современной России. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
8. Жуковская Е. Управление рисками в информационной политике института церкви (на примере Московского патриархата). Дисс.. канд. соц. наук. М., 2016.
9. Морозов М.Е. Образ священника в средствах массовой информации // Мониторинг общественного мнения. № 6 (136), ноябрь-декабрь 2016 г. С. 184-193.
10. Островская ЕА. Интернет-медиатизация исповеди в среде православных сетевых vk.com сообществ // Logos et Praxis. 2018. T. 17. № 3. С. 45-58.
11. Островская ЕА. Медиатизация православия - это возможно? // Мониторинг общественного мнения. № 5 (153) сентябрь-октябрь 2019 г.
12. Островская ЕА., Алексеева Е.В. Исповедь в цифровом пространстве: единицы структурированного наблюдения // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 4(43). С. 204-212.
13. Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности / под ред. Александра Агаджаняна и Кати Русселе. М.: Весь мир, 2011.
14. Ткаченко ЛА. Медиацентр епархии: сущностные характеристики и особенности функционирования (на примере православных епархий Западной Сибири). Дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015.
15. Штеле А. В поисках нового языка: медийная стратегия патриарха Кирилла // Московский Центр Карнеги [https://carnegie.ru/2017/05/16/ru-pub-69951, доступ от 23.04.2020].
16. Agadzhanian, A., Russele, K. (eds) (2011) Prikhod i obshchina v sovremennom pravoslavii: kornevaia sistema rossiiskoi religioznosti [Parish and the Community in the Contemporary Orthodoxy: the System of Roots of the Russian Religiosity]. M.: Ves' mir.
17. Campbell, H. (2010) "Religious Authority and the Blogosphere", Journal of Computer-Mediated Communication 15: 251-276.
18. Dobrokhotova, M.A. (2012) "Rol' SMI v pozitsionirovanii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v rossiiskom obshchestve 2000-kh godov" [The Role of Mass Media in the Positioning of the Russian Orthodox Church in Russian Society in 2000s], Vestnik Permskogo universiteta 1: 289-297.
19. Emel'ianov, N.N. (2019) "Zhatvy mnogo, a delatelei malo": Problema vzaimodeistviia sviashchennikov i mirian v sovremennoi Rossii ["The Harvest Truly is Plentiful, but the Laborers are Few": The Problem of the Interaction Between Priests and Parishioners in the Modern Russia]. M.: Izd-vo PSTGU.
20. Grishaeva, E.I. (2016) "Rol' kommunikativnykh praktik v formirovanii identichnosti pravoslavnykh veruiushchikh" [The Role of Communication Practices in the Shaping up of the Identity of Orthodox Believers], Nauchnyi rezul'tat. Sotsiologiia i uprav-lenie 2(4): 47-51.
21. Grishaeva, E.I. (2018) "Vozmozhnosti i granitsy primeneniia teorii mediatizatsii k issledovaniiu religii v publichnom prostranstve: opyt skandinavskikh stran" [Possibilities and Limits of the Application of the Theory of Mediatization to the Investigation of the Religion in the Public Space: the Experience of Scandinavian Countries], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina 1: 132-141.
22. Grishaeva, E.I., Busygin, A.G. (2020) "Internet v pravoslavnom prikhode: osobennosti vzaimodeistvie pravoslavnykh pol'zovatelei s internet-tekhnologiiami" [Internet in the Orthodox Parish: Peculiarities of Interaction Between Orthodox Users and Internet Technologies], Nauchnyi rezul'tat. Sotsiologiia i upravlenie 6(1): 3-15.
23. Hepp, А. (2013) "The Communicative Figurations of Mediatized Worlds: Mediatization Research in Times of the ‘Mediation of Everything'", European Journal of Communication 28 (6): 615-629.
24. Hjarvard, S. (2008) "The Mediatization of Religion: a Theory of the Media as Agents of Religious Change", Northern Lights: Film & Media Studies Yearbook 6(1): 9-26.
25. Krotz, F., Hepp, A. "A Concretization of Mediatization: How Mediatization Works and Why ‘Mediatized Worlds' Are a Helpful Concept for Empirical Mediatization Research", Empedocles. European Journal for the Philosophy of Communication 3(2): 119-134.
26. Lahire, B. (2011) The Plural Actor. Cambridge: Policy Press.
27. Lovheim, M. (2011) "Mediatisation of Religion: A Critical Appraisal", Culture and Religion 12(2): 153-166.
28. Luchenko, X. (2015) "Orthodox Online Media on Runet: History of Development and Current State of Affairs", Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media 14 [www.digitalicons.org/wp-content/uploads/2016/01/ DI_14_6_Luchenko.pdf, accessed on 10.04.2017].
29. Morozov, M.E. (2016) "Obraz sviashchennika v sredstvakh massovoi informatsii" [The Image of Priest in Mass Media], Monitoring obshchestvennogo mneniia 6(136): 184193.
30. Ostrovskaia, E.A. (2018) "Internet-mediatizatsiia ispovedi v srede pravoslavnykh setevykh vk.com soobshchestva" [Internet Mediatization of the Confession in the Milieux of the Orthodox Internet Vk-Communities], Logos et Praxis 17(3): 45-58.
31. Ostrovskaia, E.A. (2019) "Mediatizatsiia pravoslaviia - eto vozmozhno?" [Mediatization of Orthodoxy, Is It Possible?], Monitoring obshchestvennogo mneniia 5(153): 300318.
32. Ostrovskaia, E.A., Alekseeva, E.V. (2018) "Ispoved' v tsifrovom prostranstve: edinitsy struk-turirovannogo nabliudeniia" [Confession in Digital Space: Units of Structured Observation], Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii 4(43): 204-212.
33. Shtele, A. (2017) "V poiskakh novogo iazyka: mediinaia strategiia patriarkha Kirilla" [Looking for the New Language: the media strategy of The Patriarch Kirill], Carnegie.ru [https://carnegie.ru/2017/05/16/ru-pub-69951, accessed on 23.04.2020].
34. Silverstone, R. (2005) "Mediation and Communication", in C. Calhoun, et al. (eds) The International Handbook of Sociology, pp. 188-207. London: Sage.
35. Suslov, M. (ed.) (2016) Digital Orthodoxy in the Post-Soviet World. Ibidem-Verlag. Stuttgart.
36. Tkachenko, L.A. (2015) Mediatsentr eparkhii: sushchnostnye kharakteristki i osobennosti funktsionirovaniia (na primere pravoslavnykh eparkhii Zapadnoi Sibiri) Diss.. kand. filol. nauk [Media Center of the Diocese: Main Features and Specific of its Functioning (on the Example of Orthodox Dioceses of Western Siberia)). PhD in Philology]. Ekaterinburg.
37. Vrublevskaia, P. (2015) "Issleduia tserkovnuiu obshchinu v malom gorode: rol' sviashchennika i drugie aspekty pravoslavnoi obshchinnosti" [Studying the Orthodox Community in a Small City: the Role of Priest, and Other Aspects of the Orthodox Communality], Laboratorium 7(3): 129-144.
38. Zhukovskaia, E. (2016) Upravlenie riskami v informatsionnoi politike instituta tserkvi (na primere Moskovskogo patriarkhata). Diss. sots. nauk. [The Management of Risks in the Informational Politics of the Church Institution (on the Example of the Moscow Patriarchate. PhD in Sociology)]. Moscow.
Рецензия
Для цитирования:
Богданова О. Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формирования сайтов с вопросами священнику. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(2):207-234. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-207-234. EDN: TDWVOK
For citation:
Bogdanova O. Mediatization of Pastoral Care in the Russian Orthodox Church: Reasons Behind “Ask the Priest” Websites. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(2):207-234. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-207-234. EDN: TDWVOK