Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-184-206

EDN: IKVNBB

Аннотация

Статья посвящена тому, каким образом старообрядцы обеспечивают присутствие своей религии в социальных медиа. Автор анализирует онлайн- и офлайн-практики как дополняющие друг друга, анализируя страницы тех старообрядческих общин и поселений, в которых до этого проводились полевые антропологические исследования (регион Северо-Западного Причерноморья). Опираясь на теоретические разработки Хейди Кэмпбелл и используя в качестве источников материалы онлайн-наблюдений и полевых исследований, автор рассматривает два способа представления старообрядчества в социальных медиа: 1) цифровой нарратив от имени религиозной общины, который поощряется институционально и является санкционированным способом сделать религию более заметной в публичном пространстве; 2) цифровой нарратив о повседневности населенного пункта со старообрядческим населением, представляющий проживаемую религию (lived religion). Несмотря на все различия как в целях, так и в способах подачи информации, в обоих случаях осуществляется конструирование религиозного присутствия в онлайн-пространстве не только непосредственно для своей группы, но и для внешнего окружения.

Об авторе

Наталья Душакова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Список литературы

1. Гергесова Л. Как живут современные старообрядцы //Русская вера. 02.01.2019 [https://ruvera.ru/articles/kak_jivut_sovremennye_staroobryadcy, доступ от 03.10.2019].

2. Гришаева Е.И., Шумкова ВА. Церковь "ВКонтакте". Исследование самопрезентации православных приходов в социальной сети vk.com // Медиатизация культуры: конструирование новых текстов и практик: Материалы Международной научной конференции (Москва, 30 ноября - 2 декабря 2018 г.) / Сост. И.С. Душакова, Н.С. Душакова. М.: Издательский дом "Неолит", 2018. С. 36-42.

3. Карлинер Д. Что ни дом - то обычай. Почему свой крест, платок и своя чашка важны для староверов-поморов // Заповедник. 11.04.2016 [https://zapovednik. space/material/chto-ni-dom-to-obychay, доступ от 10.09.2019].

4. Рыговский Д. Техника и ее репрезентация как источник религиозного опыта в енисейском старообрядчестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 19-44.

5. Babin, P. and Zukowski, A.A. (2002) The Gospel in Cyberspace: Nurturing Faith in the Internet Age. Chicago, IL: Loyola Press.

6. Campbell, H. (2010) When Religion Meets New Media. New York: Routledge.

7. Campbell, H.A. and Teusner, P.E. (2011) "Religious Authority in the Age of Internet", in R. B. Kruschwitz (ed.) Virtual Lives: Christian Reflections, pp. 59-68. Waco, TX: Baylor University Press.

8. Dawson, L. (2001) "Researching Religion in Cyberspace: Issues and Strategies", in J. Hadden, D. Cowan (eds.) Religion on the Internet: Research Prospects and Promises, Religion and the Social Order, vol. 8, pp. 25-54. New York: JAI Press.

9. Digital Icons. Issue 14. Digital Orthodoxy: Mediating Post-Secularity in Russia https://www. digitalicons.org/issue14.

10. Dixon, P. (1997) Cyberchurch: Christianity and the Internet. Eastborne, UK: Kingsway Publications.

11. Georgalou, M. (2017) Discourse and Identity on Facebook. London, New York: Bloomsbury Academic.

12. Gergesova, L. (2019) "Kak zhivut sovremennye staroobriadtsy" [How Modern Old Believers live], Russkaia vera [Russian faith]. [https://ruvera.ru/articles/kak_jivut_ sovremennye_staroobryadcy, accessed on 03.10.2019].

13. Grishaeva, E.I. et Shumkova, V.A (2018) "Tserkov' "VKontakte". Issledovanie samoprezentatsii pravoslavnykh prikhodov v sotsial'noi seti vk.com" [Church "VKontakte". The Research of Self-Presentation of Orthodox Parishes in the Social Network vk.com], in I.S. Dushakova et N.S. Dushakova (ed.) Mediatizatsiia kultury: konstruirovanie novykh tekstov i praktik: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Moskva, 30 noiabria - 2 dekabria 2018 g.), pp. 36-42. Moscow: Izdatel'skii dom "Neolit".

14. Herring, D. (2005) "Virtual as Contextual: A Net News Theology", in M.T. Hojsgaard, M. Warburg (eds.) Religion and Cyberspace, pp. 149-165. New York: Routledge.

15. Herzfeld, M. (1997) Cultural Intimacy: Social Poetics in the Nation-State. N.Y.: Routledge.

16. Houston, G. (1998) Virtual Morality: Christian Ethics in the Computer Age. Leicester, UK: Apollos.

17. Karliner, D. (2016) "Chto ni dom - to obychai. Pochemu svoi krest, platok i svoia chashka vazhny dlia staroverov-pomorov", in Zapovednik [https://zapovednik.space/ material/chto-ni-dom-to-obychay, accessed on 10.09.2019].

18. Laney, M. (2005) "Christian Web Usage: Motives and Desires", in M.T. H0jsgaard, M. Warburg (eds.) Religion and Cyberspace, pp. 166-179. New York: Routledge.

19. Rygovskiy, D. (2019) "Tekhnika i ee reprezentatsiia kak istochnik religioznogo opyta v eniseiskom staroobriadchestve" [Technology and Its Representation as a Source of Religious Experience for Old Believers of Yenisei Region], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 37(4): 19-44.

20. Young, G. (2004) "Reading and Praying Online: The Continuity in Religion Online and Online Religion in Internet Christianity", in L.L. Dawson, D.E. Cowan, (eds.), Religion Online: Finding Faith on the Internet, pp. 86-97. New York: Routledge.

21. Yus, F. (2011) Cyberpragmatics: Internet-Mediated Communication in Context. Amsterdam: John Benjamins.


Рецензия

Для цитирования:


Душакова Н. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(2):184-206. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-184-206. EDN: IKVNBB

For citation:


Dushakova N. How Religion Becomes Visible: Old Believers’ Communities in Social Media. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(2):184-206. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-184-206. EDN: IKVNBB

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)