Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-106-122

EDN: WIHBIE

Аннотация

В настоящей статье проект «Социальная отара» Буддийской традиционной сангхи России в Бурятии рассматривается как пример социально вовлеченного буддизма. Суть проекта - бесплатная раздача овец мирянам и другим жителям региона. «Социальная отара» помещается в более широкий контекст моральной экономики буддийского даяния в регионе, в рамках которой посредством различных актов практической помощи и поддержки мирян сангха становится «опорой» в обществе. Автор утверждает, что учет более широкого контекста необходим для понимания социально вовлеченного буддизма: контекст дает возможность понять значимость, механизмы и источники социального участия в рамках местных реалий. Сам концепт социально вовлеченного буддизма в статье анализируется критически. Зачастую в литературе этот концепт понимается как некоторая инновация, непременно имеющая форму общественного движения в определенных институциональных рамках. Автор предпочитает анализировать социально вовлеченный буддизм как часть более общего обсуждения границ религиозной сферы, которое исторически имело большое значение и в буддизме. Наконец, анализируются последствия религиозной социальной вовлеченности для современной «секулярной» модерности в России и, шире, на постсоветском пространстве.

Об авторе

Кристина Йонутите
Вильнюсский университет
Литва

Институт Азии и транскультурных исследований



Список литературы

1. Дырхеева Д.А. Буряты и бурятский язык в зеркале статистики (по результатам переписей населения) // Acta Linguistica Petropolitana: Труды Института Лингвистических Исследований. 2015. № 11(3). С. 158-166.

2. Карбаинов Н. "Городские" и "головары" в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе за социальное пространство города // Вестник Евразии. 2004. № 2. С. 170-183.

3. Махачкеев А. Хамба Лама. Седьхэл санааны бодомджонууд. Мысли наедине. Улан-Удэ: Бэлиг. 2015.

4. Минерт Л.К. Архитектура Улан-Удэ. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1983.

5. Цыремпилов Н. Буддизм и империя. Бурятская община в России (XVIII - нач. XX в.). Улан-Удэ: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2013.

6. Amogolonova, D.D. (2014) "Buddhist Revival in the Context of Desecularization Processes in Russia (on Materials of Buryatia)", Journal of Siberian Federal University: Humanities & Social Sciences 7: 1165-1176.

7. Asad, T. (2003) Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam. Baltimore, MD: John Hopkins University Press.

8. Batomunkuev, S. (2003) "Buryat Urbanisation and Modernisation: A Theoretical Model Based on the Example of Ulan-Ude", Inner Asia 5(1): 3-16. EDN: LIADR

9. Bernstein, A. (2013) Religious Bodies Politic: Rituals of Sovereignty in Buryat Buddhism. Chicago: The University of Chicago Press.

10. Chakars, M. (2014) The Socialist Way of Life in Siberia: Transformation in Buryatia. Budapest: Central European University Press.

11. Darlington, S. M. (2012) The Ordination of a Tree: The Thai Buddhist Environmental Movement. Albany, NY: SUNY Press.

12. Dyrkheeva, D.A. (2015) "Buriaty i buriatskii iazyk v zerkale statistiki (po rezul'tatam perepisei naseleniia)" [Buryats and the Buryat language in the mirror of statistics (based on census results)], Acta Linguistica Petropolitana: Trudy Instituta Ling-visticheskikh Issledovanii 11(3): 158-166.

13. Fagan, G. (2013) Believing in Russia - Religious Policy after Communism. London: Rout-ledge.

14. Goldberg, K. (2013) "Constructing and Contesting Sacred Spaces: International Buddhist Assistance in Bodhgaya", in H. Kawanami, G. Samuel (eds) Buddhism, International Relief Work, and Civil Society, pp. 161-187. New York: Palgrave Macmillan.

15. Heim, M. (2004) Theories of the Gift in South Asia: Hindu, Buddhist, and Jain Reflections on Dana. New York: Routledge.

16. Humphrey, C. (2003) "Rethinking Infrastructure: Siberian Cities and the Great Freeze of January 2001", in J. Schneider, I. Susser (eds) Wounded Cities: Destruction and Reconstruction in a Globalized World, pp. 91-107. New York: Berg.

17. Jonutyte, K. (2019) Beyond Reciprocity: Giving and Belonging in the Post-Soviet Buddhist Revival in Ulan-Ude (Buryatia). PhD Dissertation, Martin Luther University Halle-Wittenberg.

18. Karbainov, N. (2004) "‘Gorodskie' i ‘golovary' v Ulan-Ude (molodezhnye subkul'tury v bor'be za sotsial'noe prostranstvo goroda" ["Urban" and "ringleaders" in Ulan-Ude (youth subcultures in the struggle for the social space of the city], Vestnik Evrazii 2: 170-183.

19. Kawanami, H. (2013) "Implications of International Relief Work and Civil Society for Japanese Buddhists Affiliated with Traditional Denominations", in H. Kawanami, G. Samuel (eds) Buddhism, International Relief Work, and Civil Society, pp. 101121. New York: Palgrave Macmillan.

20. King, S.B. (2009) Socially Engaged Buddhism. Honolulu: University of Hawaii Press.

21. Main, J.L. (2010) "To Lament the Self: The Ethical Ideology of Takuechi Ryo'on (18911968) and the Otaniha Movement against Buraku Discrimination", in U. Dessi (ed.) The Social Dimensions of Shin Buddhism, pp. 137-163. Leiden: Brill.

22. Main, J.L., Lai, R. (2013) "Introduction: Reformulating ‘Socially Engaged Buddhism' as an Analytical Category", The Eastern Buddhist 44(2): 1-34.

23. Makhachkeev, A. (2015) Khamba Lama. Sed'khel sanaany bodomdzhonuud. Mysli naedi-ne [Khamba Lama. Sedhel Sanaan Bodomjonuud. Thoughts in private]. Ulan-Ude: Belig.

24. McCarthy, S.K. (2013) "Serving Society, Repurposing the State: Religious Charity and Resistance in China", The China Journal 70: 48-72.

25. Miller, R.J. (1961) "Buddhist Monastic Economy: The Jisa Mechanism", Comparative Studies in Society and History 3(4): 427-438.

26. Minert, L.K. (1983) Arkhitektura Ulan-Ude [Architecture of Ulan-Ude]. Ulan-Ude: Buriatskoe knizhnoe izdatel'stvo.

27. Ohnuma, R. (2005) "Gift", in D.S. Lopez, Jr. (ed.) Critical Terms for the Study of Buddhism, pp. 103-123. Chicago: The University of Chicago Press.

28. Park, P. (2010) "New Visions for Engaged Buddhism: The Jungto Society and the Indra's Net Community Movement in Contemporary Korea", Contemporary Buddhism 11(1): 27-46.

29. Queen, C.S. (2002) "Engaged Buddhism: Agnosticism, Interdependence, Globalization", in C. Prebish, M. Baumann (eds) Westward Dharma: Buddhism beyond Asia. Berkeley: University of California Press.

30. Queen, C.S. (2004) "Engaged Buddhism", in R.E. Buswell (ed.) Encyclopedia of Buddhism, pp. 248-249. New York: Macmillan Reference, USA.

31. Queen, C.S. (2005) "Engaged Buddhism", in L. Jones (ed.) Encyclopedia of Religion (vol. 4, 2nd edition), p. 2785-2791. New York: Macmillan Reference, USA.

32. Richters, K. (2013) The Post-Soviet Russian Orthodox Church: Politics, Culture and Greater Russia. London: Routledge.

33. Schorkowitz, D. (2001) "The Orthodox Church, Lamaism, and Shamanism among the Buriats and Kalmyks, 1825-1925", in R.P. Geraci, M. Khodarkovsky (eds) Of Religion and Empire: Missions, Conversion, and Tolerance in Tsarist Russia, pp. 201-225. Ithaca: Cornell University Press.

34. Tsyrempilov, N. (2013) Buddizm i imperiia. Buriatskaia obshchina v Rossii (XVIII- nach. XX v.) [Buddhism and Empire. Buryat community in Russia (XVIII - early XX centuries)]. Ulan-Ude: Institut mongolovedeniia, buddologii i tibetologiii SO RAN.

35. Walton, M.J. (2015) "Monks in Politics, Monks in the World: Buddhist Activism in Contemporary Myanmar", Social Research 82(2): 507-530.

36. Wanner, C. (2018) "Public Religions after Socialism: Redefining Norms of Difference", Religion, State and Society 46(2): 88-95.

37. Wohlrab-Sahr, M., Burchardr, M. (2012) "Multiple Secularities: Toward a Cultural Sociology of Secular Modernities", Comparative Sociology 11: 875-909.

38. Yarnall, T.F. (2003) "Engaged Buddhism: New and Improved! (?) Made in the U.S.A. of Asian Materials", in C.S. Queen, C.S. Prebish, D. Keown (eds) Action Dharma: New Studies in Engaged Buddhism, pp. 286-344. London: Routledge.


Рецензия

Для цитирования:


Йонутите К. «Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(1):106-122. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-106-122. EDN: WIHBIE

For citation:


Jonutytė K. «There Will Not Be a Dignified Life Without a Flock of Sheep»: Negotiating Religion in the Context of Socially Engaged Buddhism in Buryatia. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(1):106-122. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-106-122. EDN: WIHBIE

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)