Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Рецепции буддизма в России и «русское азиофильство» конца XIX — начала XX в.

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-37-61

EDN: EMRWSI

Аннотация

В статье рассматриваются основные факторы и направления рецепции буддизма в России. Автор рассматривает как внутренние социокультурные и религиозно-политические причины интереса к буддийским идеям среди российской интеллигенции, так и интерес к истории и культуре Индии, Тибета и Китая в контексте современных событий в этих странах. Восприятие буддизма в России во многом определялось православной миссией, богословским анализом буддизма, развитием востоковедения, становлением национальной интеллигенции и возрастанием роли национальных элит, освоением восточного материала в русской философии и литературе. Анализируется феномен русской «азиофилии», или «восточничества», конца XIX - начала XX в. Рассматриваются идеи представителя этого направления Э.Э. Ухтомского; интерес к буддизму востоковедов школы Ф.И. Щербатского, представителей философско-эзотерической мысли (Е. Блаватской, а также Н. и Е. Рерихов) и литераторов (И. Бунина, К. Бальмонта, И. Анненского, М. Волошина, В. Хлебникова и др.). Сформировавшийся в русской культуре образ буддизма есть, одновременно, результат интереса к нему как «другому», но и поиска если не генетически, то типологически близкого.

Об авторе

Татьяна Бернюкевич
Московский государственный строительный университет
Россия


Список литературы

1. Агван Доржиев - выдающийся политический, общественный, религиозный деятель и видный российский дипломат. Сборник научных статей. Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007.

2. Андреев А.И. Храм Будды в Северной столице. СПб.: "Нартанг", 2004.

3. Бернюкевич Т.В. Буддизм в российской философской культуре: "чужое" и "свое". М.: Книжный дом "Либроком", 2009.

4. Бернюкевич Т.В. Буддизм в русской литературе конца XIX - начала XX века: идеи и реминисценции. СПб.: Нестор-История, 2018.

5. Бернюкевич Т.В. Концепт "нирвана" в контексте рецепции буддийских идей в философской культуре России конца XIX - начала XX века // Гуманитарный вектор. Серия: филология, востоковедение. Издательство: Забайкальский государственный университет. 2012. № 4. С. 127-132.

6. Бернюкевич Т.В. Внешнеполитические факторы рецепции буддийских идей в России в конце XIX - начале XX в. // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 2. С. 54-63.

7. Бернюкевич Т.В. О рецепции буддийских идей в философии России конца XIX - первой половины ХХ в. // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 153-164.

8. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Изд-во Республика, 1994.

9. Ванчикова Ц.П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 2006. С. 85-101.

10. Ванчикова Ц.П., Чимитдоржин Д.Г. История буддизма в Бурятии: 1945-2000 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006.

11. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни// Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / Сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. М.: Сов. Россия, 1989. С. 79-113.

12. Глаголев С.С. Буддизм // Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: издание под ред. проф. А.П. Лопухина. Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. Т. 3: Ваал - Вячеслав, 1902. С. 1147-1157.

13. Доржиев А. Занимательные заметки: описание путешествия вокруг света (Автобиография [в стихах]) / Пер. с монг. А.Д. Цендиной; транслитерация, предисл., коммент., глоссарий и указ. А.Г. Сазыкина и А.Д. Цендиной. М.: Восточная литература, 2003.

14. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб.: Наука, 1998.

15. Жуковская Н.Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет: 1969-2011. М.: Ориенталия, 2013.

16. Лапшин И.И. Проблема "чужого я" в индийской философии. В надзаг. "Отдельный оттиск" из XVI тома, № 1-2 (1947). "Archiv - Orientalini (1947)". Б.м., б.г. С. 96-109.

17. Лепехов С.Ю. Цивилизационные последствия распространения буддизма Махаяны на азиатском континенте // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып. 6. C. 48-59.

18. Лесевич В.В. Буддизм на Цейлоне // Поэма Эдвина Арнольда "Свет Азии". Перевод А. Анненской под ред. В. Лесевича с его предисловием и введением, редактированным им же. Издание второе, иллюстрированное. С.-Петербург. Типография и Литография В.А. Тиханова, Садовая № 27, 1893.

19. Лесевич В.В. Буддийские легенды и их соотношение с буддийскими догматами. Одесса: Типография Гальперина и Швейцера. Почтовая, 10, 1902.

20. Лесевич В.В. Буддийский нравственный тип / Этюды и очерки. СПб: Типография М.М. Стасюлевича. В.О., 2 л., 7, 1886.

21. Лесевич В.В. Новейшие движения в буддизме, поддерживаемые и распространяемые европейцами. Русская мысль. Ежемесячное литературно-политическое издание. Год восьмой. Книга VIII. Москва. 1887. С. 1.

22. Россия и Тибет: сборник русских архивных документов, 1900-1914. М.: Вост. литература, 2005.

23. Русско-индийские отношения в 1900-1917 гг. Сборник архивных документов и материалов. М.: Восточная литература, 1999.

24. Сафронова Е.С. Буддизм в России (российские буддологи о буддизме в России) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 140-164.

25. Сафронова Е.С. Буддизм в России. М.: Изд-во РАГС, 1998.

26. Стрижак Ю.Н. Вл. Соловьев и кн. Ухтомский. Личное общение и судьбы России // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 153-158.

27. Уланов М.С. Буддизм в русской культуре конца XIX - первой половины XX века. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2006.

28. Ухтомский Э.Э. Из области ламаизма. К походу англичан на Тибет. С.-Петербург. Паровая Скоропечатня, 1904.

29. Ухтомский Э.Э. Из прошлого: [Сб. стихов]. СПб: паровая скоропеч. "Восток", 1902.

30. Ухтомский Э.Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. С.-Петербург. Синодальная типография, 1892.

31. Циолковский К.Э. Нирвана // Очерки о Вселенной. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С. 7-26.

32. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС, 1992.

33. Цыремпилов Н.В. Буддизм и империя. Бурятская община в России (XVIII - нач. XX в.). Улан-Удэ: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2013.

34. Суворов В.В. Национально-религиозные взгляды князя Э. Ухтомского //Власть. 2010. С. 68-70.

35. Суворов В.В. Политические убеждения Э.Э. Ухтомского // Известия Саратовского университета. Серия История. Международные отношения. 2011. С. 30-34.


Рецензия

Для цитирования:


Бернюкевич Т. Рецепции буддизма в России и «русское азиофильство» конца XIX — начала XX в. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(1):37-61. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-37-61. EDN: EMRWSI

For citation:


Bernyukevich T. The Reception of Buddhism in Russia and the “Russian Asiaphiles” in the Late 19th — early 20th Century. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(1):37-61. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-37-61. EDN: EMRWSI

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)