Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-XX-XX
EDN: LIVFHG
Аннотация
Статья посвящена апроприации силы сакральных предметов. В эту стратегию попадает широкий веер практик, распространенных в христианских традициях - от контактных способов общения с реликвиями (прикосновение, ношение на теле, съедание/выпивание фрагмента и т.п.) до дистантных практик (приближение, зрительный контакт, направление реликвии в нужную сторону, обнесение святыней определенного пространства и др.). Это манипулятивные практики, цель которых - использовать благодать, источаемую сакральным предметом, в необходимых целях - от исцеления, защиты или атаки неприятеля до создания контактных реликвий и дальнейшего распространения благодати в разных материальных носителях. Как показано в статье, подобные практики предполагают наличие у сакральных объектов незримого «второго тела», благодати, окружающей мощи святого, икону или брандеа - контакт с этим «телом», протяженным и очерченным в пространстве, достигается путем различных способов дистантного контакта. Представление о святыне как об источнике благодати и о возможности физического использования, апроприации этой силы определяет множество способов взаимодействия с реликвиями в различных христианских традициях вплоть до настоящего дня.
Ключевые слова
Список литературы
1. Антонов Д.И. Два "тела" иконы: общение с сакральным образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия "История. Филология. Культурология. Востоковедение". 2018. № 7. C. 9-34.
2. Антонов Д.И. У святых очи вертел? Фигуры без глаз на русских миниатюрах // Сила взгляда: Сб. науч. стат. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М., РГГУ: 2013. С. 1442.
3. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
4. Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
5. Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002.
6. Иванов С.А. Благочестивое расчленение: парадокс почитания мощей в византийской агиографии // Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-традиция, 2003.
7. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М.: Азбука, 2009.
8. Кормина Ж.В. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
9. Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
10. Рехт Р. Верить и видеть: Искусство соборов XII-XV веков / Пер. с фр., науч. ред.
11. О.С. Воскобойникова. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2014.
12. Фуллертон М.Д. О чудотворных образах в античной культуре // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Сост. А.М. Лидов. М.: Мартис, 1996. С. 11-18.
13. Цеханская К.В. Почитание православных святынь в России. М.: Паломник, 2013.
14. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М.: Индрик, 2005.
15. Robinson, J., De Beer, L. and Harnden, A. (eds) (2014) Matter of Faith: An Interdisciplinary Study of Relics and Relic Veneration in the Medieval Period. London: The British Museum Press.
16. Walsham, A. (ed.) (2010) Relics and Remains (Past and Present supplement N.S. vol. 5). Oxford.
Рецензия
Для цитирования:
Антонов Д. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(3):7-25. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-XX-XX. EDN: LIVFHG
For citation:
Antonov D. Appropriation of Virtue: The Invisible “Body” of Holy Objects in Christian Tradition. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(3):7-25. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-XX-XX. EDN: LIVFHG