Прототипы «слабой религиозности»: как увидеть то, чего нет?
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-297-326
Аннотация
В современной российской социологии религии слабая религиозность православных интерпретируется либо как «номинальная» принадлежность к православию, либо как нахождение на той или иной ступени на линейном пути к полному воцерковлению. Каждая из этих точек зрения страдает редукционизмом, чрезмерно упрощая богатую религиозную жизнь. В современном мире границы между основными оппозициями (сакральное — профанное, религиозное — светское), на которых строилась социология религии, перестают быть очевидными. Мы пытаемся обнаружить новые религиозные темы и установить, насколько значимый вклад в их развитие вносят как традиционное церковное благочестие, так и новые ценности современности (самореализация, экологичность, телесность…). Анализ проводится в рамках Q‑методологии: выделяется 8 прототипов религиозности на основании 30 Q‑сортировок набора из 136 карточек и глубинных интервью. Набор «Слабая религиозность» для Q‑сортировки разработан с опорой на идеи «Невидимой религии» Т. Лукмана и репрезентирует 8 сфер. Каждая сфера актуализируется через набор суждений, описывающих потенциальные опыты трансцендентного на разных уровнях или указывающих на важность этого опыта. Описания (всего 136) сформулированы в третьем лице. Выделено 8 прототипов: 1) «классическая» религиозность, 2) гражданская и политическая активность, 3) отношения с другими людьми, 4) духовность (спиритуальность), 5) телесность и здоровый образ жизни, 6) творчество и личная самореализация, 7) саморазвитие и общее благо, 8) работа. Мы показываем, что полученные прототипы могут интерпретироваться именно как религиозные, несводимые к какому‑либо нерелигиозному фактору.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. ПруцковаРоссия
Елена Викторовна Пруцкова — старший научный сотрудник научной лаборатории «Социология религии», доцент кафедры философии и религиоведения богословского факультета
Москва
К. В. Маркин
Россия
Кирилл Васильевич Маркин — научный сотрудник научной лаборатории «Социология религии»
Москва
Список литературы
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 44–271.
2. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Элементарные формы, 2018.
3. Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2(100). С. 65–85.
4. Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 4. С. 143–174.
5. Маркин К. Между верой и неверием: непрактикующие православные в контексте российской социологии религии // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 274–290.
6. Маркин К. Реконструкция трех типов трансценденций в социологии религии Томаса Лукмана // Логос. 2023. Т. 33. № 6. С. 111–142.
7. Пруцкова Е., Маркин К., Врублевская П. Q-методология в изучении «слабой религиозности» // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 184–202.
8. Синелина Ю. О динамике религиозности россиян и некоторых методологических проблемах ее изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 104–115.
9. Смирнов М. Возможно ли отказаться от концепта религиозности при исследовании религии? // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 2. С. 145–153.
10. Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 35–45.
11. Фурман Д., Каариайнен К. Религиозность в России на рубеже XX–XXI столетий // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 78–95.
12. Чеснокова В. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005.
13. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004.
14. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 1. С. 256–268.
15. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна.
16. Asad, T. (1993) Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.
17. Bartkowski, J., Swearingen, W. (1997) “God Meets Gaia in Austin, Texas: A Case Study of Environmentalism as Implicit Religion”, Review of Religious Research 38(4): 308–324.
18. Bellah, R. (1985) Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life. Berkeley, CA: University of California Press.
19. Day, A. (2010) “Propositions and Performativity: Relocating Belief to the Social”, Culture and Religion 11(1): 9–30.
20. Denz, H. (2009) “Religion, Popular Piety, Patchwork Religion”, in G. Pickel, O. Müller (eds.) Church and Religion in Contemporary Europe, pp. 183–202. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.
21. Fitzgerald, T. (2007) Discourse on Civility and Barbarity: a Critical History of Religion and Related Categories. New York: Oxford University Press.
22. Knoblauch, H. (2008) “Spirituality and Popular Religion in Europe”, Social Compass 55(2): 140–153.
23. Kontala, J. (2016) Emerging Non-Religious Worldview Prototypes: A Faith Q-Sort-Study on Finnish Group-Affiliates. Åbo: Åbo Akademi University Press.
24. Lassander, M., Nynäs, P. (2016) “Contemporary Fundamentalist Christianity in Finland: The Variety of Religious Subjectivities and Their Association with Values”, Interdisciplinary Journal for Religion and Transformation in Contemporary Society 2(2): 154–184.
25. Lindbeck, G. A. (1984) The Nature of Doctrine: Religion and Theology in a Postliberal Age. KY: Westminster John Knox Press.
26. Luck mann, T. (1990) “Shrinking Transcendence, Expanding Religion?”, Sociological Analysis 51(2): 127–138.
27. Luckmann, T. (1967) The Invisible Religion: The Problem of Religion in Modern Society. New York: MacMillan Publishing Company.
28. Luckmann, T. (1977) “Theories of Religion and Social Change”, The Annual Review of the Social Sciences of Religion 1: 1–28.
29. Luckmann, T. (2003) “Transformations of Religion and Morality in Modern Europe”, Social Compass 50(3): 275–285.
30. Pollack, D. (2003) “Was ist Religion? Versuch einer Definition”, in Säkularisierung — ein moderner Mythos? Studien zum religiösen Wandel in Deutschland, pp. 28–55. Tübingen: Mohr Siebeck.
31. Ramlo, S. (2016) “Mixed Method Lessons Learned From 80 Years of Q Methodology”, Journal of Mixed Methods Research 10(1): 28–45.
32. Schütz, A., Luckmann, T. (1974) The Structures of the Life-World. London: Heinemann; Schütz, A., Luckmann, T. (1989) The Structures of the Life-World. Volume II / Translated by R. Zaner, D. Evanston. IL: Northwestern University Press.
33. Stephenson, W. (1935) “Correlating Persons Instead of Tests”, Journal of Personality 4(1): 17–24.
34. Stephenson, W. (1935) “Technique of Factor Analysis”, Nature 136: 297.
35. Vrublevskaya, P. (2022) “‘I Try Not to Save My Soul, but to Understand It’: Young Adults from Finland, Poland and Russia on a Spiritual Quest”, Approaching Religion 12(1): 149–164.
36. Watts, S., Stenner, P. (2012) Doing Q Methodological Research: Theory, Method and Interpretation. London: SAGE Publications Ltd.
37. Wulff, D. (2019) “Prototypes of Faith: Findings with the Faith Q-Sort”, Journal for the Scientific Study of Religion 58(3): 643–665.
Рецензия
Для цитирования:
Пруцкова Е.В., Маркин К.В. Прототипы «слабой религиозности»: как увидеть то, чего нет? Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(3):297-326. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-297-326
For citation:
Prutskova E.V., Markin K.V. “Weak Religiosity” Prototypes: How to See What is Absent? State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(3):297-326. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-297-326