Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Традиционализм без традиции: к проблеме измерения нью-эйдж духовности

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-293-312

Аннотация

В статье рассматривается проблема измерения социального масштаба нью-эйдж духовности. Попытки оценить распространенность этой формы религиозности приводят к противоречивому выводу — число открытых приверженцев нью-эйдж крайне мало, в то время как отдельные эзотерические верования и практики имеют в разы большую популярность. Главный тезис автора сводится к тому, что для более корректного измерения количества приверженцев нью-эйдж необходимо подкреплять количественные исследования качественными данными. В социологических опросах принято ожидать от респондента согласия с определенным верованием или утверждением. Этнографический материал, собранный в нью-эйдж паломничестве на юге России, показывает, что солидаризация с верованиями и нарративами — не самый главный критерий принадлежности. Несмотря на традиционалистский характер паломничества, его организаторы и активные участники не всегда готовы безусловно соглашаться с ключевыми идеологемами эзотерического традиционализма. Поэтому для оценки масштаба нью-эйдж духовности важно в большей степени полагаться на информацию о том, в каких практиках люди участвуют, а не на то, как они себя идентифицируют.

Об авторе

А. Тюхтяев

Россия

Андрей Тюхтяев — независимый исследователь 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Андреева Ю. О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 73–87.

2. Арена. Атлас религий и национальностей России // Исследовательская служба «Среда» [http://sreda.org/arena, дата доступа 14.03.2021].

3. Вера в астрологию, приметы и гадание // Исследовательская служба «Среда» [https://tinyurl.com/3dj35dxm, дата доступа 14.03.2021].

4. Елагин С. С. Нью-эйдж sensu lato: история термина и обзор исследований // Религиоведческие исследования. 2018. № 2(18). С. 11–29.

5. Жители городов-миллионников чаще всех увлекаются сверхъестественным // Исследовательская служба «Среда» [https://tinyurl.com/2p8ty4ct, дата доступа 14.03.2021].

6. Колкунова К. А. «Духовные, но не религиозные» респонденты в современных исследованиях // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 6(62). С. 81–93.

7. Мегре В. Н. Звенящие кедры России. Кн. 2. СПб.: Диля, 1997.

8. Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 41–59.

9. Тюхтяев А. Е. Телесность и социальность в нью-эйдж паломничестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4(37). C. 45–68.

10. Шнирельман В. А. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 133–167.

11. Шнирельман В. А. Русское родноверие. Неоязычество и национализм в современной России. Москва: ББИ, 2012.

12. Штырков С. А. Академическое религиоведение и антиколониальный протест: случай осетинского нативистского активизма // Антропологический форум. 2020. № 46. С. 127–154.

13. Aitamurto, K. (2016) Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie. New York; London: Routledge.

14. Asprem, E., Dyrendal, A. (2015) “Conspirituality Reconsidered: How Surprising and How New is the Confluence of Spirituality and Conspiracy Theory?”, Journal of Contemporary Religion 30(3): 367–382.

15. Berger, H. A. (2009) “Contemporary Paganism by the Numbers”, In J. Lewis, M. Pizza (eds) Handbook of Contemporary Paganism, pp. 153–170. Leiden: Brill.

16. Bruce, S. (2011) Secularization: In Defence of an Unfashionable Theory. Oxford: Oxford University Press.

17. Bruce, S. (2000) “The New Age and Secularization”, in S. Sutcliffe, M. Bowman (eds) Beyond New Age: Exploring Alternative Spirituality, pp. 220–236. Edinburgh: Edinburgh University Press.

18. Coleman, S., Elsner, J. (1998) “Performing Pilgrimage”, in F. Hughes-Freeland (ed.) Ritual, Performance, Media, pp. 46–65. L., N. Y.: Routledge.

19. Elagin, S. S. (2018) “New Age sensu lato: istoriiȃ termina i obzor issledovanii” [New Age Sensu Lato: Term History and Research Review], Religiovedcheskie issledovaniiȃ 2(18): 11–29.

20. Frisk, L. (2007) “Quantitative Studies of New Age: A Summary and Discussion”, in D. Kemp, J. Lewis (eds) Handbook of New Age, pp. 103–122. Leiden, Boston: Brill.

21. Frisk, L., Höllinger, F., Åkerbäck, P. (2014) “Size and Structure of the Holistic Milieu: A Comparison of Local Mapping Studies in Austria and Sweden”, Journal of Contemporary Religion 29(2), 303–314.

22. Fuller, R. C. (2001) Spiritual, but Not Religious: Understanding Unchurched America. Oxford: Oxford University Press.

23. Hammer, O. (2003) Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. Leiden; Boston: Brill.

24. Harvey, G. (2014) Food, Sex and Strangers. Understanding Religion as Everyday Life. London, New York: Routledge.

25. Harvey, G. (2007) “Inventing Paganisms: Making Nature”, in J. Lewis and O. Hammer (eds.) The Invention of Sacred Traditions, pp. 277–290. Cambridge: Cambridge University Press.

26. Heelas, P., Woodhead, L., Seel, B., Szerszynski, B., Tusting, K. (2005) The Spiritual Revolution. Why Religion is Giving Way to Spirituality. Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell.

27. Houtman, D., Mascini, P. (2002) “Why do Churches Become Empty, While New Age Grows? Secularization and Religious Change in the Netherlands”, Journal for the Scientific Study of Religion 41(3), 455–473.

28. Lynch, G. (2007) The New Spirituality. An Introduction to Progressive Belief in the Twenty-First Century. London, New York: I. B. Tauris.

29. Mellor, P. A., Shilling, C. (2010) “Body Pedagogics and the Religious Habitus: A New Direction for the Sociological Study of Religion”, Religion 40(1): 27–38.

30. Orsi, R. (2011) “Belief”, Material Religion 7(1): 10–16.

31. Golovneva, E., Shmidt, I. (2015) “Religious Conversion, Utopia and Sacred Space (Okunevo village in Western Siberia)”, State, Religion and Church 2(2): 54–76.

32. Global Religious Diversity: Half of the Most Religiously Diverse Countries are in Asia-Pacific Region. Pew Research Center [https://www.pewforum.org/2014/04/04/global-religious-diversity/, accessed on 19.02.2022].

33. Sadovina, I. (2017) “The New Age Paradox: Spiritual Consumerism and Traditional Authority at the Child of Nature Festival in Russia”, Journal of Contemporary Religion, 32(1): 83–103.

34. “The Kendal Project”, Lancaster University [https://www.lancaster.ac.uk/fss/projects/ieppp/kendal/methods.htm, accessed on 08.10.2021]

35. Voas, D., Bruce, S. (2007) “The Spiritual Revolution: Another False Dawn for the Sacred”, in Jupp P. C. (ed.) A Sociology of Spirituality, pp. 43-61. London, New York: Routledge.

36. Wood, M. (2010) “W(h)ither New Age Studies? The Uses of Ethnography in a Contested Field of Scholarship”, Religion and Society 1(1): 76–88.


Рецензия

Для цитирования:


Тюхтяев А. Традиционализм без традиции: к проблеме измерения нью-эйдж духовности. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):293-312. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-293-312

For citation:


Tiukhtiaev A. Traditionalism without Tradition: Measuring the New Age Spirituality. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):293-312. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-293-312

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)