«Письмо — это половина встречи»: диалог и конфликты смыслов в переписке российских востоковедов и мусульманских интеллектуалов в начале XX в.
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-260-292
Аннотация
В центре внимания этой статьи — переписка российских востоковедов и их информантов, представителей интеллектуальной элиты (писателей, историков, учителей, правоведов), из регионов Российской империи с преобладающим мусульманским населением. Задача статьи — понять влияние практики переписки на процесс формирования знания об этих регионах в центре империи. С одной стороны, необходимо выяснить, как сложился сам процесс обмена знанием между этими группами. С другой, требуется определить как участники процесса читали тексты друг друга и какие значения они придавали этим текстам. В ходе исследования удалось установить, что обозначенные процессы связаны с развитием этики. Старшее поколение мусульманских интеллектуалов, скорее, видело в востоковедах способ сохранения и передачи знания. Новое же поколение обратило внимание на развитие методологии, способное дать новый толчок развитию локальных сообществ. Эти факторы формировали взаимозависимости между различными группами специалистов, результатом которого стала трансформация знания о мусульманских регионах в эпоху модернизма.
Список литературы
1. Ананьев В., Бухарин М. «Имена, которые никогда не будут забыты…»: Российское востоковедение в переписке В. В. Бартольда, Н. Я. Марра и С. Ф. Ольденбурга. М.: Варфоломеев А. Д., 2020.
2. Асватуров А. Книги из библиотеки академика А. Н. Самойловича в фонде ОНЛ // 12 Международная конференция «Крым 2005»: библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса. [http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/144.pdf, доступ от: 06.07.2021]
3. Басханов М. Русские военные востоковеды до 1917 г. М.: Восточная литература, 2005.
4. Батунский М. Россия и ислам. Том 3. М.: Прогресс-Традиция, 2012.
5. Бессмертная О. «Понимание истории и идентичность автора в возражениях Атауллы Баязитова Эрнесту Ренану» // Islamology. 2019. Т. 9. № 1-2. С. 54–82.
6. Бессмертная О. «Только ли маргиналии? Три эпизода с «мусульманским русским языком» в поздней Российской империи» // Islamology. 2017. Т. 7. № 1. С. 140–179.
7. Благова Г. История тюркологии второй половины XIX — начала XX вв. в России. М.: Восточная литература, 2012.
8. Валидов А. Диван-и Махтумкули // Шуро, 1913. № 13. С. 394.
9. Верт П., Кабытов П., Миллер А. Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология. М.: Новое издательство, 2005.
10. Дастон Л., Галисон П. Объективность. М.: Новое Литературное Обозрение, 2018.
11. Зайцев И., Котюкова Т. «Шейх» и «мугаллим-устад»: письма Исмаила Гаспринского Александру Самойловичу // Minbar. Islamic Studies. 2020. № 13(3). С. 513–537.
12. Самойлович А. Туркменский поэт-босяк Кор-молла и его песня о русских (этнографический набросок) // Живая старина, 1907, вып. 4. С. 221–225.
13. Самойлович А. Краткий отчет о поездке в Ташкент и Бухару и Хивинское ханство командированного СПб Университетом и Русским комитетом приват-доцента А. Н. Самойловича в 1908 г. // ИРКСА. № 9. С. 15–29.
14. Самойлович А. По поводу издания Н. П. Остроумова «Светоч Ислама»; Дополнения и поправки // Записки Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества, Том восемнадцатый. 1907–1908, СПб.: Типография Императорской Академии Наук, С. 158–166.
15. Самойлович А. Махтумкули и Хаким-Ата // Туркменоведение, 1929, № 12, С. 28–29.
16. Самойлович А. Н.: научная переписка, биография / сост., автор статей и биографии Г. Ф. Благова. М.: Вост. лит., 2008.
17. Самойлович А. Тюркское языкознание. Филология. Руника. М.: Вост. лит., 2005.
18. Тольц В. «Собственный Восток России»: политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
19. Юсупова Т. Научные командировки российских востоковедов в Турцию, 1920–1930-е годы: цели и результаты // Mongolica. 2020. Т. 23. № 2. С. 49–53.
20. Annamuhammedow, M. (1994) “Halk göreşleriniň çeper ýazgysy” [The artistic writings of the people’s fight], in Abdysetdar Kazy. Žeňnama. Tekeleriň uruş kyssa kitaby. Aşgabat.
21. Bustanov, A. (2019) “On Emotional Grounds: Private Communication of Muslims in Late Imperial Russia”, Asiatische Studien - Études Asiatiques 73(4): 655–682.
22. Çelik, Z. (2021) Europe Knows Nothing About the Orient: A Critical Discourse From The East (1872–1932). Koç University Press.
23. Erdman, M. (2020) “Turkic Typologies: Ideology and Indigenous Linguistic Knowledge in the Work of Bekir Çobanzade”, International Journal of Asian Studies 17:127–144.
24. Feichtinger, J., Bhatti, A., Hülmbauer, C. (2020) How to Write the Global History of Knowledge-Making: Interaction, Circulation and the Transgression of Cultural Difference. Springer.
25. Herman, P. (2019) Scholarly Personae in the History of Orientalism, 1870–1930. Leiden-Boston: Brill.
26. Heschel, S., Ryad, U. (2019) The Muslim Reception of European Orientalism: Reversing the Gaze. London and New York: Routledge.
27. Jiménez, A. (2005) “After trust”, in The Cambridge Journal of Anthropology, Vol. 25 (2): 64–78.
28. Kemper, M. (2017) “From 1917 to 1937: The Muftī, the Turkologist, and Stalin’s Terror”, Die Welt des Islams 57: 162–191.
29. Khalid, A. (2015) Making Uzbekistan: nation, empire, and revolution in the early USSR: monograph. Ithaca and London: Cornell University Press.
30. Kuzuoglu, U. (2020) “Telegraphy, Typography, and the Alphabet: The Origins of Alphabet Revolutions in the Russo-Ottoman Space”, International Journal of Middle East Studies 52(3): 1–19.
31. Miyazaki, H. (2004) The Method of Hope: Anthropology, Philosophy, and Fijian Knowledge. Stanford, California: Stanford University Press.
32. Morrison, A. (2009) “‘Applied Orientalism’ in British India and Tsarist Turkestan”, Comparative Studies in Society and History 51(3): 619–647.
33. Morrison, A. (2013) “The Pahlen Commission and the Re-Establishment of Rectitude in Transcaspia, 1908–1909”, Monde(s) 4: 45–64.
34. Piette, Albert (2019) Theoretical Anthropology or How to Observe a Human Being. Vol. 1. Wiley.
35. Reynolds, D. F. (2008) Interpreting the Self: Autobiography in the Arabic Literary Tradition. Berkeley: University of California Press.
36. Roque, R., Wagner, K. (2011) Engaging Colonial Knowledge: Reading European Archives in World History. Palgrave Macmillan.
37. Sartori, P. (2018) “On Strangers and Commensurability in Eurasia: A View from ‘the North’”, The Indian Economic and Social History Review 55(1): 133–145.
38. Schaffer, S., Roberts, L., Raj, K., Delbourgo, J. (2009) The Brokered World: Go-Betweens and Global Intelligence, 1770–1820. Watson Publishing International LLC.
39. Shin, B. (2017) “Inventing a National Writer: the Soviet Celebration of the 1948 Alisher Navoi Jubilee and the Writing of Uzbek History”, International Journal of Asian Studies 14(2): 117–42.
40. Şen, C. (2006) Stalin Dönemi Türk-Sovyet İlişkileri (1923–1953) [The relations between Turkey and the Soviet Union in the Stalin’s period]. Isparta: Süleyman Demirel Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü.
41. Towsey, M. (2019) Reading History in Britain and America, c.1750–c.1840. Cambridge University Press.
42. Trüper, H. (2020) Orientalism, Philology, and the Illegibility of the Modern World. London: Bloomsbury Academic.
43. Volkov, D. (2018) Russia’s Turn to Persia: Orientalism in Diplomacy and Intelligence. Cambridge University Press.
44. Young, R. (2001) Postcolonialism: a Historical Introduction. Blackwell Publishing.
Рецензия
Для цитирования:
Ихсанов А. «Письмо — это половина встречи»: диалог и конфликты смыслов в переписке российских востоковедов и мусульманских интеллектуалов в начале XX в. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):260-292. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-260-292
For citation:
Ikhsanov A. «A Letter Is a Half of the Meeting»: the Mechanism of Correspondence and Book Exchange between the Russian Orientalists and Muslim Intellectuals in the Beginning of the 20th Century. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):260-292. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-260-292