Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Мученичество как репутационный проект: кто и как «делает» мучеников

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-198-225

Аннотация

Статья представляет собой опыт теоретически-эмпирической разработки одной из моделей в рамках конструктивистской теории мученичества, согласно которой оно является «репутационным проектом». В данной теории мученичество рассматривается не как объективное событие чьей-либо насильственной смерти за некие убеждения, а как его интерпретация — нарратив, созданный постфактум и закрепленный в коллективной памяти. Это означает, что мучениками не «становятся», — их «делают». Предпринятая автором концептуализация мученичества как репутационного проекта делает акцент на субъекте этого нарратива, индивидуальном или же коллективном (который в терминологии социолога Гэри А. Файна называется «репутационным предпринимателем»); на имеющихся у него материальных, символических и человеческих ресурсах, а также конкретных ситуативных предпосылках успеха или же неудачи проекта. В статье предлагается трехчастная типология репутационных предпринимателей, где каждый из типов иллюстрируется рядом примеров: это (1) «автобиографы», которые инициируют проект в отношении себя; (2) «биографы», которые инициируют проект в отношении третьих лиц; (3) «диффузные» предприниматели, представляющие собой коллективный субъект. Наконец, в статье рассматриваются случаи, когда репутационный проект был запущен, но окончился неудачей или оказался невостребованным — то есть кандидат не был в итоге признан мучеником. Анализируя ряд примеров, автор высказывает предположение, почему одни репутационные проекты оканчиваются успехом, а другие — неудачей, а также почему одни мученики становятся популярнее других. В заключении статьи перечисляются предпосылки и обстоятельства, влияющие на исход проекта: качество исходного агиографического материала, его соответствие устоявшейся религиозной традиции, наличие или отсутствие «дела», за которое якобы умер мученик, запрос со стороны сообщества, личность предпринимателя, вероятное противодействие со стороны оппонентов или «отрицателей» мученичества. Особое внимание уделяется «проблемным» феноменам за пределами устоявшихся религиозных традиций или на их границах — в частности, «политическому» мученичеству.

Об авторе

А. Зыгмонт
РАНХиГС
Россия

Алексей Зыгмонт — старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории анализа общественных коммуникаций Института общественных наук 

Москва



Список литературы

1. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима. Архив и свидетель. М.: Европа, 2012.

2. Дженкинс Ф. Войны за Иисуса. Как церковь решала, во что верить. М.: Эксмо, 2012.

3. Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

4. Зыгмонт А. И. Существует ли «секулярное мученичество»? К вопросу о демаркации проблемных форм жертвенности // Шаги/Steps. 2021. № 2. С. 31–58.

5. Зыгмонт А. И. «Dulce et decorum est»: феномен мученичества в западных национализмах XVIII–XX веков // Социологическое обозрение. 2019. Vol. 18. № 3. C. 173–171.

6. Писания мужей апостольских. СПб.: Амфора, 2007.

7. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / Пер., коммент., вступ. ст., прилож. и общ. ред. А. Д. Пантелеева. СПб: ИЦ «Гуманитарная академия», 2017.

8. Сократ Схоластик. Церковная история. М.: РОССПЭН, 1996.

9. Эрман Б. Как Иисус стал Богом. М.: Эксмо, 2016.

10. Юргенсмейер М. «Ужас Мой пошлю пред тобою». Религиозное насилие в глобальном масштабе. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

11. Abels, J. (1971) Man on Fire: John Brown and the Cause of Liberty. The Macmillan Company.

12. Afsaruddin, A. (2018) “Martyrdom and its Contestations in the Formative Period of Islam”, in Kitts, M. (ed.) Martyrdom, Self-Sacrifice, and Self-Immolation: Religious Perspectives on Suicide, pp. 85–105. New York: Oxford University Press.

13. Anderson, P. (2011) “In the Name of the Martyrs: Memory and Retribution in Francoist Southern Spain, 1936–45”, Cultural and Social History 8(3): 355–370.

14. Apsden, K. (2007) Nationality Wog: The Hounding of David Oluwale. London: Jonathan Cape.

15. Bernall, M. (1999) She Said Yes: The Unlikely Martyrdom of Cassie Bernall. Farmington, PA: Plough Publishing House.

16. Bowersock, G. (1995) Martyrdom and Rome. Cambridge: Cambridge University Press.

17. Boyarin, D. (1999) Dying for God. Martyrdom and the Making of Christianity and Judaism. Stanford: Stanford University Press.

18. Castelli, E. A. (2004) Martyrdom and Memory: Early Christian Culture Making. New York, Chichester: Columbia University Press.

19. Collette, C. P. (2013) In the Think of the Fight: The Writing of Emily Wilding Davison, Militant Suffragette. Ann Arbor, MI: Michigan University Press.

20. Cullen, D. (2009) Columbine. New York: Twelve.

21. de Ste. Croix, G. E. M. (2006) Christian Persecution, Martyrdom, and Orthodoxy. New York: Oxford University Press.

22. DeSoucey, M., Pozner, J., Fields, C., et al. (2008) “Memory and Sacrifice: An Embodied Theory of Martyrdom”, Cultural Sociology 2(1): 105–108.

23. Droge, A., Tabor, J. (1992) A Noble Death: Suicide and Martyrdom among Christians and Jews in Antiquity. San Francisco: Harper San Francisco.

24. Farrar, M. (2018) “David Oluwale: Making his Memory and Debating his Martyrdom”, in Q. Outram, K. Laybourn (eds) Secular Martyrdom in Britain and Ireland: From Peterloo to the Present, pp. 227–262. Palgrave Macmillan.

25. Fine, G. A. (2001) Difficult Reputations: Collective Memories of the Evil, Inept, and Controversial. Chicago: University of Chicago Press.

26. Fine, G. A. (2012) Sticky Reputations: The Politics of Collective Memory in Midcentury America. New York, London: Routledge.

27. Frend, W. H. C. (1965) Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford: Blackwell.

28. Gaddis, M. (2005) There Is No Crime for Those Who Have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire. Berkeley, CA: University of California Press.

29. Grig, L. (2004) Making Martyrs in Late Antiquity. London: Duckworth.

30. Gullickson, G. (2008) “Emily Wilding Davison: Secular Martyr?”, Social Research 75(2): 461–484.

31. Hall, F. H. (1916) The Story of the Battle Hymn of the Republic. New York: Harper.

32. Hickerson, M. L. (2005) Making Women Martyrs in Tudor England. London: Palgrave Macmillan.

33. Kitts, M. (2018) “The Martys and Spectacular Death: From Homer to the Roman Arena”, Journal of Religion and Violence 6(2): 268–272.

34. Kitts, M. (ed.) (2018) Martyrdom, Self-Sacrifice, and Self-Immolation: Religious Perspectives on Suicide. New York: Oxford University Press.

35. Larkin, R. W. (2007) Comprehending Columbine. Philadelphia: Temple University Press.

36. Lookadoo, J. (2020) “The Date and Authenticity of the Ignatian Letters: An Outline of Recent Discussion”, Currents of Biblical Research 19(1).

37. Marzano, R. J., Scott, D., Boogren T. H., et al. (2016) Motivating & Inspiring Students: Strategies to Awaken the Learner. Bloomington: Marzano Research.

38. Middleton, P. (2006) Radical Martyrdom and Cosmic Conflict in Early Christianity. London: T&T Clark.

39. Middleton, P. (2014) “What Is Martyrdom?”, Mortality: Promoting Interdisciplinary Study of Death and Dying 19(2): 117–133.

40. Moran, Seán F. (1994) Patrick Pearse and the Politics of Redemption: The Mind of the Easter Rising, 1916. Catholic University of America Press.

41. Moss, C. (2010) The Other Christs: Imitating Jesus in Ancient Christian Ideologies of Martyrdom. New York, Oxford: Oxford University Press.

42. Moss, C. (2013) The Myth of Persecution. How Early Christians Invented the Story of Martyrdom. New York: Harper One.

43. Naveh, E. J. (1992) Crown of Thorns: Political Martyrdom in America from Abraham Lincoln to Martin Luther King Jr. New York: New York University Press.

44. Nimmo, B., Scott, D. Rabey, S. (2000) Rachel’s Tears: The Spiritual Journey of Columbine Martyr Rachel Scott. Nashville, TN: Thomas Nelson Publishers.

45. Oates, Stephen B. (1972) To Purge this Land with Blood: A Biography of John Brown. Harper & Row.

46. Orlansky, H. (1947) “Reactions to the Death of President Roosevelt”, The Journal of Social Psychology 26(2): 235–266.

47. Our Martyred President, Abraham Lincoln. Voices from the Pulpit of New York and Brooklyn (1865). New York: Tibbals & Whiting.

48. Phillips, C. (2008) Foreigners: Three English Lives. London: Vintage.

49. Ployd, A. (2018) “Non poena sed causa: Augustine’s Anti-Donatist Rhetoric of Martyrdom”, Augustinian Studies, 49(1): 25–44.

50. Potter, D. (1993) “Martyrdom as Spectacle”, in R. Scodel (ed.) Theatre and Society in the Classical World, pp. 53–88. Ann Arbor: The University of Michigan Press.

51. Redpath, J. (1860) The Public Life of Capt. John Brown. Thayer and Eldridge.

52. Sales-Carbonell, J. (2014) “Roman Spectacle Buildings as a Setting for Martyrdom and Its Consequences in the Christian Architecture”, Journal of Ancient History and Archeology 1(3): 8–21.

53. Sanborn, F. B. (ed.) (1985) The Life and Letters of John Brown, Liberator of Kansas, and Martyr of Virginia. Boston: Roberts Brothers.

54. Schama, S. (1989) Citizens: A Chronicle of the French Revolution. New York: Alfred A. Knopf.

55. Scott, D. (2008) Rachel Smiles: The Spiritual Legacy of Columbine Martyr Rachel Scott. Nashville, TN: Thomas Nelson.

56. Scott, D., Marzano, R. J. (2014) Awaken the Learner: Finding the Source of Effective Education. Bloomington: Marzano Research.

57. Scott, D., Rabey, S. (2001) Chain Reaction: A Call to Compassionate Revolution. Nashville, TN: Thomas Nelson.

58. Shaw, Brent D. (2011) Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge University Press.

59. Siemens, D. (2013) The Making of Nazi Hero: The Murder and Myth of Horst Wessel. London, New York: I. B. Tauris.

60. Stutler, B. B. (1960) Glory, glory, hallelujah! The Story of “John’s Brown Body” and “Battle Hymn of the Republic”. C. J. Krehbiel Co.

61. Stauffer, J., Soskis, B. (2013) The Battle Hymn of the Republic: A Biography of the Song that Marches On. Oxford University Press.

62. The Journals of Rachel Scott: A Journey of Faith in Columbine High (2009). Nashville, TN: Thomas Nelson.

63. van Henten, J. W., Avemarie, F. (2002) Martyrdom and Noble Death: Selected Texts from Greco-Roman, Jewish and Christian Antiquity. London, New York: Routledge.

64. Watson, J. (2002) The Martyrs of Columbine: Faith and the Politics of Tragedy. Palgrave Macmillan.

65. Weiner, E., Weiner, A. (1990) The Martyr’s Conviction: A Sociological Analysis. Atlanta, GA: Scholars Press, 1990.


Рецензия

Для цитирования:


Зыгмонт А. Мученичество как репутационный проект: кто и как «делает» мучеников. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):198-225. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-198-225

For citation:


Zygmont A. Martyrdom as a “Reputational Project”: Who and How “Makes” the Martyrs. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):198-225. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-198-225

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)