Отношение к суррогатному материнству в мусульманском мире Ближнего Востока и России: обзор позиций и мнений
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-4-242-254
Аннотация
Статья посвящена обзору взглядов на суррогатное материнство в мусульманской среде Ближнего Востока и России. На основании анализа имеющихся исследований, а также высказываний религиозных деятелей в статье обозначаются современные тенденции, характерные для отношения мусульманского населения и мусульманских лидеров к проблеме суррогатного материнства. Хотя представители суннитского ислама на Ближнем Востоке выступают преимущественно против суррогатного материнства, а общественное мнение в целом продолжает считать его неприемлемой формой вспомогательных репродуктивных технологий, некоторые авторы выступают за изменение отношения к нему. Шиитский ислам в Иране допускает гестационное суррогатное материнство как метод преодоления бесплодия и способствует внедрению данной репродуктивной технологии, что в целом имеет поддержку населения страны. В России, несмотря на преобладание среди мусульманского населения ислама суннитского толка, негативное отношение к суррогатному материнству не столь категорично, как в странах Ближнего Востока. Духовные лидеры допускают использование суррогатного материнства в исключительных случаях, когда это единственная возможность завести детей. Наличие ограничений в применении репродуктивных технологий в условиях достижений в области науки и техники в сочетании с процессами глобализации провоцирует развитие «туризма» в области репродуктивного здоровья.
Об авторах
В. СуворовРоссия
Валерий Суворов — научный сотрудник
Э. Фахрудинова
Россия
Эльмира Фахрудинова — доцент
Список литературы
1. Глоба А.А. (Архимандрит Александр). Этические и правовые проблемы отношения ислама к суррогатному материнству //Миссия Конфессий. 2020. Т. 9. Ч. 2. С. 228.
2. Фахрудинова Э.Р., Суворов В.В. Философия материнства: от ценностей марксизма к ценностям общества потребления //Манускрипт. 2021. Т. 14. № 7. С. 1404–1408.
3. Abedini, M., Ghaheri, A., Omani Samani, R. (2016) “Assisted Reproductive Technology in Iran: The First National Report on Centers, 2011”, International Journal of Fertility & Sterility 10(3): 283–289.
4. Afshar, L., Bagheri, A. (2013) “Embryo Donation in Iran: an Ethical Review”, Developing World Bioethics 3(3): 119–124.
5. Afshar, L., Bagheri, A. “Embryo Donation in Iran: an Ethical Review”; Behjati-Ardakani, Z., et al. (2015) “Embryo Donation in Iranian Legal System: A Critical Review”, Journal of Reproduction and Infertility 16(3): 130–137.
6. Ahmadi, A., Bamdad, S. (2017) “Assisted Reproductive Technologies and the Iranian Community Attitude Towards Infertility”, Human Fertility 20(3): 204–211.
7. Aramesh, K. (2009) “Iran’s Experience with Surrogate Motherhood: An Islamic View and Ethical Concerns”, Journal of Medical Ethics 35(5): 320–322.
8. Arbach, O. (2002) “Ethical Considerations in Syria Regarding Reproduction Techniques”, Medicine and Law 21(2): 395–401.
9. Behjati Ardakani, Z., et al. (2021) “The Impact of Third Party Reproduction on Family and Kinship”, Journal of Reproduction and Infertility 22(1): 3–15.
10. Chamsi-Pasha, H., Albar, M.A. (2015) “Assisted Reproductive Technology: Islamic Sunni Perspective”, Human Fertility 18(2): 107–12.
11. Fakhrudinova, E.R., Suvorov, V.V. (2021) “Filosofiia materinstva: ot tsennosteĭ marksizma k tsennostiam obshchestva potrebleniia” [Philosophy of motherhood: from the values of Marxism to the values of the consumer society], Manuskript 14(7): 1404–1408.
12. Globa, A.A. (Arkhimandrit Aleksandr). (2020) “Eticheskie i pravovye problemy otnosheniia Islama k surrogatnomu materinstvu” [Ethical and legal problems of Islam’s attitude to surrogate motherhood], Missiia Konfessii 9(2): p. 228.
13. Gooshki, E. S., Allahbedashti, N. (2015) “The Process of Justifying Assisted Reproductive Technologies in Iran”, Indian Journal of Medical Ethics 12(2): 57–96.
14. Inhorn, M.C. (2006) “Making Muslim Babies: IVF and Gamete Donation in Sunni versus Shi’a Islam”, Culture, Medicine and Psychiatry 30(4): 427–450.
15. Inhorn, M.C. (2011) “Globalization and Gametes: Reproductive ‘Tourism”, Islamic Bioethics, and Middle Eastern Modernity”, Anthropology and Medicine 18(1): 87–103.
16. Inhorn, M.C., Birenbaum-Carmeli, D., Tremayne, S., Gürtin, Z.B. (2017) “Assisted Reproduction and Middle East Kinship: a Regional and Religious Comparison”, Reproductive Biomedicine and Society Online 4: 41–51.
17. Inhorn, M.C., Patrizio, P., Serour, G.I. (2010) “Third-Party Reproductive Assistance Around the Mediterranean: Comparing Sunni Egypt, Catholic Italy and Multisectarian Lebanon”, Reproductive BioMedicine Online 21(7): 848–853.
18. Inhorn, M.C., Shrivastav, P., Patrizio, P. (2012) “Assisted Reproductive Technologies and Fertility ‘Tourism’: Examples from Global Dubai and the Ivy League”, Medical Anthropology 31(3): 249–265.
19. Inhorn, M.C., Tremayne, S. (2016) “Islam, Assisted Reproduction, and the Bioethical Aftermath”, Journal of Religion and Health volume 55(2): 422–430.
20. Islam, S., et al. (2013) “Ethics of Surrogacy: a Comparative Study of Western Secular and Islamic Bioethics”, Journal of the Islamic Medical Association of North America 44(1): 44-1-5920.
21. Kasule, O. H. (2003) “A Critique of the Biomedical Model from an Islamic Perspective”, in H.E. Fadel (ed.). FIMA Year Book 2002, pp. 95–108. Islamabad: Federation of Islamic Medical Associations in collaboration with Medico Islamic Research Council (MIRC) and Islamic International Medical College.
22. Kutty, A. (2007) “Does Islam Allow ‘Surrogate Motherhood’?” Islamonline.net [http://web.archive.org/web/20070317041702/http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?pagename=IslamOnline-English-Ask_Scholar/FatwaE/FatwaE&cid=1119503546938, accessed on 10.03.2022].
23. Muaygil, R.A. (2017) “Reexamining the Prohibition of Gestational Surrogacy in Sunni Islam”, Developing World Bioethics 17(2): 112–120.
24. Mustafa, A. G., Alzoubi, K. H., Khabour, O.F., Alfaqih, M.A. (2018) “Perspectives and Attitudes of Jordanian Medical and Paramedical Students Toward Surrogate Pregnancy”, International Journal of Women’s Health 10: 617–622.
25. Padela, A.I. (2013) “Islamic Bioethics: Between Sacred Law, Lived Experiences, and State Authority”, Theoretical Medicine and Bioethics 34(2): 65–80.
26. Padela, A.I. (2019) “Using the Maqāṣid al-Sharī’ah to Furnish an Islamic Bioethics: Conceptual and Practical Issues” Journal of Bioethical Inquiry 16(3): 347–352.
27. Rattani, A. (2021) A “Critique of Contemporary Islamic Bioethics”, Journal of Bioethical Inquiry 18(2): 357–361.
28. Rattani, A., Hyder, A.A. (2019) “Developing an Islamic Research Ethics Framework”, Journal of Religion and Health 58(1): 74–86.
29. Saadeh, R., Abdulrahim, N., Alfaqih, M., Khader, Y. (2020) “Attitude of Jordanian Health
30. Care Workers Toward Surrogacy”, Journal of Family and Reproductive Health 14(1): 5–13.
31. Salehi, K., Shakour, M., Pashaei Sabet, F., Alizadeh, S. (2015) “The Opinion of Iranian Students about the Society’s Perception on Using Surrogacy as an Infertility Treatment in the Future Community”, Sexual and Reproductive Healthcare 6(1): 19–22.
32. Tawfique, A.M. “Surrogacy and Islam: Between Permissibility and Prohibition”, pp. 277–281.
33. Tremayne, S., Akhondi, M.M. (2016) “Conceiving IVF in Iran”, Reproductive BioMedicine and Society Online 2: 62–70.
Рецензия
Для цитирования:
Суворов В., Фахрудинова Э. Отношение к суррогатному материнству в мусульманском мире Ближнего Востока и России: обзор позиций и мнений. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(4):242-254. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-4-242-254
For citation:
Suvorov V., Fakhrudinova E. Surrogacy in Muslim Communities of the Middle East and Russia: Trends and Perspectives. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(4):242-254. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-4-242-254