Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Социетальная безопасность и религия в постколониальной Африке

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-136-167

Аннотация

В статье рассматривается роль религии в формировании социетальной безопасности трех стран Африки — Кот-д’Ивуара, Ганы и Габона. Автор сосредоточила внимание на соотношении меры значимости собственно африканских религиозных традиций, христианства и ислама в поисках политическими элитами этих стран постколониальной национальной идентичности. На основе анализа историографических источников авторы выявляют специфику влияния религии на социетальную безопасность: в Кот-д’Ивуаре религиозное насилие стало итогом политического манипулирования религиозными убеждениями разных групп населения, что разрушило социетальную безопасность; в Гане религиозного раскола не произошло потому, что государство сделало акцент на гражданской идентичности, это стабилизировало безопасность общества; в Габоне политизация религии превратила главу государства в «сверхъестественное существо», что обесценило социетальную безопасность. Интерпретация результатов проведенного автором эмпирического исследования позволила сделать выводы о том, что в Кот-д’Ивуаре и особенно в Габоне роль религии в обществе более значима, чем в Гане. В этой стране готовность граждан сменить религию прямо коррелирует с отсутствием ощущения «африканскости» исповедуемой религии. Несмотря на различия контекста политической и культурной жизни рассматриваемых стран, ни в одной из них традиционная религия не смогла стать драйвером политических изменений, но везде оказывалась их катализатором. В контексте формирования национальной идентичности религия в африканских обществах чаще всего выступает не как примордиальный фактор гражданского конфликта, а как фактор мотивирующий, ситуативный, ассоциируемый с общинным насилием.

Об авторах

М. Гласер
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Марина Гласер — профессор

Москва



М. Ивлева
РУДН
Россия

Марина Ивлева — профессор, завкафедрой социальной философии

Москва



Список литературы

1. Кривушин И.В. Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 г. 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

2. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность. Социологические исследования. 2002. № 3(215). С. 19–28.

3. Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997.

4. Мирзеханов В.Л. Религия, политика и поиски идентичности в постколониальном обществе (на материалах Черной Африки) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 2(32). С. 14–21.

5. Муфф Ш. К агонистической модели демократии // Логос. 2004. № 2. С. 180–197.

6. “Population & Housing Census. National Analytical Report” (2013) Ghana Statistical Service. [https://www2.statsghana.gov.gh/docfiles/publications/2010_PHC_National Analytical_Report.pdf, accessed on 10.05.2021].

7. Akindès, F. (2004) The Roots of the MilitaryPolitical Crises in Côte d’Ivoire, Research Report № 128. Uppsala: Nordiska Afrikainstitutet [https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:240406/FULLTEXT02.pdf, accessed on 10.05.2021].

8. Almås, G. (2005) Structural Adjustment and Political Legitimacy. A Study of Economic Policies and Regime Breakdown in Côte d’Ivoire 1981–2002. Thesis for the Degree of Cand. Polit., University of Oslo.

9. Amselle, J-L., M’Bokolo, E. (1989) Au coeur de l’ethnie: ethnies, tribalisme et État en Afrique. Paris: La Découverte.

10. Armah-Attoh, D., Debrah, I. (2015) Day of Tolerance: ‘Neighbourliness’: A Strength of Ghana’s Diverse Society, Afrobarometter № 58 [https://afrobarometer.org/sites/default/files/publications/Dispatches/ab_r6_dispatchno58_ghana_tolerance.pdf, accessed on 06.06.2021].

11. Avec Bongo aujourd’hui et demain. Rénovation (Les pensées d’AlbertBernard Bongo) (1974) [https://www.bide-et-musique.com/song/14304.html, accessed on 06.06.2021]

12. Bagayoko, N, Hutchful, E. and Luckham, R. (2016) “Hybrid security governance in Africa: rethinking the foundations of security, justice and legitimate public authority”, Conflict, Security & Development 16(1): 1–32.

13. Bongo, O. (2001) Blanc come nègre. Paris: Grasset.

14. Brathwai, R. and Park, B. (2019) “Measurement and Conceptual Approaches to Religious Violence: the use of Natural Language Processing to Generate Religious Violence Event-Data”, Politics and Religion 12(1): 81–122.

15. Buzan, B., Hansen, L. (2009) The evolution of international security studies. Cambridge: Cambridge University Press.

16. Peoples, С., Vaughan-Williams, N. (2015) Critical Security Studies: An Introduction. London: Routledge.

17. Buzan, B., Wæver, O., de Wilde, J. (1998) Security: A new framework for analysis. London: Lynne Rienner Publishers.

18. Duchesne, V. (2000) “Le Bossonisme ou Comment être ‘moderne et de religion africaine’”, Présence Africaine 161/162(3): 299–314.

19. Ehazouambela, D. (2012) “Les petites ‘liturgies’ politiques de l’islam au Gabon. Ou comment lire les liens entre le politique et l’islam minoritaire”, Cahiers d’Études Africaines 206/207(52): 665–686.

20. Fernandez, H. (1982) Bwiti, an Ethnography of the Religions Imagination in Africa. Princeton: Princeton University Press.

21. Foster, R. and Grzymski, J. (eds) (2019) The Limits of Europe: Identities, Spaces, Values (Global Discourse. 9/1). Bristol: Bristol University Press.

22. “Gabon”, The Arda: Association Religion Data Archives [https://www.thearda.com/internationalData/countries/Country_86_2.asp, accessed on 27.07.2021]

23. Gyimah-Boadi, E. and Awal, M. (2021) “CDD-Ghana Managing Diversity and Political Inclusion. The case of Ghana”, Global Center for Pluralism [https://cddgh.org/managing-diversity-and-political-inclusion-the-case-of-ghana, accessed on 15.05.2021].

24. “Ivory Coast” (2010) Pew Templetio. Global Religious Futures [http://www.globalreligiousfutures.org/countries/ivory-coast#/?affiliations_religion_id=0&affiliations_year=2010&region_name=All%20Countries&restrictions_year=2016, accessed on 23.07 2021].

25. “Jean-Marie Adiaffi (Ecrivain)”, Abidjan.net [https://abidjan.net/qui/profil.asp?id=676, accessed on 23.07.2021]

26. Krivushin I.V. (2019) Sto dnei vo vlasti bezumiia: ruandiiskii genotsid 1994 g. 2-e izd. [A Hundred Days of Madness: The 1994 Rwandan Genocide. 2nd ed.] Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki.

27. Kwame, B-A. (1999) “Ghana: Structural Adjustment, Democratization, and the Politics of Continuity”, African Studies Review 42(2): 41–72.

28. Lægreid, P., Rykkja, L. H. (eds) (2019) Societal Security and Crisis Management. Governance Capacity and Legitimacy New Security Challenges. London: Palgrave Macmillan.

29. Langer, A., Ukiwo, U. (2007) Ethnicity, Religion and the State in Ghana and Nigeria: Perceptions from the Street, Crise Working Paper № 34 [https://assets.publishing.service.gov.uk/media/57a08bf440f0b652dd000ff6/wp34.pdf, accessed on 15.05.2021].

30. Langer, A., Mustapha, A. R., Stewart, F. (2007) Horizontal Inequalities in Nigeria, Ghana and Côte d’Ivoire: Issues and Policies. Crise Working Paper № 45 [https://assets.publishing.service.gov.uk/media/57a08bf0e5274a31e0000eb8/wp45.pdf, accessed on 14.05.2021].

31. Levashov, V.K. (2002) “Globalizatsiya i sotsial’naia bezopasnost’”[Global and social security], Sotsiologicheskie issledovaniia, No. 3(215), р. 19–28.

32. “Le Sanctuaire d’Etty Macaire. Il etait une fois Jean-Marie Adiaffi. ‘L’insulteur public’” (2011) [https://ivoirecritique.blog4ever.com/il-etait-une-fois-jean-marie-adiaffilinsulteur-public, accessed on 4. 05. 2021].

33. “Les arcanes du Gabon et de la Françafrique dévoilés par une ancienne ministre d’Omar Bongo” (2021), VOA Afrique. 7 octobre [https://www.voaafrique.com/a/les-arcanes-du-gabon-et-de-la-fran%C3%A7afrique-d%C3%A9voil%C3%A9spar-une-ancienne-ministre-d-omar-bongo/5612030.html, accessed on 11.06.2021].

34. M’Akono, M.M. (2008) Francophonie et culture au Gabon. Thèse de doctorat, Université Jean Moulin Lyon 3.

35. Manheim, J.B., Rich, R.C. (1997) Politologiia. Metody issledovaniia [Research Methods in Political Science]. Moscow: Vesʹ Mir.

36. Memel Foté, H. (1999) “Un mythe politique des Akans en Côte d’Ivoire: le sens de l’Etat”, in P. Valsecchi and F. Viti (eds) Mondes akan. Identité et pouvoir en Afrique occidentale, pp. 21–42. Paris: L’Harmattan.

37. Mirzekhanov, V. L. (2015) “Religiia, politika i poiski identichnosti v postkolonialʹnom obshchestve (na materialakh Chërnoĭ Afriki)”, Gumanitarnye issledovaniia v Vostochnoĭ Sibiri i na Dalʹnem Vostoke [“Religion, Politics and the Search for Identity in Post-Colonial Society (Based on Materials from Black Africa)”, Humanitarian Studies in Eastern Siberia and the Far East] 2(32): 14–21.

38. Muff, Sh. (2004) “K agonicheskoĭ modeli demokratii” [Towards an agonistic model of democracy], Logos, 2 (42): 180–197.

39. Mvone Ndong, S.P. (2007) Bwiti et christianisme: approche philosophique et théologique. Paris: L’Harmattan.

40. Ngolet, F. (1998) “Inventing Ethnicity and Identifies in Gabon. The case of Ongom (Bakele)”, Revue française d’histoire d’outremer 85(321): 5–26; [https://doi.org/10.3406/outre.1998.3686].

41. Ngolet, F. (2000) “Ideological Manipulations and Political Longevity: The Power of Omar Bongo in Gabon since 1967”, African Studies Review 43(2): 55–70.

42. Ngwa-Nguema, N.-A. (2008) Choisir de dire la vérité: Ma lutte pour la liberté et la justice. Paris: L’Harmattan.

43. Niangoran-Bouah, G. (1996) “Les fondements socio-culturels de l’ivoirité”, in L’Ivoirité ou l’esprit dunouveau contrat social du président Henri Konan Bédié. Abidjan: PUCI.

44. Nordås, R. (2014) “Religious demography and conflict: Lessons from Côte d’Ivoire and Ghana”, International Area Studies Review 17(2): 146–166.

45. Nsi, M.A. (2011) L’église catholique au Gabon: de l’entreprise missionnaire à la mise en place d’une église locale 1844–1982. Thèse de doctorat, Université de Pau.

46. Ojo, Ph. A. (2015) “Cartooning Contemporary Sub-Saharan African Experiences: A New Perspective”, Review of Arts and Humanities 4(1): 60–71.

47. Perrois, L. (1979) “Rites et croyances funéraires des peuples du Bassin de l’Ogooué”, in J. Guiar (ed). Les hommes et la mort. Rituels funéraires а travers le monde, p. 293–304. Paris: Le Sycomore.

48. Pintinho, Z.C. A. (2017) “The Security Vectors in Africa”, Austral: Brazilian Journal of Strategy & International Relations 6(11): 52–72.

49. Roe, P. (2002) “Misperception and Ethnic Conflict: Transylvania’s Societal Security Dilemma”, Review of International Studies 28(1): 57–74.

50. Schirripa, P. (2009) “Afrikania: afrocentrism and the refusal of Christian legacy”, Paper read at the 3rd European Conference on African Studies, 4–7 June, Leipzig [https://www.academia.edu/6455772/Afrikania_Afrocentrism_and_the_refusal_of_Christian_legacy, accessed on 15.06.2021].

51. Shah, A. (2011) “Cote d’Ivoire Crisis”, Global Issues: Social, Political, Economic and Environmental Issues That Affect Us All. 7 April [https://www.globalissues.org/article/795/cote-divoire, accessed on 15.05.2021].

52. Shaw, R. (1990) “The Invention of African Traditional Religion”, Religion 20(4): 339–353.

53. Tainter, J. (1990). The Collapse of Complex Societies (1st paperback ed.). Cambridge: Cambridge University Press.

54. Tonda, J. (2005) Le souverain moderne. Le corps du pouvoir en Afrique centrale (Congo, Gabon). Paris: Karthala.

55. Wæver, O. (1993) “Societal security: The concept”, in O. Wæver, B. Buzan, M. Kelstrup and L. Lemaitre (eds) Identity, migration and the new security agenda in Europe, p. 17–40. London: Pinter.


Рецензия

Для цитирования:


Гласер М., Ивлева М. Социетальная безопасность и религия в постколониальной Африке. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(3):136-167. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-136-167

For citation:


Glaser M., Ivleva M. Societal Security and Religion in Post-Colonial Africa. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(3):136-167. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-136-167

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)