Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Христианский храм как место геноцида (на примере Руанды)

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-108-135

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о причинах, по которым христианские церкви стали во время руандийского геноцида 1994 г. главным местом уничтожения тутси. Исследование основывается на анализе трех групп первоисточников: воспоминаний участников геноцида, документах Международного уголовного трибунала по Руанде и материалах экстремистских СМИ («Телерадио тысячи холмов» и газета «Кангура»). Анализ осуществляется на двух уровнях — локальном (восприятие событий непосредственными участниками геноцида) и общенациональном (трактовка событий политическими лидерами и националистической пропагандой). Отношение участников геноцида к христианскому храму рассматривается в контексте их религиозных представлений, прежде всего представлений о роли Бога в событиях. Выясняется, что на местном уровне имела место паганизация религиозных представлений, распространение представлений о существовании особого «Бога хуту», противостоящего «Богу тутси». Автор приходит к выводу, что христианский храм в Руанде в период геноцида 1994 г. сохранил свой статус священного места, однако статус этот перестал быть инвариантным и стал зависеть от того, в чьих руках он находился — или «истинных христиан», «Бога Руанды», «Бога хуту», или нелюдей, демонов, Сатаны, «Бога тутси»: когда тутси (как «анти-хуту») оскверняли своим при сутствием священное место, оно превращалось в «антицерковь» и поэтому должно было быть очищено от скверны или даже полностью уничтожено. Эта трансформация восприятия участниками геноцида христианского храма была результатом виктимизации тутси, которую все время подпитывали власти и экстремистские СМИ.

Об авторе

И. Кривушин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Центр африканских исследований Института всеобщей истории РАН
Россия

Иван Кривушин — профессор;

ведущий научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Кривушин И. Церковь и геноцид в Руанде 2014 года // Новая и новейшая история. 2014. № 6. С. 72–82.

2. Юргенсмейер М. «Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

3. Bartov, O. and Phyllis, M. (2001) In God’s Name: Genocide and Religion in the Twentieth Century. New York: Berghahn Books.

4. Bazuin, J. Th. (2013) “Religion in the Remaking of Rwanda After Genocide”. PhD Dissertation, Vanderbilt University.

5. Beloff, J. R. (2015) “The Historical Relationship between Religion and Government in Rwanda”, in M. Rectenwald and R. Almeida (eds) Global Secularisms in a Post Secular Age. Boston and Berlin: Walter de Gruyter.

6. Brown, S.E. and Smith, S. D. (eds) (2021) The Routledge Handbook of Religion, Mass Atrocity, and Genocide. London: Routledge.

7. Chrétien, J.-P. (2002) Rwanda: les médias du genocide. Paris: Karthala.

8. Eski, Y. (2021) Genocide and Victimology. Abingdon: Routledge.

9. Gatwa, Th. (2001) Rwanda. Eglises: Victimes ou Coupables? Les Eglises et l’idéologie ethnique au Rwanda 1900–1994. Yaoundé et Lomé: CLÉ et HAHO.

10. Gourevitch, Ph. (1998) We wish to inform you that tomorrow we will be killed with our families: Stories from Rwanda. New York: Farrar, Straus and Giroux.

11. Hiebert, M. S. (2017) Constructing Genocide and Mass Violence: Society, Crisis, Identity. Abingdon: Routledge.

12. Hitchens, Ch. (2007) God is not great: how religion poisons everything. New York and Boston: Twelve.

13. Jacobs, S.L. (ed) (2009) Confronting Genocide: Judaism, Christianity, Islam. Lanham, MD: Lexington Books.

14. Juergensmeyer, M. (2000) Terror in the Mind of God: The Global Rise of Religious Violence. Berkeley: University of California Press.

15. Krivushin, I. (2014) “Tserkov i genotsid v Ruande 2014 goda” [The Church and the 1994 genocide in Rwanda], Novaia i noveishaia istoriia 6: 72–82.

16. Krivushin, I. (2014) The Genocidal Mentality: the 1994 Case of Rwanda. Working Paper WP18/2014/01. Ser. “Human rights in the contemporary world”. Moscow: Higher School of Economics Publ. House.

17. Longman, T. (2018) “Christian Churches in Post-Genocide Rwanda: Reconciliation and Its Limits”, in M. Girma (ed) The Healing of Memories: African Christian Responses to Politically Induced Trauma, pp. 55–76. London: Lexington Books.

18. Longman, T. (2010) Christianity and Genocide in Rwanda. Cambridge: Cambridge University Press.

19. Loumakis, S. (2016) “Genocide and Religion in Rwanda in the 1990s: ‘What Weapons Shall We Use to Conquer the Cockroaches Once and For All?’”, in A. Gagné, S. Loumakis and C.A. Miceli (eds) The Global Impact of Religious Violence, pp. 47–83. Eugene, OR: Wipf & Stock.

20. Melvern, L. (2006) Conspiracy to Murder: The Rwandan Genocide. London and New York, Verso.

21. Murray, E. H. (2015) Disrupting Pathways to Genocide: The Process of Ideological Radicalisation. Basingstoke: Palgrave Macmillan.

22. Ritner, C., Roth, J.K. and Whitworth, W. (eds) (2004) Genocide in Rwanda: Complicity of the Churches? St. Paul: Paragon House.

23. Schur, E. (1980) The Politics of Deviance: Stigma Contests and the Uses of Power. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

24. Sells M.A. (1998) The Bridge Betrayed: Religion and Genocide in Bosnia. Berkeley and Los Angeles, CA: University of California Press.

25. Simonsson, O. (2019) God Rests in Rwanda. The Role of Religion in the 1994 Genocide in Rwanda. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis.

26. Theunis, G. (1995) “Le Role de l’Eglise Catholique dans les Evénements Récents”, in A. Guichaoua (ed) Les Crises Politiques au Burundi et au Rwanda (1993–1994): Analyses, faits et documents, p. 293. Lille: Université des Sciences et Technologies de Lille.

27. van’t Spijker, G. (2017) “Focused on Reconciliation: Rwandan Protestant Theology After the Genocide”, Transformation 34(1): 66–74.

28. Vaughan, D. (2007) “Beyond Macro- and Micro-Levels of Analysis, Organizations, and the Cultural Fix”, in H.N. Pontell and G. Geis (eds) International handbook of white collar and corporate crime, pp. 3–24. New York: Springer.


Рецензия

Для цитирования:


Кривушин И. Христианский храм как место геноцида (на примере Руанды). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(3):108-135. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-108-135

For citation:


Krivushin I. The Christian Temple as a Place of Genocide: The Case of Rwanda. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(3):108-135. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-108-135

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)