«Каждый день — Ашура»? Трансформация нарратива мученичества в общественно-политическом дискурсе современного Ирана
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-119-149
Аннотация
Статья посвящена анализу тех трансформаций, которые претерпел нарратив мученичества в иранском официальном и неофициальном дискурсе в последние десятилетия. Основой этого дискурса является особая интерпретация событий ранней мусульманской истории — битвы при Кербеле (680), ставшей отправной точкой в обособлении шиитской ветви в исламе, а также основой для системы траурных ритуалов и развития культа мучеников. Современная интерпретация шиитских ритуалов и символов уходит своими корнями в 1960–1970 годы и является плодом разработки двух главных публичных интеллектуалов того времени — Али Шариати и Муртазы Мутаххари. Разработанный ими нарратив, называемый в научных работах «парадигмой Кербелы», стал мощным идеологическим инструментом и во время Исламской революции 1979 года, и в последующей Ирано-иракской войне, и в послевоенном восстановлении страны. Адаптивность шиитских ритуалов и символов, а также монополия действующей власти на их интерпретацию стали причиной не только активного использования мобилизационного потенциала «парадигмы Кербелы», но и ее рутинизации. Так или иначе, реакция на убийства Касема Сулеймани и Абу Махди ал-Мухандиса, выразившаяся в динамичном развитии культа «новых мучеников», продемонстрировали устойчивость этой парадигмы.
Об авторах
М. АлонцевРоссия
Максим Алонцев — старший преподаватель
Москва
Н. Смагин
Иран
Никита Смагин — корреспондент ТАСС в Иране
Тегеран
Список литературы
1. Abrahamian, E. (1989) Radical Islam: the Iranian Mojahedin. London: I. B. Tauris.
2. Abrahamian, E. (2008) A History of Modern Iran. Cambridge: Cambridge University Press.
3. Afsaruddin, A. (2013) Striving in the Path of God: Jihad and Martyrdom in Islamic Thought. Oxford: Oxford University Press.
4. Aghaie, K. S. (2004) The Martyrs of Karbala: Shiʻi Symbols and Rituals in Modern Iran. Seattle: University of Washington Press.
5. Amir-Moezzi, M. A. (2011) The Spirituality of Shiʻi Islam: Beliefs and Practices. London: I. B. Tauris.
6. Ayoub, M. (1987) “ĀŠŪRĀ”, Encyclopaedia Iranica [https://iranicaonline.org/articles/asura, accessed on 25.02.2022].
7. Bard, A. (2015) “Hearing Mo‘jizat in South Asian Shi‘ism”, in Orsini F., Schofield K. (eds.) Tellings and Texts: Music, Literature and Performance in North India, pp. 137–166. Cambridge, UK: Open Book.
8. Bloch, M. (1992) Prey into hunter. Cambridge: Cambridge University Press.
9. Calmard, J. (1979) “Le Patronage des Ta‘ziyeh: Éléments pour une Étude Globale”, in P. Chelkowski (ed.) Taʻziyeh: Ritual and Drama in Iran, pp. 121–130. New York: New York University Press.
10. Chlup, R. (2021) “National Myths and Rebounding Violence”, Nations and Nationalism, pp. 1–17. Wiley Online Library.
11. Dabashi, H. (1993) Theology of Discontent: The Ideological Foundations of the Islamic Revolution in Iran. New York: New York University Press.
12. Dabashi, H. (2011) The Green Movement in Iran. London: Routledge. Daniel, E., Mahdi, A. (2006) Culture and Customs of Iran. Westport: Greenwood Press.
13. Deeb, L. (2006) An Enchanted Modern: Gender and Public Piety in Shiʻi Lebanon. Princeton: Princeton University Press.
14. Fischer, M. (1980) Iran: From Religious Dispute to Revolution. Cambridge: Harvard University Press.
15. Gilsenan, M. (2000) Recognizing Islam: Religion and Society in the Modern Middle East. New York: I. B. Tauris.
16. Gruber, C. (2012) “The Martyrs’ Museum in Tehran: Visualizing Memory in Post-Revolutionary Iran”, Visual Anthropology 25(1-2): 68–97.
17. Gruber, C. (2016) “Prophetic Products: Muhammad in Contemporary Iranian Visual Culture”, Material Religion, 12(3): 259–293.
18. Halm, H. (1997) Shiʻa Islam: From Religion to Revolution, Allison Brown (tr.). Princeton: Marcus Wiener Publishers.
19. Hegland, M. E. (1983) “Two Images of Husain: Accommodation and Revolution in an Iranian Village”, in N. R. Keddie (ed.) Religion and Politics in Iran: Shiʻism from Quietism to Revolution, pp. 218–236. New Haven: Yale University Press.
20. Ibn Kaṯīr, Abu’l-Fadāʼ (2004) Al-Bidāya wa an-Nihāya. Taṣḥīḥ Ḥassān ʻAbd al-Mannān. Bayrūt: Bayt al-Afkar ad-Diwāliyya.
21. Juergensmeyer, M. (2000) Terror in the Mind of God: The Global Rise of Religious Violence. Berkeley: University of California.
22. Keddie, N., Richard Y. (2006) Modern Iran: Roots and Results of Revolution. Yale: Yale University Press.
23. Lob, E. (2020) Iran’s Reconstruction Jihad Rural Development and Regime Consolidation after 1979. Cambridge: Cambridge University Press.
24. Majlisī, Bāqir Muḥammad (2008) Biḥār al-Anwār al-Jāmiʻah li-Durar Axbār al-Aʼimma al-Aṭhār. Bayrūt: Muʼassasa al-ʻIlmī al-Maṭbūʻāt.
25. Martin, V. (2003) Creating an Islamic State: Khomeini and the Making of a New Iran. London and New York: I. B. Tauris.
26. Martin, V. (2005) The Qajar Pact: Bargaining, Protest and the State in Nineteenth-Century Persia. London: I. B. Tauris.
27. Mashreq News (2020) Rivāyat-i az Mā’mūriyat-i Muhimmī ki Ḥāj Qāsim bar ʻUhda Dāšt. Mashreq News. 19 January [https://mshrgh.ir/1032911, accessed on 12.01. 2021]
28. Moaddel, M. (1993) Class, Politics, and Ideology in the Iranian Revolution. New York: Columbia University Press.
29. Muṭahharī, M. Ḥamāsa-yi Ḥusaynī. Bunyād-i ʻIlmī va Farhangī-yi Ustād-i Šahīd-i Muṭahharī [http://portal.motahari.ir, accessed on 15.12.2020].
30. Muṭahharī, M. Yāddāšthā-yi Ustād Muṭahharī. Bunyād-i ʻIlmī va Farhangī-yi Ustād-i Šahīd-i Muṭahharī [http://portal.motahari.ir, accessed on 15.12.2020].
31. Ostovar, A. (2016) Vanguard of the Imam. Religion, Politics, and Iran’s Revolutionary Guards. Oxford: Oxford University Press.
32. Renard, J. (2008) Friends of God. Islamic Images of Piety, Commitment, and Servanthood. Berkeley — Los Angeles — London: University of California Press.
33. Šarīʻatī, ʻA (2010) Ḥusayn Vāriṯ-i Ādam. Tihrān, Intišārat-i Qalam.
34. Szanto, E. (2013) “Beyond the Karbala Paradigm: Rethinking Revolution and Redemption in Twelver Shi‘a Mourning Rituals”, Journal of Shi’a Islamic Studies 6(1): 75–91.
35. Xāminayi ʻA. (2019) Bayānāt dar Marāsim-i Dānišāmūxtagī-yi Dānišjūyān-i Dānišgāh-i Imām Ḥusayn. Khameinei.ir. 13 October [https://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=43767, accessed on 17.12.2020].
36. Xāminayi ʻA. (2020) Bayānāt dar Manzil-i Sipahbad-i Šahīd-i Ḥāj Qāsim Sulaymānī. Khameinei.ir. 3 January [https://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=44574, accessed on 21.12.2020].
37. Xāminayi, A. (1990) Bayānāt dar Dīdār-i ba Aʻẓā-yi Sitād-i Barguzārī-yi Marāsim-i Haftum-i Tīr. Khamenei.ir. 20 July [https://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=2322, accessed on 14.12.2020].
38. Xumaynī, R. (1999) Ṣaḥīfa-yi Imām: Majmūʻa-yi Āṯār-i Imām Xumaynī. Tihrān: Muʼassasa-yi Tanżīm va Našr-i Āṯār-i Imām Xumaynī.
39. Xumaynī, R. (2011) Iṯār va Šahādat dar Maktab-i Imām Xumaynī. Tihrān: Muʼassasa-yi Tanżīm va Našr-i Āṯār-i Imām Xumaynī.
40. al-Yaʻqūbī, Aḥmad. (1964). Taʼrīx al-Yaʻūbī, Sayyid Muḥammad Ṣādiq Baḥr al-ʻUlūm (ed.). Najaf.
41. Yarshater, E. (1979) “Ta‘ziyeh and Pre-Islamic Mourning Rites in Iran”, in P. Chelkowski (ed.) Taʻziyeh: Ritual and Drama in Iran, pp. 88–94. New York: New York University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Алонцев М., Смагин Н. «Каждый день — Ашура»? Трансформация нарратива мученичества в общественно-политическом дискурсе современного Ирана. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):119-149. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-119-149
For citation:
Alontsev M., Smagin N. “Every Day Is Ashura?”: Transformation of the Martyrdom Narrative in Iranian Socio-Political Discourse. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):119-149. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-119-149