Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Мусульманская субъективность и модерность: между социологией и историей идей

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-586-602

Аннотация

В статье на материале нескольких работ, посвященных вопросу о мусульманской субъективности, рассматриваются два подхода к исследованиям в этой области. Первый подход предполагает использование методологии истории идей, в то время как второй обращается к методам социологии и антропологии. В первом случае внимание исследователей сосредоточено на текстах и дискурсах, из которых — при помощи определенных герменевтических процедур — извлекается знание о том, как конструируется субъективность. Во втором случае речь идет о социальных практиках и взаимодействиях и об их форматирующем влиянии на субъективность. Оба подхода при этом имеют общую интеллектуальную генеалогию и могут быть возведены к размышлениям Мишеля Фуко о двойственной структуре субъекта, который одновременно сам конструирует себя и конституируется извне властью.

Об авторе

К. Корчагин
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Россия

Кирилл Корчагин — ведущий научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 19–24 и далее.

2. Бессмертная О.Ю. Что нам делать с «мусульманской субъективностью»? Перспективы и «ловушки» исследовательского подхода в историографическом контексте //Вестник РУДН. 2023. Т. 22. № 2. С. 174–187.

3. Мусульманские субъективности в зеркале исторических источников /Сост. Д. Марданова, Р. Салихов //Вестник РУДН. Серия: История России. 2023. Т. 22. № 2.

4. После Сталина: позднесоветская субъективность (1953–1985) / Под ред. А. Пинского. СПб.: ЕУ СПб, 2018.

5. Assman, A. (2017) Raspalas’ sviaz’ vremen? Vzlet i padenie temporal’nogo rezhima Moderna [Has the bond of time broken? The Rise and Fall of the Temporal Regime of Modernity]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

6. Bessmertnaia, O. Iu. (2023) “Chto nam delat’ s ‘musul-manskoi sub”ektivnost’iu’? Perspektivy i ‘lovushki’ issledovatel’skogo podkhoda v istoriograficheskom kontekste” [What should we do with “Muslim subjectivity”? Prospects and “traps” of the research approach in the historiographical context], Vestnik RUDN 22(2): 174–187.

7. Bustanov, A., Usmanov, V. (2022) Muslim Subjectivity in Soviet Russia. The Memoirs of ‘Abd alMajid alQadiri. Leiden; Boston: Brill.

8. De Libera, A. (2015) L’invention du sujet moderne. Paris: Vrin.

9. Eisenstadt, Sh. (2000) “Multiple Modernities”, Daedalus 129 (1): 1.

10. Hellbeck, J. (2009) Revolution on My Mind. Writing a Diary under Stalin. Harvard University Press.

11. Heyes, C. (2002) “Identity Politics”, The Stanford Encyclopedia of Philosophy [https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/identity-politics, accessed on 04.12.2023].

12. Jung, D. (2023) Islam in Global Modernity. Sociological Theory and the Diversity of Islamic Modernities. Wiesbaden: Springer.

13. Jung, D., Sinclair, K. (eds) (2020) Muslim Subjectivities in Global Modernity. Islamic Traditions and the Construction of Modern Muslim Identities. Leiden; Boston: Brill.

14. Kafadar, C. (1989) “Self and Others: The Diary of a Dervish in Seventeenth Century Istanbul and First-Person Narratives in Ottoman Literature”, Studia islamica 69: 121–150.

15. Kotkin, S. (1995) Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. University of California Press.

16. Mardanova, D., Salikhov, R. (eds) (2023) Musul’manskie sub”eektivnosti v zerkale istoricheskikh istochnikov. Vestnik RUDN. Seriia: Istoriia Rossii [Muslim subjectivities in the mirror of historical sources. Vestnik RUDN. Series: History of Russia] 22(2).

17. Olson, E.T. (2019) “Personal Identity”, Stanford Encyclopedia of Philosophy [https://plato.stanford.edu/entries/identity-personal, accessed on 04.12.2023].

18. Pinskii, A. (ed.) (2018) Posle Stalina: pozdnesovetskaia subieektivnost’ (1953–1985) [After Stalin: late Soviet subjectivity (1953–1985)]. SPb.: EU SPb.

19. Reckwitz, A. (2008) Subjekt. Transcript: Bielefeld.

20. Wagner, P. (1993) A Sociology of Modernity: Liberty and Discipline. Routledge: London.

21. Wagner, P. (2001) Theorizing Modernity. Inescapability and Attainability in Social Theory. London: SAGE.

22. Wagner, P. (2008) Modernity as Experience and Interpretation: A New Sociology of Modernity. London: Polity.

23. Wagner, P. (2012) Modernity: Understanding the Present. London: Polity.


Рецензия

Для цитирования:


Корчагин К. Мусульманская субъективность и модерность: между социологией и историей идей. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):586-602. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-586-602

For citation:


Korchagin K. Muslim Subjectivity and Modernity: Between Sociology and History of Ideas. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):586-602. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-586-602

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)