Вопреки колониальному архиву: эротическая поэзия ‘Абд ар-Рахима ал-Утыз-Имяни
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-149-188
Аннотация
Статья посвящена изучению культур сексуальности среди мусульман Внутренней России в XIX–XX вв., а также архивным практикам, оттеснявшим изучение соответствующих текстов в серую зону. В статье разбираются особенности циркуляции эротической поэзии за авторством муджаддидийского шейха ‘Абд ар-Рахима ал-Утыз-Имяни. Если среди аудитории первой половины XIX века такая поэзия находила понимание, в том числе на уровне чувства юмора и метафорического языка, связывавшего кухню и секс, то к концу XIX в. значение прежних эротических текстов уже не считывалось. В советское время секулярная этика сделала тематику секса в исламе совершенно стыдной и недостойной для исследования. В статье предлагается обзор исламской сексуальности за пределами поэмы ал-Утыз-Имяни, а в приложении размещен ее критический текст и первый перевод.
Ключевые слова
Список литературы
1. Амишов Р. И. Татарский богослов Нургали Хасанов. Казань: Изд-во «Магариф — Вакыт», 2022.
2. Арабские рукописи Института востоковедения. Краткий каталог / Под ред. А.Б. Халидова. Ч. 1. М.: Наука, 1986.
3. Арсланова А.А. Описание рукописей на персидском языке Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Вып. II. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015.
4. Бабаджанов Б.М. Кокандское ханство: власть, политика, религия. Токио-Ташкент: TIAS, 2010. C. 568–592.
5. Баязитова Ф. Ашлы-сулы килен булсын. Барда төбәгендә халык традицияләре //Милли-мәдәни мирасыбыз: Пермь татарлары. Барда. — 2нче басма. Казан: ТӘСИ, 2021.
6. Бессмертная О.Ю. Что нам делать с «мусульманской субъективностью»? Перспективы и «ловушки» исследовательского подхода в историографическом контексте //Вестник РУДН. Серия: История России. 2023. Т. 22. № 2. С. 174–87.
7. Бустанов А.К. О перспективах оккультного поворота в российском исламоведении// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40(2). С. 218–258.
8. Бустанов А.К. Книжная культура сибирских мусульман. М.: Изд. дом «Марджани», 2013.
9. Габдерәхим Утыз Имәни әлБолгари. Шигырьләр, поэмалар. Төзүчесе Ә. Шәрипов. Казан: Тат. кит. нәшр., 1985.
10. Габдерәшит Ибраһим: фәнни-биографик җыентык / төз. М. Госманов, Ф. Галимуллин. Казан: Җыен, 2011.
11. ГафуровЧыгътай Г. Галинең алтмыш еллык истәлеге. Казан: Слово, 2017.
12. Гилязутдинов C.М. Персидско-татарские литературные связи (X — начало XX в.). Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2011.
13. Госманов М. Г. Каурый каләм эзеннән. Археограф язмалары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1994.
14. Дмитриева Л.В. Каталог тюркских рукописей Института востоковедения Российской академии наук. М.: Восточная литература, 2002.
15. Дмитриева Л.В. Описание тюркских рукописей Института востоковедения. Т. 3. Поэзия и комментарии к поэтическим сочинениям, поэтика. М.: Наука, 1980.
16. Ибраһимов Г. Тәрҗемәи хәлем яки башыма геленнәр. Санкт-Петербург: Типография А. О. Ибрагимова, 1912.
17. Ихсанов А.Р. «Письмо — это половина встречи»: диалог и конфликты смыслов в переписке российских востоковедов и мусульманских интеллектуалов в начале XX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. Т. 40(1). С. 260–292.
18. Каюм Насыйри: әдәби-тарихи һәм документаль-биографик җыентык / төз. Р.Ф. Исламов. Казан: Җыен, 2017.
19. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством. Казань: Российский исламский университет, 2008.
20. Кол Гали. Кыйссаи Йосыф/ текстны күчер. Ф.С. Фасиев, А. Х. Нуриева, Ә. Г. Исхак. Казан: Татар. кит. нәшр., 2013.
21. «Кыйссаи Йосыф» поэмасының Татарстан Милли китапханәсендә саклана торган кулъязмаларына тасвирламалар / төз.-авт. Мәрданов Р.Ф. Казан: «Милли китап» нәшрияты, 2009.
22. Малышева С.Ю. «Профессионалки», «арфистки», «любительницы»: публичные дома и проститутки в Казани во второй половине XIX — начале XX века. Казань: Казан. ун-т, 2014. С. 23–28.
23. Миңнуллин Җ.С. Сабир Галим улы Алимов //Восточные рукописи: современное состояние и перспективы изучения: материалы Круглого стола (Казань, 1 декабря 2011 г.) / сост.: Р.Ф. Исламов, С.Ф. Галимов. Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2011. С. 224–226.
24. МухаммадМурад Рамзи. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вака’и‘ Казан ва Булгар ва мулук ат-татар. Ал-джилд ас-сани. Оренбург: Паровая типо-литография товарищества «Каримов, Хусаинов и Ко», 1908.
25. Нарский И. Как партия народ танцевать учила… Как балетмейстеры ей помогали, и что из этого вышло: Культурная история советской танцевальной самодеятельности. М.: Новое культурное обозрение, 2018.
26. Персидские и таджикские рукописи Института народов Азии АН СССР. Краткий алфавитный каталог / Под ред. Н. Д. Миклухо-Маклая. Ч. 1. М.: Наука, 1964.
27. Татар теленең зур диалектологик сүзлеге. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2009.
28. Тадж адДин б. Ялчыгол алБулгари. Сидрат ал-мунтаха (Лотос крайнего предела). 2 тома / введ. А.К. Бустанова, трансл. и коммент. А.К. Бустанова, Ю. Г. Куряева, ред. Г.Ф. Гайнуллиной. Казань: Татар. кн. изд-во, 2022.
29. Усманов М. Үткәннән-киләчәккә. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1990.
30. Утыз-Имяни Г. Избранное / сост. и пер. с араб. Р. Адыгамова. Казань: Татарское книжное издательство, 2007.
31. Фарид ад-Дин ‘Аттар. Божественная книга (Илахи-наме). Т. 2. /подг. Л. Г. Лахути. М.: Наука, 2022.
32. Фәтхи Ә. Кулъязмалар тасвирламасы. XII чыгарылыш. Татар әдипләре һәм галимнәрнең кулъязмалары. Өченче бүлек. Казан: КДУ, 1968.
33. Фәхреддин Ризаэддин. Асар. 1 том. Казан: Рухият: 2006.
34. Фәхреддин Ризаэддин. Асар. 3 һәм 4 томнар. Казан: Рухият, 2010.
35. Хисамутдинова Л. Галимджан Баруди: Жизнь и общественно-политическая деятельность. Казань: Хузур, 2017.
36. Хисматулин А.А. (2022), Отжившие переводы: секс, алкоголь и астрология в «кабуснама» // Петербургское востоковедение: альманах. Юбилейный выпуск. СПб.: Петербургское востоковедение. С. 28–49.
37. Хисматуллин А.А. Сочинения имама ал-Газали. М.: Садра, 2021.
38. Шаблей П. Российская империя и мусульмане Семипалатинска: дисбаланс власти и неоднородные общества в конце XIX века //Ab Imperio. 2019. № 3. С. 60–76.
39. Шигъри ядкәрләр: XII–XIX гасырлар / төз. Р. Мәрданов. Казан: «Милли китап» нәшрияты, 2021. 64 б.
40. Юсупов М. Галимджан Баруди. Казань: Татарское книжное издательство, 2003.
41. Әхмәров Х. Истәлекләр (Карматбаш авылы мөдәррисе вә имам-хатыйбы истәлекләре). Казан: Иман нәшрияты, 1438/ 2017.
42. Adygamov, R. (ed.) Utyz-Imiani, G. (2007) Izbrannoe [Selected Works]. Kazan: Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo.
43. Ahmed, Sh. (2016) What Is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
44. Äkhmärov Kh. (1438/2017) Istäleklär (Karmatbash avyly mödärrise vä imamkhatyiby istälekläre) [The Memoirs of the teacher and imam of the village of Karmatbash]. Kazan: Iman.
45. Alharthi, J. (2021) The Body in Arabic Love Poetry: The ‘Udhri Tradition. Edinburgh: Edinburgh University Press.
46. Amishov, R.I. (2022) Tatarskii bogoslov Nurgali Khasanov [Nurgali Khasanov, the Tatar Theologian]. Kazan: Magarif — Vakit.
47. Ariese, C., Wróblewska, M. (2021) Practicing Decoloniality in Museums: A Guide with Global Examples. Amsterdam: Amsterdam University Press.
48. Arslanova, A.A. (2015) Opisanie rukopisei na persidskom iazyke Nauchnoi biblioteki im. N.I. Lobachevskogo Kazanskogo (Privolzhskogo) federal’nogo universiteta [Description of Persian Manuscripts at the Scientific Library of Kazan Federal University]. Kazan: Kazan University.
49. Babadzhanov, B.M. (2010) Kokandskoe khanstvo: vlast’, politika, religiia [The Kokand Khanate: Power, Politics, and Religion]. Tokio-Tashkent: TIAS.
50. Baiazitova, F. (2021) Ashlysuly kilen bulsyn. Barda töbägendä khalyk traditsiialäre [May the Bride Be Skillful. The Folk Traditions of the Barda Region], in Millimädäni mirasybyz: Perm’ tatarlary. Barda. Kazan: TÄSI.
51. Bessmertnaia, O. Iu. (2023) “Chto nam delat’ s “musul’manskoi sub’ektivnost’iu”? Perspektivy i “lovushki” issledovatel’skogo podkhoda v istoriograficheskom kontekste” [What are We to Do with “Muslim Subjectivity”? Perspectives and “Flaws” of Research Approach in the Historiographic Context], Vestnik RUDN. Seriia Istoriia Rossii 22(2): 174–87.
52. Bustanov, A. (2015) “‘Abd al-Rashid Ibrahim’s Biographical Dictionary on Siberian Islamic Scholars”, Kazan Islamic Review 1.
53. Bustanov, A.K. (2013) Knizhnaia kul’tura sibirskikh musul’man [The Book Culture of Siberian Muslims]. Moscow: Mardzhani.
54. Bustanov, A.K. (2022) “O perspektivakh okkult’nogo povorota v rossiiskom islamovedenii” [The Occult Turn in Russian Islamic Studies], in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 40(2) 218–258.
55. Bustanov, A., Kuriaev, Iu. G., Gainullina, G.F. (eds) Tadzh ad-Din b. Ialchygol al-Bulgari (2022) Sidrat almuntakha (Lotos krainego predella) [The Lotus of Extreme Limit]. 2 vols.
56. Bustanov, A., Shikhaliev, Sh. (forthcoming) “Archives of Discrimination: The Evolution of Muslim Book Collections in Daghestan”, Journal of Islamic Manuscripts.
57. Bustanov, A., Shikhaliev, Sh., Chmilevskaia, I. (2023) “Building an Archival Persona: The Transformation of Sufi Ijāza Culture in Russia, 1880s–1920s”, Journal of Sufi Studies 12(2): 216-252.
58. Bustanov, A., Usmanov, V. (eds) (2022) Muslim Subjectivity in Soviet Russia: The Memoirs of ‘Abd alMajid alQadiri. Leiden: Brill.
59. Dmitrieva, L.V. (1980) Opisanie tiurkskikh rukopisei Instituta vostokovedeniia. Vol. 3. Poeziia i kommentarii k poeticheskim sochineniiam, poetika [Description of Turkic Manuscripts at the Institute of Oriental Studies. Vol. 3. Poetry and Commentaries on Poetic Works, Poetics]. Moscow: Nauka.
60. Dmitrieva, L. V. (2002) Katalog tiurkskikh rukopisei Instituta vostokovedeniia Rossiiskoi Akademii nauk [The Catalogue of Turkic Manuscripts at the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences]. Moscow: Vostochnaia Literatura.
61. El-Rouayheb, Kh. (2005) Before Homosexuality in the ArabIslamic World, 1500–1800. Chicago: The University of Chicago Press.
62. Fäkhreddin Rizaeddin (2006) Asar [Traces]. Vol. 1. Kazan: Rukhiiat.
63. Fäkhreddin Rizaeddin (2010) Asar [Traces]. Vol. 3–4. Kazan: Rukhiiat.
64. Farid al-Din ‘Attar, Lakhuti, L. G. (ed.) (2022) Bozhestvennaia kniga (Ilahiname) [The Holy Book (Ilahi nama)]. Vol. 2. Moscow: Nauka.
65. Fasiev, F. S., Nurieva, A. Kh., Iskhak, Ä. G. (eds) Kol Gali (2013) Kyissai Iosyf. Kazan: Tatarstan kitap näshriiaty.
66. Fätkhi Ä. (1968) Kul’’iazmalar tasvirlamasy. XII chygarylysh. Tatar ädipläre häm galimnärneng kul’’iazmalary. Öchenche bülek [Description of Manuscripts. Fasc. 12. The Manuscripts of Tatar Writers and Scholars]. Kazan: KDU.
67. Foucault, M. (1979, 1990, 1992, 2021) The History of Sexuality. 4 Vols. London: Penguin Books.
68. Frank, A. J. (2012) Bukhara and the Muslims of Russia: Sufism, Education, and the Paradox of Islamic Prestige. Leiden, Boston: Brill.
69. Frank, A. J., Usmanov, M. (eds) (2005) An Islamic Biographical Dictionary of the Eastern Kazakh Steppe. 1770–1912. Qurban‘Ali Khalidi. Leiden, Boston: Brill.
70. Friedrich, M., Schwarke, C. (eds) (2016) OneVolume Libraries: Composite and MultiText Manuscripts. Berlin: De Gruyter.
71. Gabderäkhim Utyz Imäni äl-Bolgari, Shäripov, Ä. (ed.) (1985) Shigyr’lär, poemalar [Verses, Poems]. Kazan: Tatarstan kitap näshriiaty.
72. Gafurov-Chygh’’tai, G. (2017) Galineng altmysh ellyk istälege [‘Ali’s Memoirs of Sixty Years]. Kazan: Slovo.
73. Giliazutdinov, S.M. (2011) Persidskotatarskie literaturnye sviazi (X — nachalo XX v.) [Persian and Tatar Literary Contacts, 10th–20th Centuries]. Kazan: IIaLI AN RT.
74. Gosmanov, M. (1990) Ütkännän — kilächäkkä [From the Past into the Future]. Kazan: Tatarstan kitap näshriiaty.
75. Gosmanov, M.G. (1994) Kauryi kaläm ezennän. Arkheograf iazmalary [Following the Pen. Diaries of a Manuscript Scholar]. Kazan: Tatarstan kitap näshriiaty.
76. Gosmanov, M., Galimullin, F. (eds) (2011) Gabderäshit Ibrakhim: fännibiografik zhyentyk [‘Abd al-Rashid Ibrahim: A Scientific and Biographic Collection]. Kazan: Zhyen.
77. Ibrahimov, G. (1912) Tärjemäyi hälem iaki bashïma gelennär [My Autobiography]. St. Petersburg: Tipografiia A.O. Ibragimova.
78. Ikhsanov, A. R. (2022) “Pis’mo — eto polovina vstrechi”: dialog i konflikty smyslov v perepiske rossiiskikh vostokovedov i musul’manskikh intellektualov v nachale 20 v.” [The Letter is Half of a Meeting: Dialog and Conflicts of Meaning in the Correspondence of Russian Orientalists and Muslim Intellectuals in the Early 20th Century], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 40(1): 260–292.
79. Ingenito, D. (2020) Beholding Beauty: Sa‘di of Shiraz and the Aesthetics of Desire in Medieval Persian Poetry. Leiden: Brill.
80. Islamov, R. F. (ed.) (2017) Kaiium Nasyiri: ädäbitarikhi häm dokumental’biografik zhyentyk [Qayum Nasiri: A Literary and Historical, Documentary and Biographic Collection]. Kazan: Zhyen.
81. Iusupov, M. (2003) Galimdzhan Barudi. Kazan: Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo.
82. Karabinos, M. (2018) “Archives and Post-Colonial State-Sponsored History: A Dual State Approach Using the Case of the ‘Migrated Archives’,” in B. Bevernage, N. Wouters (eds) The Palgrave Handbook of StateSponsored History After 1945, pp. 177–190. London: Palgrave Macmillan.
83. Karabinos, M. (2019) “Decolonisation in Dutch Archives: Defining and Debating”, BMGN — Low Countries Historical Review 134(2): 129–141.
84. Kemper, M. (2008) Sufii i uchenye v Tatarstane i Bashkortostane. Islamskii diskurs pod russkim gospodstvom [Sufis and Scholars in Tatarstan and Bashkortostan: Islamic Discourse under Russian Power]. Kazan: Rossiiskii islamskii universitet.
85. Khalidov, A.B. (1986) Arabskie rukopisi Instituta vostokovedeniia. Kratkii katalog [Arabic Manuscripts of the Institute of Oriental Studies. A Short Handlist]. Vol. 1. Moscow: Nauka.
86. Khisamutdinova, L. (2017) Galimdzhan Barudi: Zhizn’ i obshchestvennopoliticheskaia deiatel’nost’ [Galimdzhan Barudi: Life and Social and Political Activity]. Kazan: Khuzur.
87. Khismatullin, A.A. (2021) Sochineniia imama alGazali [The Works of Imam al-Ghazali]. Moscow: Sadra.
88. Khismatullin, A.A. (2022) “Otzhivshie perevody: seks, alkogol’ i astrologiia v “Kabus-nama” [Outdated Translations: Sex, Alcohol and Astrology in the Qabus Nama], in Peterburgskoe vostokovedenie: al’manakh. Iubileinyi vypusk, pp. 28–49. St Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie.
89. Leezenberg, M. (2017) De minaret van Bagdad: Seks en politiek in de islam. Amsterdam: Prometheus.
90. Leezenberg, M. (2023) “’The Kurds Have Not Made Love Their Aim’: Love, Sexuality, Gender, and Drag in Ehmede Xani’s Mem u Zin”, International Journal of Middle East Studies: 1–20.
91. Malysheva, S. Iu. (2014) “Professionalki”, “arfistki”, “liubitel’nitsy”: publichnye doma i prostitutki v Kazani vo vtoroi polovine XIX — nachale XX veka [The Public Houses and Prostitutes in Kazan in the Second Half of the 19th — early 20th Centuries]. Kazan: Kazan University.
92. Mardanov, R. (ed.) (2009) “Kyissai Iosyf” poemasynyng Tatarstan Milli kitapkhanäsendä saklana torgan kul’’iazmalaryna tasvirlamalar. Kazan: Milli kitap.
93. Mardanov, R. (ed.) (2021) Shig’’ri iadkärlär: XII–XIX gasyrlar [Poetic Monuments of the 12th —19th Centuries]. Kazan: Milli kitap.
94. Melvin-Koushki, M. (2020) “Magic in Islam between Protestantism and Demonology: A Response to Günther and Pielow’s Response”, Magic, Ritual, and Witchcraft 15(1): 132–139.
95. Miklukho-Maklai, N.D. (ed.) (1964) Persidskie i tadzhikskie rukopisi Instituta narodov Azii AN SSSR. Kratkii alfavitnyi katalog [Persian and Tajik Manuscripts at the Institute of Peoples of Asia of the Academy of Sciences of the USSR]. Vol. 1. Moscow: Nauka.
96. Minnullin, Zh. S. (2011) “Sabir Galim uly Alimov” [Alimov, son of Sabir Galim], in R.F. Islamov, S.F. Galimov (eds) Vostochye rukopisi: sovremennoe sostoianie i perspektivy izucheniia: materialy Kruglogo stola (Kazan’, 1 dekabria 2011 g.), pp. 224–226. Kazan: IIaLI.
97. Muhammad Murad Ramzi (1908) Talfiq alakhbar fi talqih alathar fi waqa’i‘ Qazan wa Bulghar wa muluk altatar. Aljild althani. Orenburg: Karimov, Khusainov & Co.
98. Narskii, I. (2018) Kak partiia narod tantsevat’ uchila… Kak baletmeistery ei pomogali, i chto iz etogo vyshlo: Kul’turnaia istoriia sovetskoi tantseval’noi samodeiatel’nosti [How Did the Party Teach People to Dance… How Did the Choreographers Help It and What Came of It: The Cultural History of Soviet Amateur Dancing]. Moscow: Novoe kul’turnoe obozrenie.
99. Offord, D., Rjeoutski V., Argent, G. (2018) The French Language in Russia: A Social, Political, Cultural and Literary History. Amsterdam: Amsterdam University Press B.V.
100. Papas, A. (2012) “Following Abdurreşîd Ibrâhîm, a Tatar Globetrotter on the Way to Mecca,” in A. Papas, T. Welsford, T. Zarkone (eds) Central Asian Pilgrims: Hajj Routes and Pious Visits between Central Asia and the Hijaz, pp. 199–221. Berlin: Klaus Schwarz Verlag.
101. Pleij, H. (2020) Oefeningen in genot. Liefde en lust in de late Middeleeuwen. Amsterdam: Prometheus.
102. Richards, Th. (1993) The Imperial Archive: Knowledge and the Fantasy of Empire. London, New York: Verso.
103. Rosenthal, F. (1979) “Fiction and Reality: Sources for the Role of Sex in Medieval Muslim Society,” in A. Lutfi al-Sayyid-Marsot (ed.), Society and the Sexes in Medieval Islam, pp. 3–22. Malibu, California: Undena Publications.
104. Rosenthal, F. (1997) “Male and Female: Described and Compared,” in J.W. Wright Jr., E.K. Rowson (eds). Homoeroticism in Classical Arabic Literature. N.Y.: Columbia University Press.
105. Ross, D. (2017) “Making Muslim Women Political: Imagining the Wartime Woman in the Russian Muslim Women’s Journal Suyumbika”, Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée 141: 139–53.
106. Rzehak, L. (1997) “Ungleichheit in der Gleichheit: Materialien zu männlich-männlicher Erotik in iranischsprachigen Kulturen Mittelasiens,” in M. Ofitsch (ed.) Liebe, Eros und Zuneigung in der Indogermania, pp. 37–64. Graz: Leykam Buchverlag.
107. Shablei, P. (2019) “Rossiiskaia imperiia i musul’mane Semipalatinska: disbalans vlasti i neodnorodnye obshchestva v kontse 19 veka” [The Russian Empire and Muslims of Semipalatinsk: Disbalance of Power and Heterogeneous Societies in the Late 19th Century], Ab Imperio 3: 60–76.
108. Spannaus, N. (2014) “Formalism, Puritanicalism, Traditionalism: Approaches to Islamic Legal Reasoning in the 19th-Century Russian Empire”, The Muslim World 104(3): 354–378.
109. Tatar teleneng zur dialektologik süzlege [The Big Dialectological Dictionary of Tatar Language]. Kazan: Tatar kitap näshriiate, 2009.
110. Türkoğlu, I. (1997) Sibiryalı meşhur seyyah Abdurreşid Ibrahim. Ankara: Türkiye Dianet vakfı yayın.
111. Turner, H. (2020) Cataloguing Culture: Legacies of Colonialism in Museum Documentation. Vancouver: UBC Press.
112. Von Oswald, M. (2022) Working Through Colonial Collections: An Ethnography of the Ethnological Museum in Berlin. Leuven: Leuven University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Бустанов А. Вопреки колониальному архиву: эротическая поэзия ‘Абд ар-Рахима ал-Утыз-Имяни. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):149-188. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-149-188
For citation:
Bustanov A. In Defiance of the Colonial Archives: The Erotic Poetry of ‘Abd ar-Rahim al-Utiz-Imiani. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):149-188. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-149-188