Сплетенные нарративы меняющейся мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-87-119
Аннотация
На материалах полевых экспедиций авторов 2021–2023 гг. в Южный Дагестан в статье рассматривается появление в мусульманской агиографии постсоветского периода новой фигуры юродивого-чудотворца, отличающейся от доминировавших прежде в культе святых на Восточном Кавказе типов арабов-исламизаторов, мучеников вооруженного джихада, ученых и наставников суфийских братств. Объектом исследования избрана агиография шейха Вагуф-буба Исмаилова (1894–1972) в с. Луткун, прошедшего за последние 30 с небольшим лет путь от малоизвестного святого-аулия до третьего по значению персонажа мусульманской агиографии Южного Дагестана после Кырхляра в Дербенте и Пир-Сулеймана на горе Шалбуздаг. По своим чертам этот тип близок популярным на постсоветском пространстве новым святым разных конфессий: шиитскому Мир-Мовсум-ага, более известному как бакинский «Бескостный святой» Эт-ага (1883–1950), православным блаженным старицам вроде Матроны Московской (1885– 1952). Луткунский юродивый еще специально не изучался. В статье предложено «насыщенное описание» двух святых мест Вагуф-буба, рассмотрены особенности паломничества к ним. Основное внимание обращено на сплетенные в его «житии» нарративы — простонародный исламский, суфийский, советский и национальный; разобраны эпистемология, формирование и распространение его культа. Исследование основывается на интервью, эпиграфике, рукописных источниках, фотодокументации, а также блогах Рунета на лезгинском, арабском и русском языках.
Об авторах
В. БобровниковРоссия
Владимир Бобровников — ведущий научный сотрудник, заведующий Центром;
научный сотрудник Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ;
профессор Института классического Востока и античности
Москва
И. Чмилевская
Россия
Илона Чмилевская — лаборант-исследователь, ученый секретарь Центра исламских рукописей им. Шейха Зейда;
студентка магистратуры по программе «Мусульманские миры в России (история и современность)»
Москва
Список литературы
1. Аликберов А.К. Кырхляр // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Прозорова. М.: Восточная литература, 2006. Т.I.С. 235–237.
2. Алымов С. Понятие «пережиток» и советские социальные науки //Антропологический форум. 2012. № 16. С. 261–287.
3. Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М.: Изд-во Московского университета, 1966.
4. Дариева Ц. Бакинский «бескостный» святой: мусульманское паломничество в секулярном городе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 203–225.
5. Деревенские святыни: сб. статей, интервью и документов /публ. подгот. Е.В. Воронцова, А. Н. Алленов, В.С. Елагина, Е.А. Коршикова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2021.
6. Закарияев З.Ш. Арабоязычная эпиграфика мечетей в лезгинских селениях Ахтынского района Дагестана (надписи XI–XVIII вв.) //Вестник СПбГУ. Сер. Востоковедение и африканистика. 2021. Т. 13. Вып. 4. С. 542–568.
7. Закарияев З.Ш. Генеалогия и силсила суфийских шейхов братства Халватийа из лезгинского селения Хлют // История, археология, этнография Кавказа. 2023. № 2. С. 335–363.
8. Кормина Ж. Политические персонажи в современной агиографии: как Матрона Сталина благословляла //Антропологический форум. 2010. № 12. С. 1–28.
9. Кормина Ж., Штырков С. Старица и смерть: заметки на полях современных житий// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 108–109.
10. Лавров Л. И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924–1978 гг.). Л.: Наука, 1982.
11. Лавров Л. И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 2. Надписи XVIII–ХХ вв. М.: Наука, 1968.
12. Левкиевская Е.Е. Дихотомия душа/покойник в полесских представлениях о посмертной природе человека //Umbra. Демонология как семиотическая система /Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. Вып. 2. М.: Индрик, 2013 С. 177–194.
13. Мещанинов И. Пиры Азербайджана // Известия Государственной академии истории материальной культуры имени Н.Я. Марра. 1931. T. 9. Вып. 4.
14. Панченко А.М. Юродивые на Руси// Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. С. 337–354.
15. Форум: материальный поворот и антропология религии//Антропологический форум. 2022. № 55. С. 31–152.
16. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Южном Дагестане в X–XV вв. //Ученые записки Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. 1959. Т. VI. С. 127–162.
17. Alikberov, A.K. (2006) “Kyrkhlar” [Kyrkhlar], in S.M. Prozorov (ed.) Islam na territorii byvshei Rossiiskoi imperii: entsiklopedicheskii slovar’, vol. I, pp. 235–237. Moscow: Vostochnaia literatura.
18. Alymov, S. (2012) “Poniatie ‘perezhitok’ i sovetskie sotsial’nye nauki” [The term of “Survival” and Soviet social scienes], Antropologicheskii forum 16: 261–287.
19. Darieva, Ts. (2016) “Bakinskii ‘beskostnyi’ sviatoi: musul’manskoe palomnichestvo v sekuliarnom gorode” [The “boneless saint” in Baku: Muslim pilgrimage in secular town], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 2: 203–225.
20. DeWeese, D. (2011) “Survival Strategies: Reflections on the Notion of Religious ‘survivals’ in Soviet Ethnographic Studies of Muslim Religious Life in Central Asia”, in F. Muhlfried, S. Sokolovskiy (eds) Exploring the Edge of Empire: Soviet Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia, pp. 35–58. Berlin: LIT.
21. “Forum: material’nyi povorot i antrropologiia religii” [Forum: The Material Turn and Anthropology of Religion] (2022), Antropologicheskii forum 55: 31–152.
22. Geertz, C. (1995) After the Fact: Two Countries, Four Decades, One Anthropologist. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
23. Grant, B. (2011) “Shrines and Sovereigns: Life, Death, and Religion in Rural Azerbaijan”, Comparative Studies in Society and History 53(3): 654–681.
24. Green, N. (2009) “Transgressions of a Holy Fool”, in B.D. Metcalf (ed.) Islam in South Asian Practice, pp. 173–175. Princeton: Princeton University Press.
25. Gromov, G. (1966) Metodika etnograficheskikh ekspeditsii [Methodology of Ethnographic Expeditions]. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta.
26. Hann, C. (ed) (2008) The Postsocialist Religious Question: Faith and Power in Central Asia and EastCentral Europe. Münster: LIT.
27. Kormina, J. (2010) “Political figures in contemporary hagiography: how did Matrona bless Stalin?”, Antropologicheskii forum 12: 1–28.
28. Kormina, J., Shtyrkov, S. (2012) “St. Xenia as a Patron of Female Social Suffering: An Essay on Anthropological Hagiography”, in J. Zigon (ed.) Multiple Moralities and Religins in PostSoviet Russia, pp. 168–190. New York, Oxford: Berghahn Books.
29. Kormina, J., Shtyrkov, S. (2014) “Staritsa i smert’: zametki na poliakh sovremennykh zhitii” [The female spiritual elder and the death: notes on the margins of contemporary hagiography”], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 32(1): 107–130.
30. Lavrov, L.I. (1982) Etnografiia Kavkaza (po polevym materialam) [Ethnography of the Caucasus: from field materials dated 1924–1978]. Leningrad: Nauka.
31. Lavrov, L.I. (1968) Epigraficheskie pamiatniki Severnogo Kavkaza na arabskom, persidskom i turetskom iazykakh [Arabic, Persian and Turkish epigraphy of the North Caucasus]. Pt. 2. Nadpisi XVIII–ХХ vv. [Inscriptions dating 18th — 19th centuries]. Moscow: Nauka.
32. Levkievskaia, E.E. (2013) “Dikhotomiia dusha/pokoinik v polesskikh predstavleniiakh o posmertnoi prirode cheloveka” [The dichotomy of soul/dead in the believes about the posthumous nature of man in Polesie], in Antonov, D.I., Khristoforova, O.B. (eds) Umbra. Demonologiia kak semioticheskaia sistema. Issue 2, pp. 177–194. Moscow: Indrik.
33. Longuet-Marx, F. (1998) “Le retour de l’imam”, Caucase. Axes anciens, nouveaux enjeux. Nouveaux mondes 8: 165–176.
34. Meshchaninov, I. (1931) “Piry Azerbaidzhana” [Pir shrines of Azerbaijan], Izvestiia Gosudarstvennoi akademii material’noi kul’tury imrni N..Ia. Marra. Vol. 9(4).
35. Panchenko, A. M. (2000) “Iurodivye na Rusi” [Holy Fools in Pre-Modern Russia], in Panchenko, A.A. O russkoi ustorii i kul’ture, pp. 337–354. St. Petersburg: Azbuka.
36. Shikhsaidov, A. R. (1959) “Rasprostranenie islama v Iuzhnom Dagestane v X–XV vv.“ [The spread of Islam in Southern Dagestan in the 10th — 15th centuries], Uchenye zapiski Instituta istorii, iazyka i literatury im. G. Tsadasy 6: 127–162.
37. Vorontsova, E.V., Allenov, A.N., Elagina, V. S., Korshikova, E.A. (eds) (2021) Derevenskie sviatyni: sbornik statei, interviu i dokumentov [Village shrines: collected articles, interviews, and documents]. Moscow: Izdatel’stvo PSTGU.
38. Zakariiaev, Z. Sh. (2021) “Araboiazychnaia epigrafika mechetei v lezginskikh seleniiakh Akhtynskogo raiona” [Arabic epigraphy on mosques in the villages of Akhty district (Inscriptions dating from the 11th through the 18th centuries)], Vestnik SPbGU. Ser. Vostokovedenie i afrikanistika 13(4): 542–568.
39. Zakariiaev, Z. Sh. (2023) “Genealogiia i silsila sufiiskikh sheikhov bratstva Khalvatiia iz lezginskogo seleniia Khliut” [The Clan and Sufi genealogies (silsila) of Khalwatiyya mystic masters from the village of Khliut], Istoriia, arkheologiia, etnografiia Kavkaza 19(2): 335–363.
Рецензия
Для цитирования:
Бобровников В., Чмилевская И. Сплетенные нарративы меняющейся мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):87-119. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-87-119
For citation:
Bobrovnikov V., Chmilevskaya I. Entangled Narratives of the Changing Muslim Hagiography: A Soviet Holy-Fool in Post-Soviet Southern Dagestan. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):87-119. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-87-119