Благочестие, преданность и служение: Молла-Ходжалы Мурат-Берды-оглы и роль его историй о поэтах XVIII в. в процессе формирования туркменской культурной идентичности
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-55-86
Аннотация
Появление туркменской культурной идентичности считается результатом деятельности локальных модернистов, вдохновленных джадидской литературой в начале XX века. Согласно этой позиции, прогрессисты предложили программу единообразной и «механизированной» системы образования, направленной на развитие концепта «нации», обусловленного единством языка и стандартизации смыслов. Некоторые историки подвергли эту позицию критике. Они указывают, что туркмены воспринимали себя как сообщество еще до российского завоевания во второй половине XIX века благодаря единому видению этики и социальных отношений, основанных на религиозных началах. Данная статья анализирует исторические рассказы туркменского муллы Ходжалы Муратбердыоглы, секретаря колониальной администрации Закаспийской области. В своих повествованиях Ходжалы, обращаясь к исламскому агиографическому дискурсу, описывает биографии ключевых персонажей-образцов благочестия, преданности и служения в истории туркменского сообщества. Можем ли мы рассматривать эти рассказы как обоснование этической общности сообщества туркмен? Что было мотивом, побудившим его к публикации этих историй в газетах колониальной администрации? Анализируя контекст деятельности Ходжалы, данная статья приходит к выводу, что в начале XX века туркменские знатоки попытались обобщить знание о самих себе с целью его сохранения и последующей трансляции, развития процесса самоидентификации сообщества. Пользуясь уже существующей инфраструктурой для сохранения и обмена знанием, они публиковали свои тексты, в том числе в колониальной прессе. Востоковеды, работавшие с туркменами, и их ученики анализировали эти тексты, исходя из позитивистского принципа демифологизации, совершая акт перевода из одного смыслового поля (этики) в другое (культуры). Тем самым перевод и методологические поиски, начатые знатоками, были продолжены в последующем, приведя туркменских интеллектуалов к переходу от ортопраксии к модернистской парадигме «национальной культуры» в раннесоветский период.
Об авторе
А. ИхсановРоссия
Антон Ихсанов — младший научный сотрудник Института классического Востока и Античности
Москва
Список литературы
1. Аникеева Т. Предания Горкута. Огузских героический эпос как источник по истории тюркских народов Центральной Азии IX–XI вв. М: Наука, 2018.
2. Басханов М. Русские военные востоковеды до 1917 г. М.: Восточная литература, 2005.
3. Беляев И. Ходжали Мулла Муратберды оглы. Древняя история: из истории туркмен Закаспийской области// Протоколы заседаний и сообщений членов Закаспийского кружка любителей археологии и истории Востока. Вып. 2 (1915–1916). Асхабад: типография И. Александрова, 1916. С. 12–19.
4. Бисенова А., Медеуова К. Давление метрополий и тихий национализм академических практик //Ab Imperio. 2016. № 4. С. 207–255.
5. Благова Г. Александр Николаевич Самойлович: научная переписка, биография. Москва: Восточная литература, 2008.
6. Брюллова-Шаскольская Н. Письмо в редакцию// Туркменоведение. № 3–4 (7–8), 1928.
7. Брюллова-Шаскольская Н. Старинная поэзия туркмен//Литературный Узбекистан. Книга 3. Ташкент: Государственное издательство УзССР, 1931. С. 144–160.
8. Брюллова-Шаскольская Н. Страницы туркменской поэзии // Новый Восток. 1928. № 20–21.
9. Бурцева А. Проект советской национальной литературы (на материале туркменских альманахов). Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2023.
10. Васильева Г. История этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке (конец XVIII–XX века). Очерки. М.: Наука, 2003.
11. Гулмухаммедов А. Материалы по среднеазиатским литературным памятникам. Ашхабад: Туркменское государственное издательство, 1931.
12. Добренко Е., Тиханов Г. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи. Москва: Новое литературное обозрение, 2011.
13. Кононов А. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов (дооктябрьский период). М: Главная редакция восточной литературы, 1974.
14. Кононов А. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана хивинского. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1958.
15. Огайон И., Торез Ж. За критический и беспристрастный конструктивизм. Еще раз о понятии «Глобальный Восток» применительно к Центральной Азии//Социологическое обозрение. 2023. Т. 22. № 1. С. 48–60.
16. Самойлович А. «Вот — вагонный пассажир». Песенка-сатира ташкентских сартов //Записки Восточного Отделения Русского Археологического Общества. 1909. Т. 19. Вып. 4. С. 159–163.
17. Самойлович А. Из туркменской старины//Записки ИРГО по отделению этнографии. Том XXXIV. Сборник в честь семидесятилетия Г.Н. Потанина. Санкт-Петербург, 1909.
18. Самойлович А. Краткий отчет о поездке в Ташкент и Бухару и в Хивинское ханство командированного СПб. Университетом и Русским комитетом приват-доцента А. Н. Самойловича в 1908 году // Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. 1910. № 9. С. 15–29.
19. Самойлович А. По поводу издания Н. П. Остроумова «Светоч Ислама» // ЗВОРАО. 1908. Т. 18. С. 158–166; 210.
20. Самойлович А. Среди ставропольских туркменов и ногайцев и у крымских татар // ИРКСА. 1913. Сер. 2, номер 2. С. 54–74.
21. Самойлович А. Туркменский поэт-босяк Кёр-Молла и его песня о русских. (Этнографический набросок) //Живая Старина. 1907, год 16, вып. 4, отд. 1. С. 221–225.
22. Самойлович А. Тюркское языкознание. Филология. Руника. Составители и ответственные редакторы Галина Федоровна Благова, Дмитрий Михайлович Насилов. Москва: Восточная литература, 2005.
23. Самойлович А. Указатель к песням Махтумкули//ЗВОРАО. 1909. Т. 19. Вып. 4. С. 125–148.
24. Сартори П., Шаблей П. Эксперименты империи: адат, шариат и производство знаний в казахской степи. Москва: Новое литературное обозрение, 2019.
25. Соегов М. О деятельности в Баку в 1919–1920 гг. двух Александровичей из Закаспийской области: Лев Зимин, Иван Беляев (дополнение к ранее изданных работам)//Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4(81). С. 57–59.
26. Шаблей П. Мусульмане Атбасара на страницах татарско печати: между вызовами современности и региональным контекстом // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. 2022. № 1(40). С. 226–259.
27. Anikeeva, T. (2018) Predaniia Gorkuta. Oguzskikh geroicheskii ėpos kak istochnik po istorii tiurkskikh narodov Tsentral’noi Azii IX–XI vv. [The tales of Gorkut. The Oghuz heroic epic as a source on the history of Turkic-speaking communities of Central Asia, 9–11th century]. M: Nauka.
28. Arbuthnot, M. (2019) “The People and the Poster: Theorizing the Soviet Viewer, 1920–1931”, in Slavic Review 78(3): 717–737.
29. Ahundow-Gürgenli, A. (1940) Magtymguly. Saýlanan goşgylar. Aşgabat: Türkmendöwletneşr.
30. Baldauf, I. (2020) “Narrating Mythical Genealogy: Examples from the ChingiznāmaOghuznāma Complex”, Asian Ethnicity 22(1): 11–28.
31. Baskhanov, M. (2005) Russkie voennye vostokovedy do 1917 g. [The Russian military orientalists before 1917] M.: Vostochnaia literatura.
32. Beliaev, I. (1916) “Khodzhali Mulla Muratberdy ogly. Drevniaia istoriia: Iz istorii turkmen Zakaspiiskoi oblasti” [Hojaly-molla Myratberdi-ogly. Ancient history: an extract from the history of Transcaspian Turkmens], in Protokoly zasedanii i soobshchenii chlenov Zakaspiiskogo kruzhka liubitelei arkheologii i istorii Vostoka 2, pp. 12–19. Askhabad: tipografiia I. Aleksandrova.
33. Biray, H. (1990) “Türkmen şairlerinden Miskin Kılıç”, Milli Folklor 8: 48–50.
34. Bisenova, A., Medeuova, K. (2016) “Davlenie metropolii i tikhii natsionalizm akademicheskikh praktik” [The pressure by metropolis and the silent nationalism of academic practices], Ab Imperio 4: 207–255.
35. Blagova, G. (2008) Aleksandr Nikolaevich Samoilovich: nauchnaia perepiska, biografiia [Alexander Samoilovich: academic correspondence, biography]. Moskva: Vostochnaia literatura.
36. Briullova-Shaskolʹskaia, N. (1928) “Pisʹmo v redaktsiiu” [A letter to editors], Turkmenovedenie 3–4 (7–8): 72.
37. Briullova-Shaskolʹkaia, N. (1931) “Starinnaia poėziia turkmen”, in Literaturnyi Uzbekistan [“Ancient poetry of Turkmen people”, in Literary Uzbekistan]. Book 3, pp. 144–160. Tashkent: Gosudarstvennoe izdatel’stvo UzSSR.
38. Briullova-Shaskol’skaia, N. (1928) “Stranitsy turkmenskoi poėzii” [The pages of Turkmen poetry], in Novyi Vostok: 20–21.
39. Burtseva, A. (2023) Proekt sovetskoi natsional’noi literatury (na materiale turkmenskikh al’manakhov) [Project of Soviet national literature (on the material of almanacs)]. Moskva: Moskovskii Gosudarstvennyi Universitet imeni M.V. Lomonosova.
40. Bustanov, A. (2020) “On Emotional Grounds: Private Communication of Muslims in Late Imperial Russia”, Asiatische Studien — Études Asiatiques 73(4): 655–682.
41. Campbell, I. (2011) Knowledge and Power on the Kazakh Steppe, 1845–1917. University of Michigan.
42. Clement, V. (2018) Learning to Become Turkmen: Literacy, Language, and Power, 1914–2014. Pittsburg: University of Pittsburgh Press.
43. Deutschmann, M. (2016) Iran and Russian Imperialism: The Ideal Anarchists, 1800–1914. Routledge.
44. DeWeese, D. (2014) “Shamanization in Central Asia”, JESHO 57: 326–363.
45. Dobrenko, E., Tikhanov, G. (2011) Istoriia russkoi literaturnoi kritiki: sovetskaia i postsovetskaia epokhi [The history of Russian literature critique: Soviet and PostSoviet periods]. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie.
46. Edgar, A. (2004) Tribal Nation: The Making of Soviet Turkmenistan. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
47. Feichtinger, J., Bhatti, A., Hülmbauer, C. (2020) How to Write the Global History of KnowledgeMaking: Interaction, Circulation and the Transgression of Cultural Difference. Springer.
48. Frank, A. (2020) “Turkmen Literacy and Turkmen Identity before the Soviets: the Ravnaq al-Islām in Its Literary and Social Context”, Journal of the Economic and Social History of the Orient (JESHO) 63: 286–315.
49. Garahanow, A. (1922) “Türkmen şa’erlary”, Türkmen ili 3: 38–40.
50. Gorshenina-Rapin, S. (2009) “La marginalité du Turkestan colonial russe est-elle une fatalité ou l’Asie centrale postsoviétique entrera-t-elle dans le champ des Post-Studies”, in Cahiers d’Asie Centrale 17/18: Le Turkestan russe: une colonie comme les autres?, pp. 17–79. Tachkent-Paris: IFÉAC Éditions Complexe.
51. Gulmukhammedov, A. (1931) Materialy po sredneaziatskim literaturnym pamiatnikam [Some notes on the Turkmen manuscripts]. Ashkhabad: Turkmenskoe gosudarstvennoe izdatelʹstvo.
52. Herman, P. (2019) Scholarly Personae in the History of Orientalism, 1870–1930. LeidenBoston: Brill.
53. Hirsch, F. (2005) Empire of Nations: Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. Cornell University Press Hojaly Myrat-berdi-ogly (1915) “Gadym taryh”, Ruznamei Mawarai Bahri Hazar 70: 2.
54. Jabbari, A. (2023) The Making of Persianate Modernity. Language and Literary History between Iran and India. Cambridge University Press.
55. Kassymbekova, B., Chokobaeva, A. (2021) “On Writing Soviet History of Central Asia: Frameworks, Challenges, Prospects”, Central Asian Survey 40 (4): 483–503.
56. Khalid, A. (1998) The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia. University of California Press.
57. Kononov, A. (1958) Rodoslovnaia turkmen. Sochinenie AbulGazi, khana khivinskogo [The genealogy of Turkmens. The manuscript by Abu-l-Gazi]. M., L.: Izdatelʹstvo Akademii nauk SSSR.
58. Kononov, A. (1974) Biobibliograficheskii slovar’ otechestvennykh tiurkologov (dooktiabr’skii period) [Bio-bibliographical dictionary of the Russian Turkologists before the Revolution]. M: Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury.
59. Kia, M. (2020) Persianate Selves: Memories of Place and Origin before Nationalism. Stanford University Press.
60. Kulyýew, G. (1931) “Magtymguly hakynda”, Türkmen Medeniýeti 1–2: 27–30.
61. Mehineli Seýid-Ahmad işan Durdy-işan-ogly (1915) “Taryh bilmek ötürü”, Ruznamei Mawarai Bahri Hazar 29(31): 2.
62. Messling, M. (2023) Philology and the Appropriation of the World: Champollion’s Hieroglyphs. Palgrave Macmillan.
63. Melvin-Koushki, M., Pickett, J. (2016) “Mobilizing Magic: Occultism in Central Asia and the Continuity of High Persianate Culture under Russian Rule”, Studia Islamica 111(2): 231–284.
64. Meyer, J. (2014) Turks Across Empires. Marketing Muslim Identity in the Russian Ottoman Borderlands, 1856–1914. Oxford University Press.
65. al-kätib Molla-Nazar işan Köne-işan-ogly (1915) “Türkmen şa’erlary”, in Ruznamei Mawarai Bahri Hazar 9(11): 2.
66. Muhyýew, H., Kürenow, S. (1988) Türkmen dilçileri. Aşgabat: Magaryf.
67. Nuralyýew, D. (1971) Akademik A.N. Samoýlowiç Türkmen edebiýaty hakynda. Aşgabat: Ylym neşirýaty.
68. Ogaion, I., Torez, Zh. (2023) “Za kriticheskii i bespristrastnyi konstruktivizm. Eshchë raz o poniatii ‘Globalʹnyi Vostok’ primenitel’no k Tsentralʹnoi Azii” [For critical and impartial constructivism. Once again on the notion of “Global East” in relation to Central Asia], in Sotsiologicheskoe obozrenie. T. 22. № 1. S. 48–60.
69. Pickett, J. (2020) Polymaths of Islam: Power and Networks of Knowledge in Central Asia. Ithaca: Cornell University Press.
70. Renard, J. (2008) Friends of God: Islamic Images of Piety, Commitment, and Servanthood. University of California Press.
71. Ross, D. (2020) Tatar Empire: Kazan’s Muslims and the Making of Imperial Russia. Indiana University Press.
72. Sahatow, G. (1928) “‘Türkmençilik’ pelsepesi we edebi meselerimiz”, in Milli medeniýet hakynda, s. 108—131. Aşgabat: Türkmenistan döwlet neşirýaty.
73. Samoilovich, A. (1907) “Turkmenskii poėt-bosiak Kër-Molla i ego pesnia o russkikh. (Etnograficheskii nabrosok)” [A Turkmen tramp-poet Gor-molla and his song about Russians, in Preserved antiquity], Zhivaia Starina 4(1): 221–225.
74. Samoilovich, A. (1908) “Po povodu izdaniia N.P. Ostroumova ‘Svetoch Islama’” [About the publication of «Rownakul-Yslam» by N. Ostroumov], ZVORAO 18: 158–166; 210.
75. Samoilovich, A. (1909) “Iz turkmenskoi stariny” [The expels from the Turkmen antiquity], in Zapiski IRGO po otdeleniiu ėtnografii. Tom XXXIV. Sbornik v chest’ semidesiatiletiia G.N. Potanina, p. 559. Sankt-Peterburg.
76. Samoilovich, A. (1909) “Ukazatel’ k pesniam Makhtumkuli” [The index of Magtymguly’s songs], ZVORAO 19(4): 125–148.
77. Samoilovich, A. (1909) “‘Vot — vagonnyi passazhir’. Pesenka-satira tashkentskikh sartov” [‘Here is a passenger in our car’, a song by the Tashkenti Sarts], Zapiski Vostochnogo Otdeleniia Russkogo Arkheologicheskogo Obshchestva 19(4): 159–163.
78. Samoilovich, A. (1910) “Kratkii otchet o poezdke v Tashkent i Bukharu i v Khivinskoe khanstvo komandirovannogo SPb. Universitetom i Russkim komitetom privatdotsenta A.N. Samoilovicha v 1908 godu” [The brief report on the expedition to Tashkent, Bukhara and the Khiva khanate], Izvestiia Russkogo Komiteta dlia izucheniia Srednei i Vostochnoi Azii 9: 15–29.
79. Samoilovich, A. (1913) “Sredi stavropolʹskikh turkmenov i nogaitsev i u krymskikh tatar” [Among the Stavropol Turkmens, Nogais and the Tatars of Crimea], IRKSA 2: 54–74.
80. Samoilovich, A. (2005) Tiurkskoe iazykoznanie. Filologiia. Runika [The studies of Turkic languages, philology and the studies of runic monuments]. Moskva: Vostochnaia literatura.
81. Samoýlowiç, A. (1927) “Türkmen edebiýaty taryhyndan”, Türkmenistan 27 fewral: 4.
82. Sartori, P. (2020) “From the Demotic to the Literary: The Ascendance of the Vernacular Turkic in Central Asia (Eighteenth-Nineteenth Centuries)”, in Eurasian Studies 18: 213–254.
83. Sartori, P. (2018) “On Strangers and Commensurability in Eurasia: A View from ‘the North’”, in The Indian Economic and Social History Review 55(1): 133–145.
84. Sartori, P. (2018) Visions of Justice: Sharīʿa and Cultural Change in Russian Central Asia. Leiden, Boston: Brill.
85. Sartori, P., Shablei, P. (2019) Eksperimenty imperii: adat, shariat i proizvodstvo znanii v kazakhskoi stepi [The experiments by the Empire: adat, sharia and the production of knowledge in the Kazakh steppe]. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie.
86. Shablei, P. (2022) “Musul’mane Atbasara na stranitsakh tatarskoi pechati: mezhdu vyzovami sovremennosti i regionalʹnym kontekstom”, in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i zarubezhom [Muslims of Atbasar on the Pages of the Tatar Press: Challenges of Modernity and Regional Context] 1(40): 226–259.
87. Skakov, N. (2020) “Kul’tura poltora” [Culture One and a Half], in Novoe literaturnoe obozrenie 1(161): 104–123.
88. Soegov, M. (2021) “Ob istoricheskoi podoplioke odnoi nebylitsy (ili o konflikte, iakoby voznikshem mezhdu Akhmedom Iasavi i turkmenskimi plemenami salyrskoi konfederatsii)” [About a historical background of a lie], in Vestnik Kazakhstansko Amerikanskogo Svobodnogo Universiteta 2: 71–77.
89. Soegov, M. (2018) “O deiatel’nosti v Baku v 1919—1920 gg. dvukh Aleksandrovichei iz Zakaspiiskoi oblasti: Lev Zimin, Ivan Beliaev (dopolnenie k ranee izdannykh rabotam)” [About the activity by two Alexandrovich’es from the Transcaspian region], Uchionye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta 4(81): 57–59.
90. Subrahmanyam, S. (2019) Empires between Islam and Christianity, 1500–1800. SUNY Series in Hindu Studies. Albany: SUNY Press.
91. Şeyh Süleymān Efendi-i Buhari (2003) Lugati Çagatai ve Türkii ‘Osmāni. Istanbul.
92. Toutant M. (2018) “Evaluating Jāmī’s Influence on Navāʾī: The Case Studies of the Khiradnāma-yi iskandarīand the Sadd-i iskandarī”, in Jāmī in Regional Contexts: The Reception of ʿAbd alRaḥmān Jāmī’s Works in the Islamicate World, ca. 9th/15th–14th/20th Century, pp. 618–650. Leiden—Boston: Brill.
93. Trüper, H. (2020) Orientalism, Philology, and the Illegibility of the Modern World. London: Bloomsbury.
94. Vasilʹeva, G. (2003) Istoriia etnograficheskogo izucheniia turkmenskogo naroda v otechestvennoi nauke (konets XVIII–XX veka). Ocherki [The history of ethnographical study of the Turkmen people, the 18–20th centuries. Essays]. M.: Nauka.
Рецензия
Для цитирования:
Ихсанов А. Благочестие, преданность и служение: Молла-Ходжалы Мурат-Берды-оглы и роль его историй о поэтах XVIII в. в процессе формирования туркменской культурной идентичности. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):55-86. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-55-86
For citation:
Ikhsanov A. Piety, Commitment and Duty: Molla-Hojaly Myrat-Berdi-ogly and the Impact of His Stories about the Poets of the 18th Century on the Formation of Turkmen Cultural Identity. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):55-86. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-55-86