«Переплетенная история» и/или «деколонизация» исторических исследований?
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-14-31
Аннотация
Статья является введением к рубрике данного выпуска ГРЦ «“Переплетенная история”: мусульмане и Другие в России и вовне». Здесь формулируются основания историографического подхода, именуемого «переплетенная история» (entangled history), как их видят автор статьи (она же — составитель рубрики) и авторский коллектив, и рассматривается то новое звучание, которое этот подход приобрел в контексте актуализировавшихся в последнее время призывов к «деколонизации» исторических исследований, особенно в области российских, восточноевропейских и евразийских исследований (REEES). «Переплетенная история» рассматривается как продолжение, но одновременно и альтернатива прямолинейно понятой «деколонизации». Она несет в себе деколонизирующий пафос в том смысле, что вскрывает функции и относительность доминирующих нарративов и деконструирует их. При этом агенты доминирования рассматриваются здесь не в рамках дихотомических конструкций, как нередко видится «деколонизация», а в пространстве многообразия культурных форм и практик, да и сами такие агенты оказываются различными в разных ситуациях. Межкультурные переплетения, коим отводится сквозная роль в истории, предстают гораздо более сложными, чем бинарные «взаимодействия», а исторический контекст — гибким, подвижным и многослойным. Тем самым предлагаемый подход позволяет выпукло выявить историческую динамику изучаемых сообществ, ее многомерность и неоднолинейность и демонстрирует искусственность поисков «автохтонных», «чистых» исторических состояний. Такое сложное видение истории сохраняет этическое измерение.
Ключевые слова
Об авторе
О. БессмертнаяРоссия
Ольга Бессмертная — доцент, старший научный сотрудник Института классического Востока и античности, академический руководитель магистерской программы «Мусульманские миры в России (История и культура)»
Москва
Список литературы
1. Imperium inter pares: Роль трансферов в истории Российской империи (1700–1917) /под ред. М. Ауста, Р. Вульпиуса, А. Миллера. М., 2010.
2. Беккерт С. Империя хлопка: всемирная история. М., 2018.
3. Бессмертная О. Мусульманская субъективность? Personae, self и «запросы жизни» в свидетельствах о себе мусульманина-самозванца (Магомет-Бек Хаджетлаше, 1870 (?)–1929) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023. Т. 41. № 2. С. 129–161.
4. Бессмертная О. Понимание истории и идентичность автора в возражениях Атауллы Баязитова Эрнесту Ренану // Islamology. 2019. Т. 9. № 1–2. С. 55–82.
5. Бисенова А., Медеуова К. О проблемах региональных исследований в/по Центральной Азии//Антропологический Форум. 2016. № 28. С. 35–39.
6. Биссенова А. «Эту песню не задушишь, не убьешь» или о неизбежности деколонизации / “Of Decolonisation and Its Ineluctability”, SICE Blog. [https://www.oeaw.ac.at/sice/sice-blog/of-decolonisation-and-its-ineluctability, accessed on 2.11.2023].
7. Конрад С. Что такое глобальная история. М., 2018.
8. Марунг Ш. «Снесите эту стену»? О перспективах и вызовах транснационального взгляда на Холодную войну // Гефтер. 11.11. 2015 [https://gefter.ru/archive/16572, доступ от 30.11.2023].
9. От редакции. Российский Левиафан: имеет ли значение история? //Ab Imperio 2022. № 2. С. 30–56.
10. Платформа ’24: Восстановление единого научного поля постнациональных и постимперских исследований [https://sites.google.com/view/openabimperio/platform24rus?pli=1#h.sh5l512ow8nz, доступ от 15.11.2023].
11. Тлостанова М. Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация // Новое литературное обозрение. 2020. № 1(161).
12. Тодорова М. Есть ли русская душа у русского ориентализма? Дополнение к спору Н. Найта и А. Халида //Российская империя в зарубежной перспективе. Работы последних лет /Сост. П. Верт, П.С. Кабытов, А. И. Миллер. М., 2005. С. 345–360.
13. Aust, M., Vul’pius, R., Miller, A. (eds) (2010) Imperium inter pares: Rol’ transferov v istorii Rossiiskoi imperii (1700–1917) [Imperium inter pares: The role of transfers in the history of the Russian Empire (1700–1917)]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
14. Bauck, S., Maier, T. (2015) “Entangled History”, InterAmerican Wiki: Terms — Concepts — Critical Perspectives. [https://www.uni-bielefeld.de/einrichtungen/cias/publikationen/wiki/e/entangled-history.xml, accessed on 15.11.2023].
15. Bekkert, S. (2018) Imperiia khlopka: vsemirnaia istoriia [The Cotton Empire: A World History]. M.
16. Bessmertnaya, O. (2019) “Ponimanie istorii i identichnost’ avtora v vozrazheniiakh Ataully Baiazitova Ernestu Renanu” [The Vision of History and the Author's Identity in Ataulla Baiazitov's “Objection” to Ernest Renan], Islamology 9(1–2): 55-82.
17. Bessmertnaya, O. (2023) “Musul’manskaia sub”ektivnost’? Personae, self i ‘zaprosy zhizni’ v svidetel’stvakh o sebe musul’manina-samozvantsa (Magomet-Bek Khadzhetlashe, 1870 (?)–1929)” [Muslim subjectivity? Personae, self and “life’s demands” in the testimonies of a self-styled Muslim (Mohammed-Bek Hajetlashe, 1870 (?)–1929)], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 41(2): 129–161.
18. Bisenova, A., Medeuova, K. (2016) “O problemakh regional’nykh issledovanii v/po Tsentral’noi Azii” [On the problems of regional studies in/on Central Asia], Antropologicheskii Forum 28: 35–39.
19. Bissenova, A. “Etu pesniu ne zadushish’, ne ub’esh’” ili o neizbezhnosti dekolonizatsii / of decolonisation and its ineluctability”, SICE Blog [https://www.oeaw.ac.at/sice/siceblog/of-decolonisation-and-its-ineluctability accessed on 2.11.2023].
20. Byford, A., Doak, C., Hutchings, S. (2020) Transnational Russian Studies. Oxford University Press.
21. Editorial (2022) “Rossiiskii Leviafan: imeet li znachenie istoriia?” [Russian Leviathan: Does History Matter?], Ab Imperio 2.
22. Elshakry, M. (2014) Reading Darwin in Arabic, 1860–1950. Chicago: University of Chicago Press.
23. Espagne, M., Werner, M (eds) (1988) Transferts. Les relations interculturelles dans l’espace francoallemand (XVIIIe et XIXe siècle). Paris: Éditions Recherche sur les Civilisations.
24. Feichtinger, J. et al. How to Write the Global History of KnowledgeMaking: Interaction, Circulation and the Transgression of Cultural Difference. Springer, 2020.
25. Konrad, S. (2018) Chto takoe global’naia istoriia [What is global history]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
26. Marung, Sh. (2015) “‘Snesite etu stenu’? O perspektivakh i vyzovakh transnatsional’nogo vzgliada na Kholodnuiu voinu” [“Tear down this wall?” On the prospects and challenges of a transnational view of the Cold War], Gefter, 11 November [https://gefter.ru/archive/16572, accessed on 30.11.2023].
27. Morrison, A. (2022) “Colonial Central Asia”, in D.W. Montgomery (ed.) Central Asia: Contexts for Understanding. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press [https://www.academia.edu/57262023/Colonial_Central_Asia, accessed on 2.11.2023].
28. Pickett J. (2020) Polymaths of Islam: Power and Networks of Knowledge in Central Asia. Ithaca, NY: Cornell University Press.
29. Platforma ’24: Vosstanovlenie edinogo nauchnogo polia postnatsional’nykh i postimperskikh issledovanii [Platform ’24: Restoring a Common Scholarly Field of Postnational and Postimperial Studies [https://sites.google.com/view/openabimperio/platform24rus?pli=1#h.sh5l512ow8nz accessed on 15.11.2023].
30. Ross, D. “What does a decolonized field look like and how do we get there?”, SICE Blog [https://www.oeaw.ac.at/sice/sice-blog/what-does-a-decolonized-field-look-likeand-how-do-we-get-there, accessed on 2.11.2023].
31. Sartori, P. “What do we talk about when we talk about ‘decolonizing Russian history’?”, SICE Blog [https://www.oeaw.ac.at/sice/sice-blog/what-do-we-talk-about-whenwe-talk-about-decolonizing-russian-history, accessed on 2.11.2023].
32. Schaffer, S., Roberts, L., Raj, K., Delbourgo, J. (eds) (2009) The Brokered World: Go Betweens and Global Intelligence, 1770–1820. Sagamore Beach, MA: Watson Publishing International.
33. Subrahmanyam, S. (2019) Empires between Islam and Christianity, 1500–1800. Albany: State University of New York Press.
34. Tlostanova, M. (2020) “Postkolonial’nyi udel i dekolonial’nyi vybor: postsotsialisticheskaia mediatsiia” [Postcolonial doom and decolonial choice: post-socialist mediation], Novoe literaturnoe obozrenie 1(161).
35. Todorova, M. (2005) “Est’ li russkaia dusha u russkogo orientalizma? Dopolnenie k sporu N. Naita i A. Khalida” [Does Russian Orientalism Have a Russian Soul? A Contribution to the Debate between N. Knight and A. Khalid], in P. Vert, P. S. Kabytov, A.I. Miller (eds) Rossiiskaia imperiia v zarubezhnoi perspektive. Raboty poslednikh let, s. 345–360. Moscow.
36. Werner, M., Zimmermann, B. (2003) “Penser l’histoire croisée: entre empirie et réflexivité”, Annales. Histoire, Sciences Sociales (1): 7–36.
Рецензия
Для цитирования:
Бессмертная О. «Переплетенная история» и/или «деколонизация» исторических исследований? Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):14-31. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-14-31
For citation:
Bessmertnaya O. “Entangled History” and/or the “Decolonization” of Historical Research? State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):14-31. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-14-31