За пределами модерна? О некоторых проблемах постсекулярной интерпретации русской религиозной философии
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-194-217
Аннотация
Статья посвящена обсуждению концептуальных и практических проблем, с которыми сталкиваются существующие академические стратегии актуализации русской религиозной философии как постсекулярной, и разработке методологии анализа постсекулярной специфики русской религиозной философии, свободной от данных проблем. Автор указывает на взаимосвязь исторического рассмотрения русской религиозной философии как во многом обусловленной секулярным модерном и интерпретации построений русских мыслителей в контексте актуальных проблем постсекулярного общества, в то же время подчеркивая нетождественность этих оптик. При этом, по мнению автора, соединение данных подходов возможно путем перехода от историософского понимания постсекулярности, трактующего последнюю как «постсекулярную эпоху», наступающую после эры секулярного модерна, пониманием структурным, в рамках которого постсекулярность рассматривается как определенный тип позиционирования религии в условиях уже наступившего секулярного модерна. Развивая структурное понимание постсекулярности, автор связывает его с существующим в современных исследованиях трендом на понимание модерна как не единой сущности, а многообразия локальных исторических ситуаций, в рамках которых могут быть обнаружены и демодернизационные тенденции. Так, интерпретация русской религиозной философии как постсекулярного феномена в структурном, а не историософском ключе позволяет избежать двух главных проблем приложения теории постсекулярного к современному российскому контексту — во-первых, игнорирования того измерения постсекулярных процессов, которое может быть описано как продолжение секуляризации и модернизации, и, во-вторых, инструментализации понятия постсекулярного, приводящей не к формированию пространства диалога, а к обострению конфликтов. В заключение обозначаются возможные перспективы постсекулярной интерпретации русской религиозной философии, а также делаются выводы о значении работы с наследием русских религиозных мыслителей для современных дискуссий о постсекулярном.
Об авторе
И. ПавловРоссия
Илья Павлов — старший преподаватель Школы философии и культурологии, младший научный сотрудник Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога
Москва
Список литературы
1. Агаджанян А.С. «Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 1(30). С. 83–110.
2. Антонов К.М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков. В 2 ч. М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
3. Ваттимо Д. После христианства. М.: Три квадрата, 2007.
4. Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М.: ПСТГУ, 2008.
5. Гутнер Г. Б. Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия //Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2015. Вып. 16. С. 63–82.
6. Дмитриев А. Н. Эстетическая автономия и историческая детерминация: русская гуманитарная теория первой трети XX в. в свете проблематики секуляризации//Русская теория: 1920–1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений/ cост. и отв. ред. С. Зенкин. М.: РГГУ, 2004. С. 11–48.
7. Звеерде Э. ван дер. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 69–113.
8. Звеерде Э. ван дер. Столетие, которое будоражит душу… Октябрьская революция как сакральный объект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1–2(37). С. 643–669.
9. Зеньковский В.В. История русской философии. Харьков: Фолио; М.: Эксмо-пресс, 2001.
10. Камнев В.М., Камнева Л.С. Религиозное и секулярное в русской философии//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. № 1(32). С. 13–20.
11. Кырлежев А. И. Постсекулярная концептуализация религии: к постановке проблемы// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 52–68.
12. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М., СПб.: Алетейя, 1998.
13. Лосев А.Ф. Русская философия //Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 209–236.
14. Мануссакис Д. П. Бог после метафизики. Богословская эстетика. К.: Дух i лiтера, 2014.
15. Михайловский А.В. Онтология фандрайзинга //Сократ. 2016. Сентябрь. С. 86–91.
16. Мьёр К. Й. Русская религиозная философия в секулярный век // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 263–282.
17. Павлов А.В. Социальная теория: постмодернистский поворот — модернистский разворот // Общественные науки и современность. 2018. № 5. С. 158–170.
18. Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание XXX Международных образовательных чтений // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 23.05.2022 [http://www.patriarchia.ru/db/text/5928176.html, доступ от 07.08.2022].
19. Синелина Ю.Ю. Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII — начало XXI века) / автореф. … д. социол. н.: 22.00.01. М.: ИСПИ РАН, 2009.
20. Соловьев А. П. Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX века //Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4(12). С. 108–126.
21. Соловьев А. П. Русская религиозная философия XIX — первой половины XX вв. в контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1(13). С. 118–134.
22. Соловьев А. П. Секулярное как политическая теология в русской религиозной философии первой половины XX века //Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 57–81.
23. Струп К. Российские истоки так называемого «постсекулярного момента». Некоторые предварительные наблюдения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1(32). С. 9–39.
24. Тейлор Ч. Секулярный век. М.: ББИ, 2017.
25. Узланер Д.А. Конец религии? История теории секуляризации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
26. Узланер Д.А. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 1(30). С. 8–32.
27. Узланер Д.А. Введение в постсекулярную философию//Логос. 2011. № 3(82). С. 3–32.
28. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Хабермас Ю. Политические работы/ сост. А.В. Денежкин; пер. с нем. Б.М. Скуратов. М.: Праксис, 2005. С. 7–31.
29. Шишков А.В. Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 171–172.
30. Штекль К., Узланер Д.А. Православная теология и политическая философия: постсекулярное в российском контексте //Узланер Д.А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. С. 268–298.
31. Agadzhanian, A. S. (2012) “‘Mnozhestvennye sovremennosti’, rossiiskie ‘prokliatye voprosy’ i nezyblemost’ sekuliarnogo Moderna” [“Multiple Modernities”, Russian “Damned Questions”, and the Inviolability of Secular Modernity], Gosudarstvo, religiia, tserkovʹ v Rossii i za rubezhom 30(1): 83–110.
32. Antonov, K. (2016) “‘Secularization’ and ‘Post-Secular’ in Russian Religious Thought: Main Features”, in A. Mrówczyński-Van Allen, T. Obolevitch, P. Rojek (eds) Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 25–38. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
33. Antonov, K.M. (2020) “Kak vozmozhna religiia?”: Filosofiia religii i filosofskie problemy bogosloviia v russkoi religioznoi mysli XIX–XX vekov [How Is Religion Possible? Philosophy of Religion and Philosophical Problems of Theology in Russian Religious Thought of the 19–20th Centuries]. In 2 vols. Moscow: PSTGU.
34. Bengtson, J. (2015) Explorations in PostSecular Metaphysics. New York: Palgrave Macmillan.
35. Breckner, K.A. (2016) “Christianity in the Times of Postmodernism? A Reconstruction of Answers by Sergey Bulgakov and Nikolai Berdyaev”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 168–174. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
36. Brown, W. (2010) Walled States, Waning Sovereignty. New York: Zone Books.
37. Dmitriev, A.N. (2004) “Esteticheskaia avtonomiia i istoricheskaia determinatsiia: russkaia gumanitarnaia teoriia pervoi treti XX v. v svete problematiki sekuliarizatsii” [Aesthetic Autonomy and Historical Determination: Russian Humanitarian Theory of the First Third of the 20th Century in the Light of the Problems of Secularization], in S. Zenkin (ed.) Russkaia teoriia: 1920–1930e gody. Materialy 10kh Lotmanovskikh chtenii, pp. 11–48. Moscow: RGGU.
38. Eisenstadt, S. (2000) “Multiple Modernities”, Daedalus 129(1): 1–29.
39. Gutner, G. (2016) “Post-Secularity vs. All-Unity”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, p. 39–48. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
40. Gutner, G.B. (2015) “Sekuliarnost’, postsekuliarnost’ i russkaia religioznaia filosofiia” [Secularity, Post-Secularity and Russian Religious Philosophy], Al’manakh Sviato Filaretovskogo pravoslavnokhristianskogo instituta 16: 63–82.
41. Habermas, J. (2005) “Modern — nezavershennyi proekt” [Modernity — An Incomplete Project], in Habermas, J. Politicheskie raboty, pp. 7–31. Moscow: Praksis.
42. Kamnev, V.M., Kamneva, L. S. (2016) “Religioznoe i sekuliarnoe v russkoi filosofii” [The Religious and the Secular in Russian Philosophy], Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Seriia 17. Filosofiia. Konfliktologiia. Kulʹturologiia. Religiovedenie 32(1): 13–20.
43. Kessel, J. H. V. van (2020) Sophiology and Modern Society. Sergei Bulgakov’s Conceptualization of an Alternative Modern Society. Nijmegen: Radboud University.
44. Kyrlezhev, A.I. (2012) “Postsekuliarnaia kontseptualizatsiia religii: k postanovke problemy” [Post-Secular Conceptualization of Religion: Towards the Formulation of the Problem], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 30(2): 52–68.
45. Losev, A.F. (1991) “Russkaia filosofiia” [Russian Philosophy], in Losev, A.F. Filosofiia. Mifologiia. Kul’tura, pp. 209–236. Moscow: Politizdat.
46. Lyotard, J.-F. (1998) Sostoianie postmoderna [The Postmodern Condition]. Moscow, Saint Petersburg: Aleteiia.
47. Manoussakis, J.P. (2014) Bog posle metafiziki. Bogoslovskaia ėstetika [God after Metaphysics: A Theological Aesthetic]. Kyiv: Dukh i litera.
48. Marchenkov, V.L. (2021) “Nikolai Berdyaev’s Philosophy of Creativity as a Revolt Against the Modern Worldview”, in M.F. Bykova, M.N. Forster, L. Steiner (eds) The Palgrave Handbook of Russian Thought, pp. 217–238. Palgrave Macmillan.
49. Mikhailovskii, A.V. (2016) “Ontologiia fandraizinga” [Fundraising Ontology], Sokrat, September: 86–91.
50. Mjør, K. J. (2020) “Russkaia religioznaia filosofiia v sekuliarnyi vek” [Russian Religious Philosophy in the Secular Age], Istorikofilosofskii ezhegodnik 35: 263–282.
51. Mrówczyński-Van Allen, A., Montiel Gómez, S. (2016) “Aspects of the Russian Tradition of Philosophical-Theological Synthesis in the Post-Secular Context. Georges Florovsky, Sergey Bulgakov, Alain Badiou, and the ‘Theology Dwarf’”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 13–24. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
52. Mrówczynski-Van Allen A., Obolevitch, T., Rojek, P. (2016) “‘Abel, Where Is Your Brother Cain?’ The Russian Way of Overcoming Modernity”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 1–9. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
53. Obolevitch, T. (2016) “The Philosophy of Culture of Semen Frank and its Significance for the Post-Secular World”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 210–224. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
54. Pavlov, A.V. (2018) “Sotsialʹnaia teoriia: postmodernistskii povorot — modernistskii razvorot” [Social Theory: Postmodern Turn — and Modernist Turn Out], Obshchestvennye nauki i sovremennostʹ 5: 158–170.
55. Rarot, H. (2016) “Religion in Public Life according to Nikolai Berdyaev”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism , pp. 186–198. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
56. Rojek, P. (2016) “Post-Secular Metaphysics. Georges Florovsky’s Project of Theological Philosophy”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 97–135. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
57. Schrooyen, P. (2006) Vladimir Solov’iov in the Rising Public Sphere: A Recontruction and Analysis of the Concept of Christian Politics in the Publitsistika of Vladimir Solov’iov. Nijmegen: Radboud University.
58. Shishkov, A.V. (2012) “Nekotorye aspekty desekuliarizatsii v postsovetskoi Rossii” [Some Aspects of Desecularization in Post-Soviet Russia], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 30(2): 171–172.
59. Sinelina, Iu. Iu. (2009) Tsiklicheskii kharakter protsessa sekuliarizatsii v Rossii (sotsiologicheskii analiz: konets XVII — nachalo XXI veka) [The Cyclical Nature of the Secularization Process in Russia (Sociological Analysis: The End of the 17th — the Beginning of the 21st Century)]. Moscow: ISPI RAN.
60. Sisto, W. (2016) “Sergey Bulgakov’s Trinitarian Anthropology. Meaning, Hope, and Evangelizing in a Post-Secular Society”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 136–144. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
61. Solov’ev, A. P. (2021) “Obrazy sekuliarizatsii v russkoi religioznoi filosofii vtoroi poloviny XIX veka” [The Images of Secularization in Russian Religious Philosophy of the Second Half of the 19th Century], Trudy kafedry bogosloviia SanktPeterburgskoi Dukhovnoi Akademii 12(4): 108–126.
62. Solovʹev, A.P. (2022) “Russkaia religioznaia filosofiia XIX — pervoi poloviny XX vv. v kontekste istorii religii: ot religioznoi konversii k kulʹtur-kritike i konfessionalizatsii” [Russian Religious Philosophy of the 19th — First Half of the 20th Centuries in the Context of History of Religion: From Religious Conversion to Cultural Criticism and Confessionalization], Trudy kafedry bogosloviia SanktPeterburgskoi Dukhovnoi Akademii 13(1): 118–134.
63. Solovʹev, A.P. (2022) “Sekuliarnoe kak politicheskaia teologiia v russkoi religioznoi filosofii pervoi poloviny XX veka” [Secular as Political Theology in Russian Religious Philosophy of the First Half of the 20th Century], Vestnik PSTGU. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie 101: 57–81.
64. Stoeckl, K., Uzlaner, D.A. (2020) “Pravoslavnaia teologiia i politicheskaia filosofiia: postsekuliarnoe v rossiiskom kontekste” [Orthodox Theology and Political Philosophy: The Post-Secular in the Russian Context], in Uzlaner, D.A. Postsekuliarnyi povorot. Kak myslit’ o religii v XXI veke, pp. 268–298. Moscow: Izd-vo Instituta Gaidara.
65. Stroop, C. (2014) “Rossiiskie istoki tak nazyvaemogo ‘postsekuliarnogo momenta’. Nekotorye predvaritelʹnye nabliudeniia” [The Russian Origins of the So-Called Post-Secular Moment: Some Preliminary Observations], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 32(1): 9–39.
66. “Sviateishii Patriarkh Kirill vozglavil plenarnoe zasedanie XXX Mezhdunarodnykh obrazovatelʹnykh chtenii”, Russkaia Pravoslavnaia Tserkov’. Ofitsial’nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [“His Holiness Patriarch Kirill Chaired the Plenary Session of the 30th International Educational Readings”, Russian Orthodox Church. The Official Website of the Moscow Patriarchate]. 23.05.2022 [http://www.patriarchia.ru/db/text/5928176.html, accessed on 07.08.2022].
67. Tabatadze, O. (2016) “The Way Journal (1925–1941) and the Question of Freedom in the Context of European Post-Secular Culture”, in Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and PostSecularism, pp. 225–237. Eugene (Oregon): Pickwick Publications.
68. Taylor, Ch. (2017) Sekuliarnyi vek [A Secular Age]. Moscow: BBI.
69. Uzlaner, D.A. (2012) “Ot sekuliarnoi sovremennosti k ‘mnozhestvennym’: sotsial’naia teoriia o sootnoshenii religii i sovremennosti” [From the Secular Modernity to “Multiple” Ones: A Social Theory about the Relationship between Religion and Modernity], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 30(1): 8–32.
70. Uzlaner, D.A. (2019) Konets religii? Istoriia teorii sekuliarizatsii [The End of Religion? History of Secularization Theory]. Moscow: Izdatelʹskii dom Vysshei shkoly ekonomiki.
71. Uzlaner, D.A. (2011) “Vvedenie v postsekuliarnuiu filosofiiu” [Introduction to the Postsecular Philosophy], Logos 82(3): 3–32.
72. Vattimo, G. (2007) Posle khristianstva [After Christianity]. Moscow: Tri kvadrata.
73. Vorontsova, I.V. (2008) Russkaia religioznofilosofskaia mysl’ v nachale XX veka [Russian Religious and Philosophical Thought at the Beginning of the 20th Century]. Moscow: PSTGU.
74. Zen’kovskii, V.V. (2001) Istoriia russkoi filosofii [History of Russian Philosophy]. Khar’kov, Moscow: Folio, Ėksmo-press.
75. Zweerde, E. van der (2012) “Osmyslivaia ‘sekuliarnost’” [Understanding the Secular], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 30(2): 69–113.
76. Zweerde, E. van der (2019) “Stoletie, kotoroe budorazhit dushu… Oktiabrʹskaia revoliutsiia kak sakral’nyi ob”ekt” [A Hundred Years that Troubled the Soul... The October Revolution as a Sacred Object], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 37(1-2): 643–669.
Рецензия
Для цитирования:
Павлов И. За пределами модерна? О некоторых проблемах постсекулярной интерпретации русской религиозной философии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(1):194-217. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-194-217
For citation:
Pavlov I. Beyond Modernity? On Some Problems in Post-Secular Interpretation of Russian Religious Philosophy. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(1):194-217. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-194-217