Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Культ святых в антирелигиозной пропаганде и исторической науке в СССР в 1920-х — начале 1930-х гг.

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-151-177

Аннотация

В статье анализируются работы, посвященные почитанию христианских святых, изданные в 1920-х — начале 1930-х гг., когда в СССР проводилась кампания по вскрытию мощей и велась активная антирелигиозная пропаганда. Автор показывает, что эти издания были неоднородны по своему содержанию и значимости. Она выделяет три группы публикаций, исходя из их целей, задач и академичности содержания. Первая — антирелигиозные брошюры и статьи, направленные на разоблачение культа мощей и «церковного обмана», написанные в русле идеологического заказа, отражавшего государственную политику в области религии. Ко второй группе относятся историко-публицистические сочинения, описывавшие историю канонизации тех или иных христианских святых на основе документальных материалов, но критиковавшие народные и церковные рассказы о чудесах самих святых и их реликвий. Авторы этих сочинений опирались на критическую традицию, восходящую как к протестантским трудам, так и к сочинениям свободомыслящих и просветителей XVI–XIX вв. Третья группа — это работы этнографов, занимавшихся изучением культа святых в рамках исследования народной религиозности и т.н. «бытового православия».

Об авторе

М. Шахнович
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Марианна Шахнович — профессор



Список литературы

1. Бухарин Н. И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. 5-е изд. стереотип. М.; Л.: Гос. изд-во. 1928.

2. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М.: Университетская тип., 1903.

3. Горев М.В. Последний святой. Последние дни Романовской церкви. Канонизационный процесс Иоанна Тобольского 22 мая 1914 г. — 8 апреля 1917 г. По архивным материалам М.-Л.: Гос. изд-во, 1928.

4. Горький М. Письма, июнь 1919–1921/ Горький М. Полное (академическое) собрание сочинений. Письма в 24 тт. Т. 13. М.: Наука, 2007.

5. Дмитриев А. Н. «Академический марксизм» 1920–1930-х годов: западный контекст и советские обстоятельства// Новое литературное обозрение, 2007. № 88. С. 10–38.

6. Добиаш-Рождественская О.А. Культ святого Михаила в латинском средневековье. Петроград: Экономическая тип. 1917.

7. Кандидов Б. П. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М.: Безбожник, 1929.

8. Кандидов Б.П. Обоготворение дома Романовых. М.: Акц. изд-ское о-во «Безбожник», 1927.

9. Кандидов Б.П. Система идеологического вредительства// Безбожник. 1930. № 40. С. 3.

10. Кандидов Б. П. Путь борьбы. (Воспоминания о работе по организации Центрального Антирелигиозного музея) //Советское государство и религия. 1918–1938 гг.

11. Документы из Архива Государственного музея истории религии. Сост. Е.М. Лучшев. СПб: Каламос, 2012. С. 263–315.

12. Карпов П. И. Бытовое эмоциональное творчество в древнерусском искусстве. М.: ГИМ, 1928.

13. Каутский К. Происхождение христианства / Пер. и предисл. Д. Рязанова. Изд. 5-е. М.- Л: ГИЗ. 1930.

14. Каяндер Е. Г. Русские святые. М.: Безбожник, 1930.

15. Крапивин М.Ю. Бывший священник М.В. Галкин, человек и функционер: штрихи к документальному портрету//Вестник церковной истории. 2020. № 3–4. С. 65–109.

16. Крих С.Б., Метель О.В. Формирование марксистского подхода к изучению религиозных феноменов в советской научной традиции (1920-е — начало 1930-х гг.) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. 2014. Т. 16. № 3. С. 256–268.

17. Ломакин И.М. Мощи. М.: Изд-во ВЦИК. 1919.

18. Луппол И.К. Диалектический материализм и музейное строительство //Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. 1. Протоколы пленарных заседаний 1–5 декабря 1930 года., М.-Л.: Учгиз — Наркомпрос РСФСР. 1931. С. 25–39.

19. Маторин Н.М. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. М.: Безбожник, 1929.

20. Маторин Н. М. Женское божество в православном культе. Пятница-Богородица. Очерк по сравнительной мифологии. М.: Московский рабочий, 1931.

21. Метель О. В. Советская модель изучения первоначального христианства (1920–1990-е гг.). Омск: Полиграфический центр КАН. 2012.

22. Мещеряков Н. Поповские обманы. Факты и документы. М.: Госиздат, 1921.

23. Мощи: Сб. материалов, документов и разоблачений/ Под ред. и со вступ. статьей проф. В. Рожицына. Отд. пропаганды Главполитпросвета УССР. Харкiв: Держ. вид-во Украiни, 1922.

24. Никольский Н.М. Религия как предмет науки. Минск: Белтрестпечать, 1923.

25. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Атеист, 1930.

26. От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленинграда (5–11 апреля 1929 г.) /под ред. Д.В. Арзютова, С.С. Алымова, Д. Дж. Андерсона. СПб.: МАЭ РАН, 2014.

27. Паозерский М.Ф. Русские святые перед судом истории. М.-Петроград: ГИЗ, 1923.

28. Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. 4-е изд. М.: Партиздат. 1933.

29. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. Т. 1. М.: Т-во «Мир», 1913.

30. Ранович А.Б. Происхождение христианского культа святых. М.; Л.: Огиз — Московский рабочий, 1931. С. 55–56.

31. Резолюция XII съезда РКП(б). «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». 25 апреля 1923 г.//Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 гг. Документы и материалы в 6 т. Т. 1. Кн. 1. М.: РОСПЭН, 2018. С. 174–175.

32. Рогозный П. Г. Большевики и святые мощи// Новейшая история России. 2020. Т. 10. № 4. С. 989–1004.

33. Рожицын В. Золотая легенда: Книга о святых мучениках М.: Гос. изд-во, 1925.

34. Рокитянский Я.Г., Мюллер Ф. Красный диссидент: Академик Рязанов — оппонент Ленина, жертва Сталина. Биографический очерк. Документы. М.: Academia. 1996.

35. Румянцев Н. Реликвии Марии//Атеист. 1926. № 9. С. 44–54.

36. Румянцев Н. Великий шантаж. Реликвии Христа. М.: Атеист. 1926.

37. Румянцев Н. Святой Тихон чудотворец, епископ амафунтский// Из истории христианского культа /под. ред. Н.В. Румянцева. М.: Атеист, 1927. С. 31–71.

38. Румянцев Н. Великий шантаж. Вып. 2. Мощи ветхозаветных и новозаветных героев. М.: Атеист. 1928.

39. Румянцев Н. Илья пророк//Атеист. 1928. № 28–29. С. 1–61.

40. Сарабьянов Вл. Введение в диалектический материализм. Харьков: Пролетарий, 1925.

41. Сарабьянов Вл. Предисловие //Рожицын В. Золотая легенда: Книга о святых мучениках М.: Гос. изд-во, 1925. С. 1–7.

42. Сентив П. Симуляция чудесного / Пер. Е.В. Святловского. С предисл. П. Жане. СПб: Н. И. Романов, 1914.

43. Степанов И. Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. М.: Красная новь, 1923.

44. Сэнтив П. Мощи Христа //Атеист. 1925. № 1. С. 61–83.

45. Сэнтив П. Из шантажной практики духовенства //Атеист. 1925. № 2. С. 79–101.

46. Томенко А. и Е. Святые эксплуататоры. М.: Московский рабочий, 1931.

47. Шахнович М.М. Изучение религии в конце XIX — первой четверти ХХ века. От феноменологического описания к критическому исследованию // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 1. С. 171–195.

48. Шахнович М.М. Местночтимые православные святые в России в конце 1920-х — начале 1930-х годов (по материалам этнографических экспедиций) //Религиоведение. 2021. № 3. С. 5–14.

49. Шахнович М.М. Презентация культа христианских святых в антирелигиозных музейных экспозициях эпохи «великого перелома» //Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. № 37(4). С. 706–717.

50. Шахнович М.М., Терюкова Е.А. Научный атеизм: от науки к утопии. СПб.: НесторИстория, 2022.

51. Шпицберг И.А. Отзвуки дела Бейлиса: Дело об антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы «мученика Гавриила» //Революция и церковь, 1919. № 6–8. С. 62–76.

52. И.Ш. [Шпицберг И.А.] Церковники и их агенты перед народным и революционным судом. Антирелигиозная библиотека журнала «Революция и церковь». Вып. 5. М.: Нар. ком. юстиции, 1920.

53. Шпицберг И.А. Святой отрок Гавриил. Средневековая бейлисиада. М.: Атеист, 1922.

54. Шпицберг И.А. Святой Василий Грязнов: защита подмосковных акул текстильной промышленности//Атеист. 1925. № 1. С. 4–23.

55. Шпицберг И.А. Святой Василий Грязнов: защита подмосковных акул текстильной промышленности. Москва: Атеист, 1925.

56. Arzyutov, D.V., Alymov, S. S., Anderson, D. Dzh. (2014) Ot klassikov k marksizmu: soveshchanie etnografov Moskvy i Leningrada (5–11 aprelia 1929 g.) [From the classics to Marxism: a meeting of ethnographers from Moscow and Leningrad (April 5–11, 1929)]. SPb.: MAE RAN.

57. Bukharin, N.I. (1928) Teoriia istoricheskogo materializma. Populiarnyj uchebnik marksistskoi sotsiologii [The theory of historical materialism. A popular textbook on Marxist sociology.]. M.; L.: Gos. izd-vo.

58. Collin de Plancy, J.A. S. (1821) Dictionnaire critique des reliques et des images miraculeuses. T. 1–3. Paris : Guien et Compagnie.

59. Dmitriev, A.N. (2007) “Akademicheskii marksizm” 1920–1930-h godov: zapadnyi kontekst i sovetskie obstoiatel’stva” [“Academic Marxism” of the 1920s–1930s: Western Context and Soviet Circumstances], Novoe literaturnoe obozrenie 88: 10–38.

60. Dobiash-Rozhdestvenskaya, O. A. (1917) Kul’t sviatogo Mikhaila v latinskom srednevekov’e [The Cult of St. Michael in the Latin Middle Age]. Petrograd: Ekonomicheskaia tip.

61. Golubinskii, E.E. (1903) Istoriia kanonizatsii sviatykh v russkoi tserkvi [The history of the canonization of saints in the Russian Church]. M.: Universitetskaia tip.

62. Gorev, M.V. (1928) Poslednii sviatoi. Poslednie dni Romanovskoi tserkvi. Kanonizatsionnyi process Ioanna Tobol’skogo 22 maia 1914 g. — 8 aprelia 1917 g. Po arkhivnym materialam [The last days of the Romanov Church. The canonization process of John of Tobolsk May 22, 1914 — April 8, 1917 According to archival materials]. M.- L.: Gos. izd-vo.

63. Gor’kij, M. (2007) Pis’ma iiun’ 1919–1921. Gor’kii M. Polnoe (akademicheskoe) sobranie sochinenii. Pis’ma v 24 tt. [Letters June 1919–1921. Gorky M. Complete (academic) collected works. Letters in 24 volumes]. T. 13. M.: Nauka

64. Kandidov, B.P. (1927) Obogotvorenie doma Romanovykh [Deification of the House of the Romanovs]. M.: Akc. izd-skoe o-vo “Bezbozhnik”.

65. Kandidov, B.P. (1929) Monastyrimuzei i antireligioznaia propaganda [Monasteries-museums and anti-religious propaganda]. M.: Bezbozhnik.

66. Kandidov, B.P. (1930) “Sistema ideologicheskogo vreditel’stva” [The system of ideological sabotage], Bezbozhnik 40: 3.

67. Kandidov, B.P. (2012) “Put’ bor’by. (Vospominaniia o rabote po organizatsii Tsentral’nogo Antireligioznogo muzeia)” [The Way of Struggle. (Memories of the work of organising the Central Anti-Religious Museum)], in E.M. Luchshev (ed.) Sovetskoe gosudarstvo i religiia. 1918–1938 gg. Dokumenty iz Arkhiva Gosudarstvennogo muzeia istorii religii, pp. 263–315. SPb: Kalamos.

68. Karpov, P.I. (1928) Bytovoe emotsional’noe tvorchestvo v drevnerusskom iskusstve [Household emotional creativity in ancient Russian art]. M.: GIM.

69. Kautskij, K. (1930) Proiskhozhdenie khristianstva [The Origin of Christianity]. M.-L: GIZ.

70. Kayander, E. G. (1930) Russkie sviatye [Russian saints]. M.: Bezbozhnik.

71. Krapivin, M.Y. (2020) “Byvshii sviashchennik M.V. Galkin, chelovek i funktsioner: shtrikhi k dokumental’nomu Portretu” [Former priest M.V. Galkin, a man and a functionary: touches to the documentary Portrait], Vestnik tserkovnoi istorii 3–4: 65–109.

72. Krih, S.B., Metel’, O.V. (2014) “Formirovanie marksistskogo podkhoda k izucheniiu religioznykh fenomenov v sovetskoi nauchnoi traditsii (1920-e — nachalo 1930-h gg.)” [Formation of a Marxist approach to the study of religious phenomena in the Soviet scientific tradition (1920s — early 1930s)], Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta 16(3): 256–268.

73. Lippert, J. (1882) Christentum, Volksglaube und Volksbrauch: Geschichtliche Entwicklung ihres Vorstellungsinhaltes. Berlin: Hofmann.

74. Lomakin, I.M. (1919) Moshchi [Relics]. M.: Izd-vo VCIK.

75. Luppol, I.K. (1931) “Dialekticheskii materializm i muzeinoe stroitel’stvo” [Dialectical materialism and museum construction], in Trudy Pervogo Vserossiiskogo muzeinogo s’ezda. T. 1. Protokoly plenarnykh zasedanii 1–5 dekabria 1930 goda, pp. 25–39. M.-L.: Uchgiz — Narkompros RSFSR.

76. Matorin, N.M. (1929) Religiia u narodov VolzhskoKamskogo kraya prezhde i teper’ [Religion among the peoples of the Volga-Kama region before and now]. M.: Bezbozhnik

77. Matorin, N.M. (1931) Zhenskoe bozhestvo v pravoslavnom kul’te. PyatnitsaBogoroditsa. Ocherk po sravnitel’noi mifologii [Female deity in the Orthodox cult. Friday Mother of God. Essay on Comparative Mythology] M.: Moskovskii rabochii.

78. Meshcheryakov, N. (1921) Popovskie obmany. Fakty i dokumenty [Priests’ deceptions. Facts and documents]. M.: Gosizdat.

79. Metel’, O.V. (2012) Sovetskaia model’ izucheniia pervonachal’nogo khristianstva (1920–1990e gg.) [Soviet model of the study of early Christianity (1920–1990s)]. Omsk: Poligraficheskii tsentr KAN.

80. Nikol’skii, N. M. (1923) Religiia kak predmet nauki [Religion as a subject of science]. Minsk: Beltrestpechat’.

81. Nikol’skii, N. M. (1930) Istoriia russkoi tserkvi [History of the Russian Church]. M.: Ateist.

82. Paozerskii, M.F. (1923) Russkie sviatye pered sudom istorii [Russian saints in front of the judgment of history]. M.-Petrograd: GIZ.

83. Pokrovskii, M.N. (1913) Russkaia istoriia s drevneishikh vremen [Russian history since ancient times]. T. 1. M.: T-vo “Mir”.

84. Pokrovskii, M.N. (1933) Russkaia istoriia v samom szhatom ocherke [Russian history in the most concise outline]. 4-e izd. M.: Partizdat.

85. Ranovich, A.B. (1931) Proiskhozhdenie khristianskogo kul’ta sviatykh [The origin of the Christian cult of saints]. M.; L.: Ogiz — Moskovskii rabochii.

86. Rezoliutsiia XII s’ezd RKP(b) “O postanovke antireligioznoi agitatsii i propagandy”. 25 aprelia 1923 g.” [Resolution XII Congress of the RCP (b) “On staging anti-religious agitation and propaganda”. April 25, 1923] (2018), in Konfessional’naia politika sovetskogo gosudarstva. 1917–1991 gg. Dokumenty i materialy v 6 t. T. 1.: Kn. 1, pp. 174–175. M.: ROSPEN.

87. Rogoznyj, P. G. (2020) “Bol’sheviki i sviatye moshchi” [Bolsheviks and holy relics], Noveishaia istoriia Rossii 10 (4): 989–1004.

88. Rokityanskii, Ya. G., Myuller, F. (1996) Krasnyi dissident: Akademik Ryazanov — opponent Lenina, zhertva Stalina. Biograficheskii ocherk. Dokumenty [Red dissident: Academician Ryazanov — Lenin’s opponent, Stalin’s victim. Biographical sketch. Documents]. M.: Academia.

89. Rozhicyn, V. (1925) Zolotaia legenda: Kniga o sviatykh muchenikakh [The Golden Legend: The Book of the Holy Martyrs]. M.: Gos. izd-vo.

90. Rozhitsyn, V. (ed.) (1922) Moshchi: Sb. materialov, dokumentov i razoblachenii [Relics: materials, documents and revelations]. Otd. propagandy Glavpolitprosveta USSR. Kharkiv: Derzh. vid-vo Ukraini.

91. Rumiantsev, N. (1926) “Relikvii Marii” [Relics of Mary], Ateist 9: 44–54.

92. Rumiantsev, N. (1926) Velikii shantazh. Relikvii Khrista [Great blackmail. Relics of Christ] M.: Ateist.

93. Rumiantsev, N. (1927) Sviatoi Tikhon chudotvorets, episkop amafuntskii, Iz istorii khristianskogo kul’ta [Saint Tikhon the miracle worker, Bishop of Amafuntsky, From the history of the Christian cult], pp. 31–71. M.: Ateist.

94. Rumiantsev, N. (1928) “Il’ia Prorok” [Ilya the Prophet], Ateist 28–29: 1–61.

95. Rumiantsev, N. (1928) Velikii shantazh. Vyp. 2. Moshchi vethozavetnykh i novozavetnykh geroev [Great blackmail. Issue 2. The relics of the Old Testament and New Testament heroes] M.: Ateist.

96. Saintyves, P. (1907) Les saints successeurs des dieux. I. L’origine du culte des saints II. Les sources des légendes hagiographiques. III. La mythologie des noms propres. Paris: Émile Nourry.

97. Saintyves, P. (1912) Les reliques et les images légendaires. Paris: Mercure de France.

98. Sarab’ianov, V. (1925) “Predislovie” [Foreword], in V. Rozhitsyn Zolotaia legenda: Kniga o sviatyh muchenikakh, pp. 1–7. M.: Gos. izd-vo.

99. Sarab’ianov, V. (1925) Vvedenie v dialekticheskii materializm [An introduction to dialectical materialism]. Khar’kov: Proletarii.

100. Sentiv, P. (1914) Simuliatsiia chudesnogo [Simulation of the miraculous]. SPb: N.I. Romanov.

101. Sentiv, P. (1925) “Iz shantazhnoi praktiki dukhovenstva” [From the blackmail practice of the clergy], Ateist 2: 79–101.

102. Sentiv, P. (1925) “Moshchi Khrista” [Relics of Christ], Ateist 1: 61–83.

103. SH. [Shpitsberg, I.A.] (1920) “Tserkovniki i ikh agenty pered narodnym i revoliutsionnym sudom” [Churchmen and their agents before the people’s and revolutionary courts], Antireligioznaia biblioteka zhurnala “Revoliutsiyi i tserkov’”. Vyp. 5. M.: Nar. kom. iustitsii.

104. Shakhnovich, M.M. (2018) “Izuchenie religii v konce XIX — pervoi chetverti XX veka. Ot fenomenologicheskogo opisaniia k kriticheskomu issledovaniiu” [Study of religion at the end of the 19th — first quarter of the 20th century. From Phenomenological Description to Critical Research], Gosudarstvo, religiia i tserkov’ v Rossii i za rubezhom 36(1): 171–195.

105. Shakhnovich, M.M. (2021) “Mestnochtimye pravoslavnye sviatye v Rossii v kontse 1920-kh — nachale 1930-kh godov (po materialam etnograficheskikh ekspeditsii)” [Locally revered Orthodox saints in Russia in the late 1920s — early 1930s (based on materials from ethnographic expeditions)], Religiovedenie 3: 5–14.

106. Shakhnovich, M.M. (2021) “Prezentatsiia kul’ta khristianskikh sviatykh v antireligioznykh muzeinykh ekspozitsiiakh epokhi ‘velikogo pereloma’” [Presentation of the cult of Christian saints in anti-religious museum expositions of the era of the “great turning point”], Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Filosofiia i konfliktologiia 37(4): 706-717.

107. Shakhnovich, M.M., Teryukova, E.A. (2022) Nauchnyi ateizm: ot nauki k utopii [Scientific atheism: from science to utopia]. St. Petersburg: Nestor-History.

108. Shpitsberg, I.A. (1925) Sviatoi Vasilii Griaznov: zashchita podmoskovnykh akul tekstil’noi promyshlennosti [Vasily Gryaznov: protection of sharks of the textile industry near Moscow]. Moskva: Ateist.

109. Shpitsberg, I. A. (1919) “Otzvuki dela Beilisa: Delo ob antisemitskoi agitatsii v moskovskom sobore Vasiliia Blazhennogo v sviazi s obnaruzheniem v nem usypal’nitsy ‘muchenika Gavriila’” [Echoes of the Beilis case: The case of anti-Semitic agitation in the Moscow Cathedral of St. Basil the Blessed in connection with the discovery in it of the tomb of the “Martyr Gabriel”], Revolyutsiia i tserkov’ 6–8: 62–76.

110. Shpitsberg, I.A. (1922) Sviatoi otrok Gavriil. Srednevekovaia beilisiada [Saint Youth Gabriel. Medieval Beilisiada]. M.: Ateist.

111. Shpitsberg, I.A. (1925) “Svyatoi Vasilii Griaznov: zashchita podmoskovnykh akul tekstil’noi promyshlennosti” [Vasily Gryaznov: protection of sharks of the textile industry near Moscow], Ateist 1: 4–23.

112. Stepanov, I. (1923) Zadachi i metody antireligioznoi propagandy [Tasks and methods of anti-religious propaganda]. M: Krasnaia nov’.

113. Tomenko, A. i E. (1931) Sviatye ekspluatatory [Holy Exploiters]. M: Moskovskii rabochii.


Рецензия

Для цитирования:


Шахнович М. Культ святых в антирелигиозной пропаганде и исторической науке в СССР в 1920-х — начале 1930-х гг. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(1):151-177. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-151-177

For citation:


Shakhnovitch M. The Cult of Saints in Anti-Religious Propaganda and Historical Science in USSR in the 1920s — Early 1930s. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(1):151-177. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-151-177

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)