Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Жития святых и «огненная смерть» (по материалам письма Петра Прокопьева)

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-136-150

Аннотация

В статье рассмотрены основные аргументы, использованные старообрядческими наставниками для обоснования допустимости самосожжений. Известно, что проблема самосожжений активно обсуждалась сторонниками «древлего благочестия» на протяжении длительного времени, что привело к созданию нескольких значимых публицистических произведений, отстаивающих противостоящие точки зрения. Первая из них, опирающаяся на многочисленные богословские аргументы, предполагала незамедлительный отказ от ритуального суицида. Вторая, связанная со значительно меньшим количеством богословских трудов, напротив, предполагала добровольную смерть во имя христианской веры. Основой аргументации в пользу самосожжений стали фрагменты житий святых, избравших добровольный уход из жизни в различные «гонительные времена». Значительное число самосожжений, произошедших в ряде местностей России (преимущественно на Европейском Севере, в Поволжье и в Сибири), длительная благоговейная память о самосожигателях среди коренных обитателей севера показывают, что аргументация сторонников ритуального суицида, основанная на житиях святых, оказала существенное воздействие на мировоззрение верующих.

Об авторе

М. Пулькин
ФИЦ «КарНЦ РАН»
Россия

Максим Пулькин — старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории

Петрозаводск



Список литературы

1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979.

2. Арсеньев А.В. Поморские совратители-беспоповцы. Старинное дело о совращениях и перекрещиваниях в раскол с кратким очерком возникновения, процветания, бед и падения знаменитых Выгорецких скитов и монастырей. СПб., 1887.

3. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. СПб., 1900.

4. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: «Индрик», 2000.

5. Власова В.В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2010.

6. Геринг И. Раскол и секты русской церкви. По их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, д-ром богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. СПб., 1903.

7. Демкова Н.С. Из истории ранней старообрядческой литературы. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691 г.) // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л.: Наука, 1985. С. 48–61.

8. Дронова Т. Н. Легенды и предания о местночтимых святых и поклонных местах Пижемского края: По материалам исследований нижнепечерских староверовбеспоповцев //Рябининские чтения. М-лы науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 2007. С. 47–54.

9. Дмитриев Л.А. Жанр севернорусских житий //Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 27. М., Л.: Наука, 1972. С. 181–202.

10. Евфросин. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжений 1691 г./Сообщ. Х. Лопарев. СПб., 1895.

11. Есипов Г. Самосожигатели// Отечественные записки. 1863. № 2. С. 605–627.

12. Загоскин Н. Самосожигатели. Очерк из истории русского раскола //Литературный сборник «Волжского вестника». 1883. Т. 1. Вып. 1. С. 165–204.

13. Зеленин Д.К. Избранные труды по русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: «Индрик», 1995.

14. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. М.: Церковь, 1995.

15. Катаяла К. Дымом в Царствие Небесное: самосожжения староверов в Шведской Карелии в конце XVII в. //Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 25–39.

16. Комаров Д.А. Культура смерти в русской деревне второй половины XIX — начала ХХ в.// Вестник ТвГУ. Серия «История». 2008. Вып. 3. С. 24–35.

17. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII–XVIII вв. Киев, 1895. Вып. 1.

18. Майнов В. Поездка в Обонежье и в Корелу. СПб., 1877.

19. Мальцев А. И. Неизвестное сочинение С. Денисова о Тарском «бунте» 1722 г. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск: Наука, 1982. С. 224–241.

20. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998.

21. Панченко О.В. Поэтика уподоблений: (К вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) //Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 54. С. 491–534.

22. Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М.: «Знак», 2011.

23. Пигин А.В. Агиографические сочинения в старообрядческой полемике конца XVII–XVIII в. о «самоубийственной смерти» (Послание Петра Прокопьева Даниилу Викулину) //Труды отдела древнерусской литературы. 2016. Т. 64. С. 435–447.

24. Пигин А.В. «Писание отчасти» против самосожжений — памятник старообрядческой литературы XVII века //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8). С. 101–129.

25. Пигин А.В., Юхименко Е.М. К истории жанра видений в выговской литературной школе («Видение некоей старухи» в 1748 г.) //Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. Сборник научных статей и материалов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 129–138.

26. Плюханова М.Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 3. С. 380–459.

27. Покровский Н. Н. Следственное дело и выговская повесть о Тарских событиях 1722 г. //Рукописная традиция на востоке России. Новосибирск: Наука, 1983. С. 46–70.

28. Пругавин А.С. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе (Очерки, аналогии и параллели) //Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 83–94.

29. Пулькин М.В. Слухи о самосожигателях: истоки, достоверность, фиксация и использование (конец XVII–XVIII в.) //Традиционная культура. 2011. № 1. С. 143–149.

30. Романова Е.В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII–XIX веках. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2012.

31. Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе (со второй половины XVII в. до конца XVIII в.). Исторический очерк по архивным документам. М., 1891. 126 с.

32. Синайский А. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодального управления при Петре Великом (1721–1725 гг.). СПб., 1895.

33. Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием русской церкви в последнее десятилетие XVII века. Казань, 1913.

34. Смирнов П.С. Происхождение самоистребления в русском расколе. СПб.: Печатня С. П. Яковлева, 1895.

35. Тузов М.Л. Древнерусская агиография в философском аспекте //Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. Т. 153. Кн. 1. С. 149–158.

36. Туфанова О.А. Мотив огня в творчестве протопопа Аввакума //Лесной вестник. 2006. № 1. С. 196–199.

37. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.

38. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, 2008.

39. Юхименко Е. М. Каргопольские «гари» 1683–1684 гг. (к проблеме самосожжений в русском старообрядчестве) //Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). М.: Языки русской культуры, 1994. С. 120–138.

40. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая поморская пустынь. Духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 1.

41. Arsen’ev, A.V. (1887) Pomorskie sovratitelibespopovtsy. Starinnoe delo o sovrashcheniiakh i perekreshchivaniiakh v raskol s kratkim ocherkom vozniknoveniia, protsvetaniia, bed i padeniia znamenitykh Vygoretskikh skitov i monastyrei [Pomeranian seducers-bespopovtsy. An old case of seduction and re-baptism into schism with a brief outline of the emergence, prosperity, troubles and fall of the famous Vygoretsky sketes and monasteries]. SPb.

42. Avvakum (1979). Zhitie protopopa Avvakuma, im samim napisannoe, i drugie ego sochine niia [Life of Archpriest Avvakum, written by himself, and his other works]. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatelʹstvo.

43. Borozdin, A.K. (1900) Protopop Avvakum. Ocherk iz istorii umstvennoi zhizni russkogo obshchestva v XVII v. [Archpriest Avvakum. Essay from the history of the mental life of Russian society in the 17th century]. SPb.

44. Demkova, N. S. (1985) “Iz istorii rannei staroobriadcheskoi literatury. ‘Zhalobnitsa’ po-morskikh startsev protiv samosozhzhenii (1691 g.)” [From the history of early Old Believer literature. “Complainer” of the Pomor elders against self-immolations (1691)], in Drevnerusskaia knizhnost’. Po materialam Pushkinskogo Doma, pp. 48–61. L.: Nauka.

45. Dmitriev, L.A. (1972) “Zhanr severnorusskikh zhitii” [Genre of North Russian Lives], in Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, t. 27, pp. 181–202. M., L.: Nauka.

46. Dronova, T.N. (2007) “Legendy i predaniia o mestnochtimykh sviatykh i poklonnykh mestakh Pizhemskogo kraia: Po materialam issledovanii nizhnepecherskikh staroverovbespopovtsev” [Legends and traditions about locally revered saints and places of worship in the Pizhemsky region: Based on research materials from the Lower Pechersk Old Believers-bespopovtsy], in Riabininskie chteniia. Mly nauch. konf. po izucheniiu narodnoi kul’tury Russkogo Severa, pp. 47–54. Petrozavodsk: Muzeizapovednik “Kizhi”.

47. Esipov, G. (1863) “Samosozhigateli” [Self-immolators], in Otechestvennye zapiski 2: 605–627.

48. Evfrosin (1895) Otrazitel’noe pisanie o novoizobretennom puti samoubiistvennykh smertei: Vnov’ naidennyi staroobriadcheskii traktat protiv samosozhzhenii 1691 g. [A Reflective Scripture about the newly Invented Path of suicidal deaths: The newly found Old Believers’ treatise against self-immolations in 1691]. SPb.

49. Fedotov, G.P. (1990) Sviatye Drevnei Rusi [Saints of Ancient Russia]. M.: Moskovskii rabochii.

50. Gering, I. (1903) Raskol i sekty russkoi tserkvi. Po ikh proiskhozhdeniiu i vnutrennei sviazi, izlozhennye professorom, doktorom bogosloviia Leiptsigskogo universiteta Iogannom Geringom [Schism and sects of the Russian Church. By their origin and internal connection, set out by Professor, Doctor of Theology of the University of Leipzig, Johann Goering. Translated from German by Archpriest T. Butievich]. SPb.

51. Iukhimenko, E. M. (2002) Vygovskaia staroobriadcheskaia pomorskaia pustyn’. Dukhovnaia zhizn’ i literatura [Vygovskaya Old Believer Pomorskaya Hermitage. Spiritual life and literature], t. 1. M.: Iazyki slavianskoi kul’tury.

52. Iukhimenko, E.M. (1994) “Kargopol’skie ‘gari’ 1683–1684 gg. (k probleme samosozhzhenii v russkom staroobriadchestve)” [Kargopol “burns” 1683–1684 (on the problem of self-immolations in Russian Old Believers)], in Staroobriadchestvo v Rossii (XVII–XVIII vv.), pp. 120–138. M.: Iazyki slavianskoi kul’tury.

53. Kataiala, K. (2003) “Dymom v Tsarstvie Nebesnoe: samosozhzheniia staroverov v Shvedskoi Karelii v kontse XVII v.” [Smoke into the Kingdom of Heaven: Self-immolation of Old Believers in Swedish Karelia at the end of the 17th century], in Vygovskaia pomorskaia pustyn’ i ee znachenie v istorii Rossii, pp. 25–39. SPb.: Dmitrii Bulanin.

54. Komarov, D.A. (2008) “Kul’tura smerti v russkoi derevne vtoroi poloviny XIX — nachala ХХ v.” [The culture of death in the Russian countryside in the second half of the 19th and early 20th centuries], in Vestnik TvGU. Seriia “Istoriia”. Vyp. 3: 24–35.

55. Lileev, M.I. (1895) Iz istorii raskola na Vetke i v Starodubʹe XVII–XVIII v. [From the history of the split on the Vetka and in Starodubye of the 17th–18th centuries]. Kiev, vyp. 1.

56. Mainov, V. (1877) Poezdka v Obonezh’e i v Korelu [Trip to Obonezhie and Korela]. SPb.

57. Mal’tsev, A.I. (1982) “Neizvestnoe sochinenie S. Denisova o Tarskom ‘bunte’ 1722 g.” [Unknown composition of S. Denisov about the Tarsk “revolt” of 1722], in Istochniki po kul’ture i klassovoi bor’be feodal’nogo perioda, pp. 224–241. Novosibirsk: Nauka.

58. Panchenko, A.A. (1998). Issledovaniia v oblasti narodnogo pravoslaviia. Derevenskie sviatyni SeveroZapada Rossii [Research in the field of folk orthodoxy. Village shrines of the North-West of Russia]. SPb.: Aleteiia.

59. Panchenko, O.V. (2003) “Poėtika upodoblenii: (K voprosu o ‘tipologicheskom’ metode v drevnerusskoi agiografii, ėpideiktike i gimnografii)” [Poetics of Assimilation: (On the Question of the “Typological” Method in Old Russian Hagiography, Epideictics and Hymnography)], in Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. SPb.: Dmitrii Bulanin, t. 54, pp. 491–534.

60. Paskal’, P. (2011) Protopop Avvakum i nachalo Raskola [Archpriest Avvakum and the beginning of the Schism]. M.: “Znak”.

61. Pigin, A.V. (2007) “‘Pisanie otchasti’ protiv samosozhzhenii — pamiatnik staroobriadcheskoi literatury XVII veka [“Scripture in part” against self-immolations — a monument of Old Believer literature of the 17th century], in Vestnik tserkovnoi istorii 4(8): 101–129.

62. Pigin, A.V. (2016) “Agiograficheskie sochineniia v staroobriadcheskoi polemike kontsa XVII–XVIII v. o ‘samoubiistvennoi smerti’ (Poslanie Petra Prokopʹeva Daniilu Vikulinu)” [Hagiographic Works in the Old Believer Polemics of the Late 17th–18th Centuries. about “suicidal death” (Letter from Peter Prokopyev to Daniel Vikulin)], in Trudy otdela drevnerusskoi literatury, t. 64, pp. 435–447.

63. Pigin, A.V., Iukhimenko E.M. (2003) “K istorii zhanra videnii v vygovskoi literaturnoi shkole (“Videnie nekoei starukhi” v 1748 g.)” [On the history of the genre of visions in the Vygov literary school (“The Vision of a Certain Old Woman” in 1748)], in Vygovskaia pomorskaia pustyn’ i ee znachenie v istorii Rossii. Sbornik nauchnykh statei i materialov, pp. 129–138. SPb., Dmitrii Bulanin.

64. Pliukhanova, M.B. (2000) “O natsional’nykh sredstvakh samoopredeleniia lichnosti: samosakralizatsiia, samosozhzhenie, plavanie na korable” [On the national means of selfdetermination of the individual: self-sacralization, self-immolation, sailing on a ship], in Iz istorii russkoi kul’tury. M.: Iazyki slavianskoi kul’tury, t. 3, pp. 380–459.

65. Pokrovskii, N.N. (1983) “Sledstvennoe delo i vygovskaia povest’ o Tarskikh sobytiiakh 1722 g.”, in Rukopisnaia traditsiia na vostoke Rossii [Investigative case and the Vygov story about the Tara events of 1722], pp. 46–70. Novosibirsk: Nauka.

66. Prugavin, A. S. (1885) “Samoistreblenie. Proiavleniia asketizma i fanatizma v raskole (Ocherki, analogii i paralleli)” [Self-destruction. Manifestations of asceticism and fanaticism in schism (Essays, analogies and parallels)], in Russkaia mysl’, kn. 1, pp. 83–94.

67. Pul’kin, M.V. (2011) “Slukhi o samosozhigateliakh: istoki, dostovernostʹ, fiksatsiia i ispol’zovanie (konets XVII–XVIII v.)” [Rumors about self-incinerators: origins, reliability, fixation and use (late 17th–18th centuries)], in Traditsionnaia kul’tura, № 1, pp. 143–149.

68. Romanova, E.V. (2012) Massovye samosozhzheniia staroobriadtsev v Rossii v XVII–XIX vekakh [Mass self-immolation of Old Believers in Russia in the 17th–19th centuries]. SPb.: Izd-vo Evropeiskogo universiteta.

69. Sapozhnikov, D.I. (1891) Samosozhzhenie v russkom raskole (so vtoroi poloviny XVII v. do kontsa XVIII v.). Istoricheskii ocherk po arkhivnym dokumentam [Self-immolation in the Russian schism (from the second half of the 17th century to the end of the 18th century). Historical sketch based on archival documents]. M.

70. Shutova, N.I. (2008) Dokhristianskie kul’tovye pamiatniki v udmurtskoi religioznoi traditsii: Opyt kompleksnogo issledovaniia [Pre-Christian Religious Monuments in the Udmurt Religious Tradition: A Comprehensive Research Experience]. Izhevsk: Udmurtskii institut istorii, iazyka i literatury Ural’skogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk.

71. Sinaiskii, A. (1895) Otnoshenie russkoi tserkovnoi vlasti k raskolu staroobriadstva v pervye gody sinodal’nogo upravleniia pri Petre Velikom (1721–1725 gg.) [The attitude of the Russian church authorities to the schism of the Old Believers in the first years of the synodal administration under Peter the Great (1721–1725)]. SPb.

72. Skvortsov, G.A. (1913) Patriarkh Adrian, ego zhizn’ i trudy v sviazi s sostoianiem russkoi tserkvi v poslednee desiatiletie XVII veka [Patriarch Adrian, his life and works in connection with the state of the Russian Church in the last decade of the 17th century]. Kazan’.

73. Smirnov, P. S. (1895) Proiskhozhdenie samoistrebleniia v russkom raskole [The origin of self-destruction in the Russian schism]. SPb.: Pechatnia S.P. Iakovleva.

74. Tufanova, O.A. (2006) “Motiv ognia v tvorchestve protopopa Avvakuma” [The motive of fire in the works of Archpriest Avvakum], in Lesnoi vestnik. № 1, pp. 196–199.

75. Tuzov, M.L. (2011) “Drevnerusskaia agiografiia v filosofskom aspekte” [Ancient Russian hagiography in the philosophical aspect], in Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriia “Gumanitarnye nauki”, t. 153, kn. 1, pp. 149–158.

76. Vinogradova, L.N. (2000) Narodnaia demonologiia i miforitual’naia traditsiia slavian [Folk demonology and mytho-ritual tradition of the Slavs] M.: “Indrik”.

77. Vlasova, V.V. (2010) Staroobriadcheskie gruppy komi: konfessional’nye osobennosti sotsial’noi i obriadovoi zhizni [Old Believer Komi Groups: Confessional Features of Social and Ritual Life]. Syktyvkar: Komi NTs UrO RAN.

78. Zagoskin, N. (1883) “Samosozhigateli. Ocherk iz istorii russkogo raskola” [Self-burners. Essay on the history of the Russian schism], in Literaturnyi sbornik “Volzhskogo vestnika”, t. 1, vyp. 1, pp. 165–204.

79. Zelenin, D.K. (1995) Izbrannye trudy po russkoi mifologii: umershie neestestvennoi smertʹiu i rusalki [Selected Works on Russian Mythology: Unnatural Deaths and Mermaids]. M.: “Indrik”.

80. Zen’kovskii, S.A. (1995) Russkoe staroobriadchestvo: dukhovnye dvizheniia semnadtsatogo veka [Russian Old Believers: Spiritual Movements of the Seventeenth Century]. M.: “Tserkov’”.


Рецензия

Для цитирования:


Пулькин М. Жития святых и «огненная смерть» (по материалам письма Петра Прокопьева). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(1):136-150. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-136-150

For citation:


Pulkin M. Hagiographies of Saints and the “Fiery Death” (Based on Peter Prokopyev’s Letter). State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(1):136-150. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-136-150

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)