Индустрия «ведической женственности»: между подчинением и работой над собой
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-262-291
Аннотация
В статье рассматривается контекст употребления понятия «ведическое» в современной России на материалах публикаций в блогах и интервью. Курсы и тренинги, посвященные «ведической женственности», проводятся экспертами в области self-help (так называемой популярной психологии), религиозными или духовными специалистами, учителями, имеющими доступ к «ведическим знаниям». В качестве образца обычно выбирается патриархальный уклад, где мужчина отвечает за семейный порядок и достаток, а женщине отводится роль хранительницы домашнего очага. Для того чтобы закрепить черты приписанной идентичности, предлагается обучение практикам, относящимся к поведению, речи, одежде, профессиональной занятости и хобби. Ведическая психология опирается не на почитание божеств или изучение древних текстов, а сосредоточена на изменении образа жизни, самосовершенствовании и гендерных предписаниях. Призывая к труду, разнообразные пособия, обучающие женственности, говорят о работе над собой, при этом пассивность субъекта, власть внешних обстоятельств осмысливаются как плоды этого обучения. В курсах женственности есть как черты, отличающие их от западной нью-эйдж духовности (New Age Spirituality) — патриархальный сценарий, антифеминистские настроения и жесткий эссенциализм, так и дискурсивно сближающие техники «терапевтической культуры» — «проработка» ошибок, стремление вкладываться в себя, «быть в ресурсе», т.е. иметь достаточно внутренних сил для достижения целей и повышения своей эффективности.
Ключевые слова
Список литературы
1. Андреева Ю. О. «Творить рай на земле»: культ земли и природы в новом религиозном движении «Анастасия» // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте /науч. ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С. А. Штырков. СПб.: ЕУСПб, 2015. С. 163–185.
2. Аронсон П. Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств. М.: Индивидуум, 2021.
3. Архипова А., Кирзюк А., Югай Е. «Мужик»: от товарища к товару // Искусство кино. 2018. № 3/4. С. 33–43.
4. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
5. Кормина Ж.В. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
6. Кузнецова О.В., Смолина Н.С. Гендер, религия, духовность в религиоведческих исследованиях // Известия Уральского Федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2018. Т. 13. № 1/173. С. 118–127.
7. Лернер Ю. Теле-терапия без психологии, или как адаптируют Self на постсоветском телеэкране //Laboratorium. 2011. № 1. С. 116–137.
8. Ореханов Г., Колкунова К. А. «Духовность»: дискурс и реальность. М.: ПСТГУ, 2017.
9. Савельева Н.В. Между свободой и подчинением: «техники себя» в работах Мишеля Фуко // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2015. Т. 7. № 9. С. 7–15.
10. Темкина А. Сексуальная жизнь женщины: между подчинением и свободой. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2008.
11. Тюхтяев А.Е. Проигрывание гендерных идентичносте в среде нью-эдж (на примере паломничества к археологическим памятникам в Краснодарском крае) // Журнал социологии и социально антропологии. 2017. № 20(5). С. 151–166.
12. Ушакин С. «Человек рода он»: знаки отсутствия //О муже(N)ственности: Сборник статей. Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 7–40.
13. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007.
14. Фуко М. Технологии себя //Логос. 2008. № 2(65). С. 96–122.
15. Хархордин О.В. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.; М.: ЕУСПб., Летний сад, 2002.
16. ЭрвьеЛеже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1(33). С. 254–268.
17. Юрчак А. Мужская экономика: «Не до глупостей, когда карьеру куешь» // О муже(N) ственности: Сборник статей. Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 245–267.
18. Aitamurto, K. (2016) Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie. London and New York: Routledge.
19. Andreeva, J. O. (2015) “Tvorit’ rai na zemle”: kul’t zemli i prirody v novom religioznom dvizhenii “Anastasiia” [“Create Paradise on the Land”: Cult of Earth and Nature in New Religious Movement Anastasia], in J. V. Kormina, A. A. Panchenko, S. A. Shtyrkov (eds) Izobretenie religii: desekuliarizatsiia v postsovetskom kontekste, pp. 163–185. SPb.: European University of Saint Petersburg.
20. Andreeva, J. (2021) “Traditions and the Imagined Past in Russian Anastasian Intentional Communities”, Journal of Ethnology and Folkloristics 15(2): 27–49.
21. Arkhipova, A., Kirziuk, A., Yugai E. (2018) “Muzhik”: ot tovarishcha k tovaru” [“Man”: from Comrade to Product], Iskusstvo kino 3/4: 33–43.
22. Aronson, P. (2021) Liubov’: sdelai sam. Kak my stali menedzherami svoikh chuvstv [Love: DIY. How we Became Managers of our Senses]. M.: Individuum.
23. Aune, K. (2015) “Feminist Spirituality as Lived Religion. How UK Feminists Forge ReligioSpiritual Lives”, Gender and Society 29(1): 122–145.
24. Bauman, Z. (1999) “Postmodern Religion”, in P. Heelas (ed.) Religion, Modernity and Postmodernity, pp. 55–78. Oxford: Blackwell Publishers.
25. Bauman, Z. (2008) Tekuchaia sovremenost’ [Liquid Modernity]. SPb.: Piter.
26. Belova, A. (2020) “Cercles sacrés” féminins en Russie: De la légitimation de l’autorité spirituelle à la sororité”, Cahiers Tocqueville des Jeunes Chercheurs 2(2): 143–162.
27. Butler, J. (1999) Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. London: Routledge.
28. Crowley, K. (2011) Feminism’s New Age: Gender, Appropriation, and the Afterlife of Essentialism. New York: Suny Press.
29. Chryssides, G. D. (2007) “Defining the New Age”, in D. Kemp, J. R. Lewis (eds) Handbook of New Age, pp. 5–24. Leiden, Boston: Brill.
30. Fedele A., Knibbe K. (2013) “Introduction: Gender and Power in Contemporary Spirituality”, in A. Fedele, K.E. Knibbe (eds) Gender and Power in Contemporary Spirituality: Ethnographic approaches, pp. 1–27. New York: Routledge.
31. Foucault, M. (2007) Germenevtika sub’ekta: kurs lektsii, prochitannykh v Collège de France v 1981–1982 uchebnom godu [The Hermeneutics of the Subject: Lectures at the Collège de France 1981–1982]. SPb.: Nauka.
32. Foucault, M. (2008) “Tekhnologii sebia” [“Technologies of the Self”], Logos 2(65): 96–122.
33. Gilhus, I. S. (2014) “All Over the Place”: The Contribution of New Age to a Spatial Model of Religion”, in S. J. Sutcliffe, I. S. Gilhus (eds) New Age Spirituality: Rethinking Religion, pp. 35–49. London and New York: Routledge.
34. Heelas, P. (1999) “Prosperity and the New Age Movement: The Efficacy of Spiritual Economics”, in B. Wilson, J. Cresswell (eds) New Religious Movements: Challenge and Response, pp. 51–77. London and New York: Routledge.
35. Hervieu-Léger, D. (2015) “V poiskakh opredelennosti: paradoksy religioznosti v obshchestvakh razvitogo moderna” [In Search of Certainty: The Paradoxes of Religiousness in Developed Modern Societies], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 1(33): 254–268.
36. Huss, B. (2014) “Spirituality: The Emergence of a New Cultural Category and its Challenge to the Religious and the Secular”, Journal of Contemporary Religion 29(1): 47–60.
37. Illouz, E. (2008) Saving the Modern Soul: Therapy, Emotions, and the Culture of Self Help. University of California Press.
38. Kay, R. (1997) “Images of an Ideal Woman: Perceptions of Russian Womanhood through the Media, Education and Women’s own Eyes”, in M. Buckle (ed.) PostSoviet Women: From the Baltic to Central Asia, pp. 77–98. Cambridge: Cambridge University Press.
39. Kharkhordin, O.V. (2002) Oblichat’ i litsemerit’: genealogiia rossiiskoi lichnosti [Reveal and Dissimulate: A Genealogy of the Russian Personality]. SPb., M.: EUSP, Letnii sad.
40. Kieffer, K. G. (2020) “Manifesting Millions: How Women’s Spiritual Entrepreneurship Genders Capitalism”, Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions 24(2): 80–104.
41. Kormina, J.V. (2019) Palomniki: Etnograficheskie ocherki pravoslavnogo nomadizma [Pilgrims: Ethnographic Essays on Orthodox Nomadism]. M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki.
42. Kuznetsova, O.V., Smolina, N. S. (2018) “Gender, religiia, dukhovnost’ v religiovedcheskikh issledovaniiakh” [Gender, Religion, Spirituality in Religious Studies], Izvestiia Ural’skogo Federal’nogo universiteta. Seriia 3. Obshchestvennye nauki 1/173: 118–127.
43. Lau, K. J. (2000) New Age Capitalism: Making Money East of Eden. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
44. Lerner, J. (2011) “Tele-terapiia bez psikhologii, ili kak adaptiruiut Self na postsovetskom teleekrane” [Tele-Therapy without Psychology, or how Self is Adapted on the PostSoviet TV Screen], Laboratorium 1: 116–137.
45. Lerner, J. (2015) “The Changing Meanings of Russian Love: Emotional Socialism and Therapeutic Culture on the Post-Soviet Screen”, Sexuality & Culture 19: 349–368.
46. Lewis, J. (1992) “Approaches to the Study of the New Age Movement”, in J.G. Melton, J. R. Lewis (eds) Perspectives on the New Age, pp. 1–12. New York: State University of New York Press.
47. Longman, C. (2018) “Women’s Circles and the Rise of the New Feminine: Reclaiming Sisterhood, Spirituality, and Wellbeing”, Religions 9: 1–17.
48. Mahmood, S. (2005) Politics of Piety: The Islamic Revival and the Feminist Subject. Princeton: Princeton University Press.
49. Menzel, B. (2012) “Occult and Esoteric Movements in Russia from the 1960s to the 1980s”, in B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal (eds) New Age of Russia: Occult and Esoteric Dimensions, pp. 151–185. München–Berlin: Verlag Otto Sagner.
50. Mikaelsson, L. (2014) “New Age and the Spirit of Capitalism: Energy as Cognitive Currency”, in S. J. Sutcliffe, I. Gilhus (eds) New Age Spirituality: Rethinking Religion, pp. 160–173. New York: Routledge.
51. Orekhanov, G., Kolkunova, K.A. (2017) “Dukhovnost’”: diskurs i real’nost’ [Spirituality: Discourse and Reality]. Moscow: PSTGU.
52. Oushakine, S. (2002) “Chelovek roda on”: znaki otsutstviia” [Man of the Species He: Signs of Absence], in S. Ushakin (ed.) O muzhe(N)stvennosti: Sbornik statei, Kn. 2, pp. 7–40. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
53. Puttick, E. (2005) “Women in New Religious Movements”, in B. Wilson, J. Cresswell (eds) New Religious Movements: Challenge and Response, pp. 143–162. London and New York: Routledge.
54. Rountree, K. (2006) “Performing the Divine: Neo-Pagan Pilgrimages and Embodiment at Sacred Sites”, Body & Society 12(4): 95–115.
55. Rousselet, K. (2020) “Dukhovnost’ in Russia’s politics”, Religion, State & Society 48(1): 38–55.
56. Sadovina, I. (2020) In Search of Vedic Wisdom: Forms of Alternative Spirituality in Contemporary Russia. PhD in Folkloristics. Tartu: University of Tartu Press.
57. Sadovina, I. (2021) “Legitimating New Religiosity in Contemporary Russia: “Vedic Wisdom” Under Fire”, Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions 24(3): 6–35.
58. Salmenniemi, S. (2011) “In Search of a ‘New (Wo)man’: Gender and Sexuality in contemporary Russian Self-Help Literature”, in A. Rosenholm, K. Nordenstreng, E. Trubina (eds) Russian Mass Media and Changing Values, pp. 134–153. London and New York: Routledge.
59. Savel’eva, N. (2015) “Mezhdu svobodoi i podchineniem: “tekhniki sebia” v rabotakh Mishelia Fuko” [Between Freedom and Submission: “techniques of the self” in Michel Foucault’s works], Interaktsiia. Interv’iu. Interpretatsiia 7(9): 7–15.
60. Temkina, A. (2008) Seksual’naia zhizn’ zhenshchiny: mezhdu podchineniem i svobodoi [Sexual Life of Woman: Between Submission and Freedom]. SPb: Izd-vo EUSP.
61. Tereshina, D. (2023) “Business as a Gift: Family Entrepreneurship and the Ambiguities of Sharing”, in T. Koellner (ed.) Family Firms and Business Families in CrossCultural Perspective, pp. 115–146. Cham: Springer International Publishing.
62. Tessmann, A. (2020) “Some Observations on Astrology in Russia and Gender Issues”, in S. Sorgenfrei, D. Thurfjell (eds) Kvinnligt religistst ledarskap. En vnbok till Gunilla Gunner, pp. 99–112. Stockholm: Södaertörns högskola.
63. Tiukhtiaev, A.E. (2017) “Proigryvanie gendernykh identichnostei v srede n’iu-eidzh (na primere palomnichestva k arkheologicheskim pamiatnikam v Krasnodarskom krae)” [Playing Gender Identities in the New Age Environment (on the Example of a Pilgrimage to Archaeological Sites in the Krasnodar Territory)], Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii 20(5): 151–166.
64. Yurchak, A. (2002) “Muzhskaia ekonomika: “Ne do glupostei, kogda kar’eru kuesh’” [Men’s Economy: “Don’t be Silly When you Forge a Career”], in S. Oushakine (ed.) O muzhe(N)stvennosti: Sbornik statei. Kn. 2, pp. 245–267. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
Рецензия
Для цитирования:
Андреева Ю. Индустрия «ведической женственности»: между подчинением и работой над собой. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(2):262-291. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-262-291
For citation:
Andreeva J. The Vedic Femininity Industry: Between Submission and Working on Yourself. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(2):262-291. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-262-291