Hilafatul Muslimin как организация радикальных исламистов в Индонезии
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-240-261
Аннотация
Автор анализирует основные этапы развития конфронтационной модели отношений между элитами и исламистами в Индонезии. В статье выделены основные этапы истории отношений светских элит и исламистов в рамках конфронтационной модели, включая 1) 1945–1965: политический раскол, борьба против радикалов, провозгласивших Исламское государство, и его ликвидация; 2) 1966–1998: «новое государство», основанное на светском авторитаризме и недопущении политической активизации и радикализации исламизма, что не исключало ограниченных уступок верующим мусульманам в начале 1990-х гг.; 3) с 1998 до нынешнего дня — демократизация политического режима, сохранившая конфронтационную модель отношений с исламскими радикалами, которые получили возможность официально институционализировать исламистские группы и партии. Предполагается, что группа Hilafatul Muslimin занимала лидирующие позиции в продвижении идей радикального ислама, представленного концепцией халифата, в современной индонезийской умме. Автор полагает, что концепция халифата была центральной в политической идеологии Hilafatul Muslimin. Поэтому показано, как исламисты в Индонезии пытались одновременно национализировать концепцию халифата и интегрироваться в международный радикальный ислам.
Ключевые слова
Об авторе
М. КирчановРоссия
Максим Кирчанов — преподаватель
Воронеж
Список литературы
1. Другов А.Ю. Мусульманский радикализм и терроризм в современной Индонезии//Религия и общество на Востоке. 2020. № 4. С. 230–254.
2. Кирчанів М.В. Індонезійський ісламізм як маргінальний випадок розвитку політичного ісламу в мусульманській країні //Східний світ. 2021. № 3. С. 107–122.
3. Кирчанов М.В. Институционализированные формы радикального ислама в Индонезии 2010-х гг. //Minbar. Islamic Studies. 2021. Т. 14. № 2. С. 263–283.
4. Кирчанов М.В. Информационная повестка индонезийских исламистов в начале 2021 г.: исламизм на распутье //Юго-Восточная Азия. 2021. № 2. С. 130–141.
5. Кирчанов М.В. «Изобретенные традиции» индонезийского либерального ислама 2000-х — первой половины 2010-х годов // Исламоведение. 2021. Т. 12. № 1. С. 16–29.
6. Рогожина Н. Борьба с исламским терроризмом в Юго-Восточной Азии //Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 8. С. 27–36.
7. Файншмидт Р. И. Факторы радикализации ислама в Индонезии в конце ХХ — начале XXI в. //Власть. 2021. Т. 29. № 4. С. 285–289.
8. Drugov, A. Yu. (2020) “Musul’manskii radikalizm i terrorizm v sovremennoi Indonezii” [Muslim Radicalism and Terrorism in Modern Indonesia], Religiia i obshchestvo na Vostoke 4: 230–254.
9. Faynshmidt, R.I. (2021) “Faktory radikalizatsii islama v Indonezii v kontse XX — nachale XXI v.” [Factors of radicalization of Islam in Indonesia at the end of the 20th — beginning of the 21st century], Vlast’ 29(4): 285–289.
10. Formichi, C. (2021) Religious Pluralism in Indonesia: Threats and Opportunities for Democracy. Cornell: Southeast Asia Program Publications.
11. Kirchanov, M.V. (2021) “Informatsionnaia povestka indoneziiskikh islamistov v nachale 2021 g.: islamizm na rasput’e” [Information agenda of Indonesian Islamists in early 2021: Islamism at the crossroads], YugoVostochnaia Aziia 2: 130–141.
12. Kirchanov, M.V. (2021) “Institutsionalizirovannyye formy radikal’nogo islama v Indonezii 2010-kh gg.” [Institutionalized Forms of Radical Islam in Indonesia in the 2010s], Minbar. Islamic Studies 14(2): 263–283.
13. Kirchanov, M.V. (2021) “‘Izobretennyye traditsii’ indoneziiskogo liberal’nogo islama 2000-kh — pervoi poloviny 2010-kh godov” [Invented Traditions” of Indonesian Liberal Islam in the 2000s — the First Half of the 2010s], Islamovedenie 12(1): 16–29.
14. Hadi, S. (2013) “Negara Islam Indonesia: konsepsi shajarah tayyibah dalam konstruk Negara Islam” [“Indonesian Islamic State: the conception of shajarah tayyibah in the construct of an Islamic State”], Journal of Qur’an and Hadith Studies 2(1): 87–104.
15. Kuipers, N., Nellis, G., Weaver, M. (2019) “Does electing extremist parties increase violence and intolerance?”, British Journal of Political Science 1: 1–8.
16. Kyrchaniv, M.V. (2021) “Indoneziis’kyj islamizm iak markhinalʹnyi vypadok rozvytku politychnoho islamu v musulʹmansʹkii kraiini” [Indonesian Islamism as a marginal case of the development of political Islam in a Muslim country], Skhidnyy svit 3: 107–122.
17. Rogozhina, N. (2020) “Bor’ba s islamskim terrorizmom v Yugo-Vostochnoy Azii” [Combating Islamic Terrorism in Southeast Asia], Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya 64(8): 27–36.
18. Solahudin (2013) The Roots of Terrorism in Indonesia: From Darul Islam to Jem’ah Islamiyah. Cornell: Cornell University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Кирчанов М. Hilafatul Muslimin как организация радикальных исламистов в Индонезии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(2):240-261. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-240-261
For citation:
Kyrchanoff M.W. Hilafatul Muslimin: Relations between the State and the Radical Islamists in Indonesia. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(2):240-261. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-240-261