Культ книг и канона в дальневосточном буддизме. Религиозные основания, формы почитания, некоторые методологические выводы
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-189-216
Аннотация
В статье рассматривается ритуальное обращение со священными текстами в буддизме, называемое в научной литературе «культом книг». Это явление получило известность благодаря работам, соотносящим становление ранней махаяны с возникновением институциональных центров, связанных с религиозным почитанием текстов махаянских сутр. Впоследствии термин «культ книг» стал обозначением буддийской ритуальной книжной культуре в целом. В статье проанализированы догматические основания культа книг в виде буддийской концепции религиозных заслуг (пунья) и способов их обретения, а также текстуальные основания культа в виде указаний сутр махаяны о своем собственном почитании. Основное внимание в статье уделено дальневосточному варианту культа книг как наиболее развитому. Рассмотрены проявления культа книг в виде рецитации и ритуального копирования отдельных текстов и буддийского канона в целом. Подробно рассмотрено одно из проявлений дальневосточного культа книг в форме устройства «вращающихся библиотек» — особых шкафных конструкций с книгами канона, установленных на вертикальной оси. Один поворот данной конструкции приравнивался к прочтению всех книг канона в том смысле, что он приносил такое же количество религиозных заслуг. В заключении работы показано, что малая изученность буддийского культа связана с методологическими предпосылками, принятыми в отечественной буддологии, уделяющими основное внимание изучению доктринально-философской стороны буддизма и маргинализирующими буддийский культ как форму «народной» религии.
Ключевые слова
Список литературы
1. Введение в буддизм /Ред.-сост. Рудой В. И. СПб.: Изд-во «Лань», 1999.
2. Даккхинавибханга сутта. МН 142. [https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn142-dakkhinabibhanga-sutta-sv.htm, accessed on 24.03.2022].
3. Базаров А. А., Цыремпилов Н. В. «Ординарный человек» и буддийская книжность // От Дуньхуана до Бурятии. По следам тибетских текстов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. С. 41−48.
4. Гунский А.Ю. «Протестантский буддизм», «креольская вера» и буддийский модернизм. Концепции модернизации буддизма в работах зарубежных буддологов последней трети XX века // Современные востоковедческие исследования. 2021. № 3(1). С. 55−73.
5. Дигха-никая (Собрание длинных поучений). М.: Наука, 2020.
6. Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987.
7. Краснодембская Н. Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб.: Азбука-классика, 2003.
8. Нихон рё:ики: Японские легенды о чудесах. СПб.: Гиперион, 1995.
9. Рассказы о пользе «Ваджраччхедики» («Алмазной сутры») //Видения буддийского ада / пер. с монгольского А. Г. Сазыкина. СПб.: Нартанг, 2004. С. 66−108.
10. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991.
11. Рудой В. И., Островская Е. П. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем //Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока М.: Наука, 1987. С. 74−93.
12. Рукописная и ксилографическая книга Востока: очерки кодикологии. СПб: Свое изд-во, 2015.
13. Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 1−2. М.: Наука, 1987−1988.
14. Сахарова Е.Б. В поисках священных текстов: печатный буддийский канон в контексте японо-корейских официальных контактов в эпоху Муромати //Вопросы философии. 2022. № 11. С. 156–163.
15. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая мудростью. М.: Янус-К, 1998.
16. Сутра «Праджня-парамита восьмитысячная»: Аштасахасрика Праджняпарамита Сутра. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2017.
17. Сюаньцзан. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи). М.: Восточная лит., 2012.
18. Трубникова Н. Н. Традиция «исконной просветленности» в японской философской мысли. М.: РОССПЭН, 2010.
19. Хогэн моногатари: Сказание о годах Хогэн. СПб.: Гиперион, 1999.
20. Bazarov, A. and Tsyrempilov, N. (2009) “‘Ordinarnyi chelovek’ i buddiĭskaia knizhnost” [“Ordinary Man” and Buddhist Bookishness], in Ot Dun’khuana do Buriatii. Po sledam tibetskikh tekstov, pp. 41−48. Ulan-Udė: Izd-vo BNTs SO RAN.
21. Berkwitz, S. and Schober, J. and Brown, C. (eds) (2009) Buddhist Manuscript Cultures: Knowledge, Ritual, and Art. London: Routledge.
22. Brokaw, C. (1991) The Ledgers of Merit and Demerit: Social Change and Moral Order in Late Imperial China. Princeton: Princeton University Press.
23. Dakkhinavibhanga sutta. MN 142 [https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn142-dakkhinabibhanga-sutta-sv.htm, accessed on 24.03.2022].
24. Donets, A. (ed and tr.) (2017) Aṣṭasāhasrikā Prajñāpāramitā Sūtra. Ulan-Ude: Izd-vo BNTs SO RAN.
25. Drewes, D. (2007) “Revisiting the Phrase ‘sa pṛthivīpradeśaś caityabhūto bhavet’ and the Mahāyāna Cult of the Book”, IndoIranian Journal 50: 101–143.
26. Eubanks, Ch. (2010) “Circumambulatory Reading: Revolving Sutra Libraries and Buddhist Scrolls”, Book History 13: 1−24.
27. Gunskii, A. (2021). “’Protestantskii buddizm’, ‘kreol’skaia vera’ i buddiiskii modernizm. Kontseptsii modernizatsii buddizma v rabotakh zarubezhnykh buddologov poslednei treti XX veka” [“Protestant Buddhism”, “Creole faith” and Buddhist Modernism. Concepts of modernization of Buddhism in the works of foreign Buddhologists of the last third of the XX century], Sovremennye vostokovedcheskie issledovaniia 3(1): 55−73.
28. Goodrich, L. (1942) “The Revolving Book-Case in China”, Harvard Journal of Asiatic Studies 7 (2): 130–161.
29. Guo, Q. (1999) “The Architecture of Joinery: The Form and Construction of Rotating SutraCase Cabinets”, Architectural History 42: 96–109.
30. Ignatovich, A. (ed. and tr.) (1998) Sutra o beschislennykh znacheniiakh. Sutra o tsvetke lotosa chudesnoĭ Dkharmy. Sutra o postizhenii deianii i Dkharmy Bodkhisattvy Vseob”emliushchaia mudrost’ [Sutra of Infinite Meanings. Lotus Sutra. Sutra of Meditation on the Bodhisattva Universal Virtue]. M.: Ianus-K.
31. Jackson, R. and Makransky, J. (eds) (2000) Buddhist Theology: Critical Reflections by Contemporary Buddhist Scholars. Surrey: Curzon Press.
32. Joskovich, E. (2019) “Relying on Words and Letters Scripture Recitation in the Japanese Rinzai Tradition”, Japanese Journal of Religious Studies 46(1): 53–78.
33. Khogėn monogatari: Skazanie o godakh Khogėn [Hogen monogatari: The Tale of Hogen] (1999). SPb.: Giperion.
34. Kieschnik, J. (2000) “Blood Writing in Chinese Buddhism”, Journal of the International Association of Buddhist Studies 23 (2): 177−195.
35. Kornev, V. (1987) Buddizm i obshchestvo v stranakh Iuzhnoi i IugoVostochnoi Azii [Buddhism and Society in South and Southeast Asia]. M.: Nauka.
36. Krasnodembskaia, N. (2003) Budda, bogi, liudi i demony [Buddha, gods, humans and demons]. SPb.: Azbuka-klassika.
37. Lowe, Br. (2017) Ritualized Writing: Buddhist Practice and Scriptural Cultures in Ancient Japan. Honolulu: University of Hawai’i Press.
38. Malalgoda, K. (1976) Buddhism in Sinhalese Society, 1750–1900: A Study of Religious Revival and Change. Berkeley: University of California Press.
39. McMahan, D. (2008) The Making of Buddhist Modernism. New York: Oxford University Press.
40. Meshcheriakov, A. (ed. and tr.) (1995) Nihon Ryōiki. SPb.: Giperion.
41. Moerman, D. (2010) “The Death of the Dharma: Buddhist Sutra Burials in Early Medieval Japan”, in K. Myrvold (ed.) The Death of Sacred Texts: Ritual Disposal and Renovation of Texts in World Religions, pp. 71−90. Aldershot, UK: Ashgate.
42. Nakano, Ch. (2009) “Kechien” as Religious Praxis in Medieval Japan: Picture Scrolls as the Means and Sites of Salvation. Ph.D. Diss. University of Arizona.
43. Nanjio, B. (1883) A Catalogue of the Chinese Translation of the Buddhist Tripitaka: The Sacred Canon of the Buddhists in China and Japan. Oxford: Clarendon Press.
44. Nikhon rë:iki: Iaponskie legendy o chudesakh [Nihon Ryoiki: Miraculous Stories from the Japanese Buddhist Tradition] (1995). SPb.: Giperion.
45. Ohnuma, R. (2005) “Gift”, in D. Lopez (ed.) Critical Terms for the Study of Buddhism, pp. 103−123. Chicago: The University of Chicago Press.
46. O’Neal, H. (2011) Written Stūpa, Painted Sūtra: Relationships of Text and Image in the Construction of Meaning in the Japanese JeweledStūpa Mandalas. Ph.D. Diss. University of Kansas.
47. O’Neal, H. (2015) “Performing the Jeweled Pagoda Mandalas: Relics, Reliquaries, and a Realm of Text”, The Art Bulletin 97 (3): 279–300.
48. Osto, D. (2015) “Merit”, in J. Powers (ed.) The Buddist World, p. 351−366. London: Routledge.
49. Pelevin, M. (ed.) (2015) Rukopisnaia i ksilograficheskaia kniga Vostoka: ocherki kodikologii [Handwritten and woodcut book of the East: essays on Codicology]. SPb: Svoe izd-vo.
50. Petrosian, A. (ed.) (1987−1988) Rukopisnaia kniga v kul’ture narodov Vostoka [A handwritten book in the culture of the peoples of the East]. Vol. 1−2. M.: Nauka.
51. Rozenberg, O. (1991) Trudy po buddizmu [Works on Buddhism]. M.: Nauka.
52. Rudoi, V. and Ostrovskaia E. (1987) “O spetsifike istoriko-filosofskogo podkhoda k izucheniiu indiiskikh klassicheskikh religiozno-filosofskikh system” [On the specifics of the historical and philosophical approach to the study of Indian classical religious and philosophical systems], in Metodologicheskie problemy izucheniia istorii filosofii zarubezhnogo Vostoka, pp. 74−93. M.: Nauka.
53. Rudoi, V (ed.) (1999) Vvedenie v buddizm [Introduction to Buddhism]. SPb.: Izd-vo “Lanʹ”.
54. Sakharova, E. (2022) “Printed Buddhist Canon in the Context of Japanese-Korean Official Relations during Muromachi Period”, Voprosy filosofii 11: 156–163.
55. Sazykin, A. (tr.) (2004) “Rasskazy o pol’ze ‘Vadzhrachchkhediki’ (‘Almaznoĭ sutry’)” [Tales of the Benefits of the Vajracchedika (Diamond Sutra)], in Sazykin, A. (ed.) Videnii͡a buddiĭskogo ada, p. 66−108. SPb.: Nartang.
56. Schaeffer, K. (2009) The Culture of the Book in Tibet. New York: Columbia University Press.
57. Sharf, R. (1995) “Buddhist Modernism and the Rhetoric of Meditative Experience”, Numen 42(3): 228−284.
58. Sharf, R. (1999) “On the Allure of Buddhist Relics”, Representations 66: 75−99.
59. Schopen, G. (1975) “The phrase ‘sa pṛthivīpradeśaś caityabhūto bhavet’ in the Vajracchedikā: Notes on the cult of the book in Mahayana”, IndoIranian Journal 17(3/4): 147–181.
60. Schopen, G. (1997) Bones, Stone and Buddhist Monks: Collected Papers on the Archaeology, Epigraphy, and Texts of Monastic Buddhism in India. Honolulu: University of Hawai’i Press.
61. Schopen, G. (2005) Figments and Fragments of Mahayana Buddhism in India: More Collected Papers. Honolulu: University of Hawai’i Press.
62. Spiro, M. (1982) Buddhism and Society: A Great Tradition and Its Burmese Vicissitudes. Berkeley: University of California Press.
63. Storch, T. (2014) The History of Chinese Buddhist Bibliography: Censorship and Transformation of the Tripitaka. Amherst, NY: Cambria Press.
64. Strong, J. (2004) Relics of the Buddha. Princeton: Princeton University Press.
65. Syrkin, A. (ed. and tr.) (2020) Dighanikaya. M.: Nauka.
66. Trubnikova, N. (2010) Traditsiia “iskonnoĭ prosvetlennosti” v iaponskoi filosofskoi mysli [The tradition of “original enlightenment” in Japanese philosophical thought]. M.: ROSSPEN.
67. Wu, J. (2016) “The Chinese Buddhist Canon Through the Ages: Essential Categories and Critical Issues in the Study of a Textual Tradition”, in J. Wu and L. Chia (eds) Spreading Buddha’s Word in East Asia: The Formation and Transformation of the Chinese Buddhist Canon, pp. 15−45. New York: Columbia University Press.
68. Wu, J. (2016) “From the ‘Cult of the Book’ to the ‘Cult of the Canon’: A Neglected Tradition in Chinese Buddhism”, in J. Wu and L. Chia (eds) Spreading Buddha’s Word in East Asia: The Formation and Transformation of the Chinese Buddhist Canon, pp. 46−78. New York: Columbia University Press.
69. Wu, J. and Dziwenka, R. (2016) “Better Than the Original: The Creation of Goryeo Canon and the Formation of Giyang Bulgyo”, in J. Wu and L. Chia (eds) Spreading Buddha’s Word in East Asia: The Formation and Transformation of the Chinese Buddhist Canon, pp. 249−283. New York: Columbia University Press.
70. Wu, J. and Chia, L. (eds) (2016) Spreading Buddha’s Word in East Asia: The Formation and Transformation of the Chinese Buddhist Canon. New York: Columbia University Press.
71. Wu, J. and Wilkinson, G. (2017) “Introduction: The Reinvention of the Buddhist Tripitaka and the Rise of ‘Textual Modernity’ in Modern East Asia”, in J. Wu and G. Wilkinson (eds) Reinventing the Tripitaka: Transformation of the Buddhist Canon in Modern East Asia, pp. XIII−XXXV. New York, London: Lexington Books.
72. Wu, J. and Wilkinson, G. (2017) Reinventing the Tripitaka: Transformation of the Buddhist Canon in Modern East Asia. New York, London: Lexington Books.
73. Xing, G. (2005) The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. London: Routledge.
74. Xuánzàng (2012) Zapiski o Zapadnykh stranakh [epokhi] Velikoi Tan [Great Tang Records on the Western Regions]. M.: Vostochnaia lit.
Рецензия
Для цитирования:
Гунский А. Культ книг и канона в дальневосточном буддизме. Религиозные основания, формы почитания, некоторые методологические выводы. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(2):189-216. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-189-216
For citation:
Gunskiy A. The Cult of Books and the Canon in Far Eastern Buddhism. Religious Grounds, Forms of Worship, and. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(2):189-216. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-189-216