Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Мусульманская субъективность? Personae, self и «запросы жизни» в свидетельствах о себе мусульманина-самозванца (Магомет-Бек Хаджетлаше, 1870 (?) – 1929)

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-129-161

Аннотация

В контексте развивающихся исследований истории «мусульманских субъективностей», рассматриваемой «снизу», от индивида, и заимствуя опыт исследований «советской субъективности» и ряда направлений микроистории, автор ставит два ключевых вопроса: 1) можно ли обнаружить пространство выбора и агентности индивида как актора, конструирующего себя в мире дискурсов, институтов и практик, или мы вынуждены признать его полную зависимость от них? 2) можно ли обнаружить его «работу над собой» и проникнуть к внутреннему «я» индивида сквозь его перформативные практики, не сводя субъективность к «персонам», посредством которых индивид предъявляет и описывает себя? Стремясь в обоих случаях ответить «можно», автор исследует соотношение внутреннего «я» и заведомо придуманных «персон» самозванца и двурушника М.-Б. Хаджетлаше, крещеного еврея, объявившего себя мусульманином, ставшего журналистом, работавшим как для оппозиционно настроенных мусульман, так и на МВД и антиисламские круги. Этот предельный случай изобретения мусульманской идентичности рассматривается как призма, сквозь которую могут четче обнаруживаться механизмы, действующие в более обыденных практиках. Выявляются способы конструирования героем — в поисках своей субъектности — его множественных «персон» и дистанция, разделяющая его внутреннее и предъявляемое «я». Отмечая прочность мусульманской идентичности, сосуществовавшей с памятью об отвергнутом еврействе в представлениях Хаджетлаше о себе, и готовность окружающих (включая ряд мусульман) считать его мусульманином, автор помещает вопрос о «мусульманском» в субъективности Хаджетлаше в контекст историографических дискуссий об определении границ исламского.

Об авторе

О. Бессмертная
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ольга Бессмертная — доцент, старший научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Адоньева С., Герасимова Н. «Никто меня не пожалеет…» Баллада и романс как феномен фольклорной культуры нового времени //Современная баллада и жестокий романс / сост. С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 338–365.

2. Беккин Р. И., Тагирджанова А. Н. Мусульманский Петербург: Исторический путеводитель. М., СПб., 2016.

3. Белоусов И. Мое первое знакомство с цензором // Путь. (M.). 1913. № 4. С. 36–37.

4. Бессмертная О. «Мусульманский Азеф» и русская революция: между авантюризмом и мошенничеством? //Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации/Сост.: М.С. Неклюдова; под общ. ред.: М.С. Неклюдовой, Е. П. Шумиловой. М.: ИД «Дело», 2019. С. 136–174.

5. Бессмертная О. Мусульманский Азеф, или игра в Другого: метаморфозы МагометБека Хаджетлаше. Почти роман //Казус: индивидуальное и уникальное в истории. 2007–2009. М.: Изд-во РГГУ, 2012. С. 209–298.

6. Бессмертная О.Ю. Кем же был М.-Б. Хаджетлаше, или нужда в обмане //Ya evaṃ veda… — Кто так знает… Памяти В. Н. Романова [сб. ст.] / Под ред. И.С. Смирнова; Сост. Н.Ю. Чалисова и др. М.: РГГУ, 2016. С. 135–190.

7. Бессмертная О.Ю. Что нам делать с «мусульманской субъективностью»? Перспективы и «ловушки» исследовательского подхода в историографическом контексте //Вестник РУДН. Сер. «История России». 2023. Т. 22. № 2. С. 174–187.

8. Бойм C. Как сделана советская субъективность? //Ab Imperio. 2002. № 3. С. 285–296. Гиляровский В. Москва газетная. Редакторы [http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0060.shtml].

9. Гинзбург К. Сыр и черви. М.: РОССПЭН, 2000.

10. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва: Кучково поле, 2000.

11. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005.

12. Добренко Е.А. Формовка советского читателя: социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб.: Академический проект, 1997.

13. Лежен Ф. От автобиографии к рассказу о себе, от университета к ассоциации любителей: история одного гуманитария // Неприкосновенный запас. 2012. № 3.

14. Мамедов Р. Муса Кундухов как фигура памяти. Мозаика идентичностей // Islamology. 2020. Т. 10. № 1. С. 71–72.

15. Могильнер М.Б. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М.: НЛО, 1997.

16. Неклюдов С.Ю. Фольклорные традиции современного города //Современный городской фольклор. Редакционная коллегия: А. Ф. Белоусов, И. С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2003. С. 5–24.

17. Озова Ф.А. Институт аманатства в черкесско-российских отношениях 1552—1829 годов. СПб.: Нестор-История, 2020.

18. Потто В. Кавказская война. Т. 2. Ермоловское время. СПб., 1887. Разд. XXXV.

19. Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии литературы. М.: НЛО, 2009.

20. Строев А. «Те, кто поправляет фортуну». Авантюристы Просвещения. М.: Новое литературное обозрение, 1998.

21. Хашхожева Р. Х. Кази-Бек Ахметуков: жизнь и творчество // Кази-Бек Ахметуков. Избранные произведения / Вст. ст. и подготовка текстов к изданию Р. Х. Хашхожевой. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 5–78.

22. Хелльбек Й. Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

23. Чужой (Н. Эфрос). Вместо некролога (Воспоминания) // Речь. (СПб.). 1912. 10.05. № 126.

24. Ягубов Б.А. «Жестокий» романс и городская баллада: генезис и функционирование //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3(21). Ч. 1. С. 215–219.

25. Adon’eva, S., Gerasimova, N. (1996) “‘Nikto menia ne pozhaleet…’ Ballada i romans kak fenomen fol’klornoi kul’tury novogo vremeni” [“No one will pity me...”. Ballad and Romance as a Modern Era Folklore Culture Phenomenon], in Sovremennaia ballada i zhestokii romans / sost. S. Adon’eva, N. Gerasimova, pp. 338–365. SPb.: Izd-vo Ivana Limbaha.

26. Asad, T. (2003) Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford: Stanford University Press.

27. Bekkin, R.I., Tagirdzhanova, A. N. (2016) Musul’manskii Peterburg: Istoricheskii putevoditel’ [Muslim Petersburg: Historical Guide]. M., SPb.

28. Belousov, I. (1913) “Moe pervoe znakomstvo s tsenzorom” [My first acquaintance with censor], Put’ 4: 36–37.

29. Bessmertnaja, O. (2012) “Musul’manskii Azef, ili igra v Drugogo: metamorfozy MaghometBek Hadjetlaché. Pochti roman” [Muslim Azef, or playing the Other: Metamorphosis of Mohammed-Bek Hajetlache. Almost a novel], in Kazus: individual’noe i unikal’noe v istorii. 2007–2009 [Casus: Individual and Unique in History. 2007–2009], pp. 209–298. M.: Izd-vo RGGU.

30. Bessmertnaja, O. (2016) “Kem zhe byl M.-B. Hadjetlaché, ili nuzhda v obmane” [Who was M.-B. Hacettlacher, or the need to deceive], in I.S. Smirnova, N.Ju. Chalisova (eds) Ya evaṃ veda… — Kto tak znaet… Pamjati V.N. Romanova, pp. 135–190. M.: RGGU.

31. Bessmertnaja, O. (2019) “‘Musul’manskii Azef’ i russkaia revoliutsiia: mezhdu avantiurizmom i moshennichestvom?” [Muslim Azef and Russian revolution: Between adventurism and fraud?], in M. S. Nekljudova, E. P. Shumilova (eds) Russkaja avantjura: identichnosti, proekty, reprezentatsii [Russian adventurism: identities, projects, representations], pp. 136–174. M.: ID “Delo”.

32. Bessmertnaja, O. (2023) “Chto nam delat’ s ‘musul’manskoi sub’ektivnost’iu’? Perspektivy i ‘lovushki’ issledovatel’skogo podkhoda v istoriograficheskom kontekste” [What are we to do with “Muslim subjectivity”? Prospects and “traps” of the research approach in the historiographical context], Vestnik RUDN. Ser. Istoriia Rossii 22 (2, Maj): V pechati.

33. Bessmertnaya, O. (2021) “Maghomet-Bek Hadjetlaché and the Muslim Question: Deceit, Trust, and Orientalism in Imperial Russia after 1905”, Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 22(4): 697–727.

34. Bojm, C. (2002) “Kak sdelana sovetskaia sub’ektivnost’?” [How is Soviet subjectivity made?] Ab Imperio 3: 285–296.

35. Bustanov, A. (2022) “Introduction”, in A. Bustanov, V. Usmanov. Muslim Subjectivity in Soviet Russia: The Memoirs of ‘Abd alMajid alQadiri, pp. 1–83. Brill.

36. Campbell, I. (2017) Knowledge and the Ends of Empire: Kazak Intermediaries and Russian Rule on the Steppe, 1731–1917. Cornell University Press.

37. Chuzhoj (N. Jefros). (1912) “Vmesto nekrologa (Vospominaniia)” [Instead of an obituary (Memoirs)], Rech’ (SPb.) 126.

38. Daston, L., Sibum, H.O. (2003) “Introduction: Scientific Personae and Their Histories”, Science in Context 16(1–2): 1–8.

39. Davis, N.Z. (2006) Trickster Travels: A SixteenthCentury Muslim between Worlds. New York: Hill and Wang.

40. Dobrenko, E. A. (1997) Formovka sovetskogo chitatelia: sotsial’nye i esteticheskie predposylki retsepcii sovetskoi literatury [Shaping the Soviet Reader: Social and Aesthetic Prerequisites of Reception of the Soviet Literature]. SPb.: Akademicheskii proekt.

41. Engberts, Ch. and Paul, H. (eds) (2019) Scholarly Personae in the History of Orientalism, 1870–1930. Brill. Giljarovskij, V. Moskva gazetnaia. Redaktory [Newspaper Moscow. Editors] [http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0060.shtml] accessed on 1.05.2023.

42. Ginzburg, K. (2000) Syr i chervi [Cheese and Worms]. M.: ROSSPEN.

43. Gofman, I. (2000) Predstavlenie sebia drugim v povsednevnoi zhizni [Presenting Oneself to Others in Everyday Life]. Moskva: Kuchkovo pole.

44. Gurevich, A. Ja. (2005) Individ i sotsium na srednevekovom Zapade [The Individual and Society in the Medieval West]. M.: ROSSPEN.

45. Hashhozheva, R. H. (1993) “Kazi-Bek Ahmetukov: zhizn’ i tvorchestvo” [Kazi-Bek Ahmetukov: Life and creative activity], in Kazi-Bek Ahmetukov. Izbrannye proizvedenija. Nal’chik: Jel’brus.

46. Hell’bek, J. (2021) Revoliutsiia ot pervogo litsa: dnevniki stalinskoi epohi [Revolution in First Person: Diaries of Stalin’s Epoch]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

47. Jagubov, B.A. (2013) “‘Zhestokii’ romans i gorodskaia ballada: genezis i funktsionirovanie” [“Cruel” romance and urban ballad: Genesis and functionality], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki 21(3). Ch. 1: 215–219.

48. Jung, D. (2017) “The Formation of Modern Muslim Subjectivities: Research Project and Analytical Strategy”, Tidsskrift for Islamforskning 11(1): 11–29.

49. Layton, S. (1994) Russian Literature and Empire: Conquest of the Caucasus from Pushkin to Tolstoy. Cambridge: Cambridge University Press.

50. Lezhen, F. (2012) “Ot avtobiografii k rasskazu o sebe, ot universiteta k assotsiatsii ljubitelei: istoriia odnogo gumanitariia” [From autobiography to story of myself, from university to amateur association: The story of one humanist], Neprikosnovennyi zapas 3.

51. Lundberg, S. (2004) Ryssligan: Flyktingarna från öst och morden i Bollstanäs 1919. Lund: Nordic Academic Press.

52. Mamedov, R. (2020) “Musa Kunduhov kak figura pamyati. Mozaika identichnostei” [Musa Kundukhov as a figure of memory. Mosaic of Identities], Islamology 10(1).

53. Marshall, D.P., Moore, Ch., Barbour, K. (2019) Persona Studies: An Introduction. WileyBlackwell.

54. Mogil’ner, M.B. (1997) Mifologija “podpol’nogo cheloveka”: radikal’nyj mikrokosm v Rossii nachala XX veka kak predmet semioticheskogo analiza [Mythology of the “Underground Man”: Radical Microcosm in Russia in the Early 20th Century as a Subject of Semiotic Analysis]. M.: NLO.

55. Nekljudov, S. Ju. (2003) “Fol’klornye traditsii sovremennogo goroda” [Folklore traditions of the contemporary city], in A. F. Belousov, I. S. Veselova, S. Ju. Nekljudov (eds) Sovremennyj gorodskoj fol’klor, pp. 5–24. M.: Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2003.

56. Ozova, F.A. (2020) Institut amanatstva v cherkesskorossiiskih otnosheniiakh 1552—1829 godov [Institute of Amanatstvo in the Caucasian-Russian Relations in 1552–1829]. SPb.: Nestor-Istorija.

57. Potto, V. (1887) Kavkazskaia vojna. T. 2. Ermolovskoe vremia [The Caucasian War. Т. 2. Ermolov’s Time]. SPb., 1887. Razd. XXXV.

58. Rejtblat, A.I. (2009) Ot Bovy k Bal’montu i drugie raboty po istoricheskoi sotsiologii literatury [From Bova to Balmont and Other Works on the Historical Sociology of Literature]. M.: NLO.

59. Stroev, A. (1998) “Te, kto popravliaet fortune”. Avanturisty Prosveshcheniia [“Those Who Correct Fortune”. Adventurers of the Enlightenment]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

60. Thum, R. (2019) “What Is Islamic History?”, History and Theory 57: 7–19.


Рецензия

Для цитирования:


Бессмертная О. Мусульманская субъективность? Personae, self и «запросы жизни» в свидетельствах о себе мусульманина-самозванца (Магомет-Бек Хаджетлаше, 1870 (?) – 1929). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(2):129-161. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-129-161

For citation:


Bessmertnaya O. Muslim Subjectivity? Personae, Self and the “Demands of Life” in the Self-Testimonies of a Muslim Impostor (Magomet-Bek Hadjetlaché, 1870 (?) – 1929). State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(2):129-161. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-129-161

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)