Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Сокровищница изначального света»: священный текст панджабских далитов

Аннотация

Использование собственных священных книг в качестве альтернативы сикхскому тексту Гуру‑грантх — редкое, но весьма значимое явление в среде низших каст (далитов) Панджаба, отражающее степень конфликтности современного панджабско‑сикхского социума. В XX–XXI веках «протестные» тексты появились у религиозно‑кастовых сообществ ади‑дхарми и равидаси, которые объединяют по преимуществу чамаров (кожевенников) этого региона. В 2001 году о создании своего сакрального текста также объявили сикхи‑мазхаби (уборщики) — последователи проповедника Пиары Сингха Бханиары, наиболее известного в панджабском дистрикте Рупнагар, или Ропар. Все альтернативные тексты нацелены на прославление собственной религиозной общины в лице ее основателей — исторических или современных — и противопоставление «своей» религии «чистому» или «мейнстримному» сикхизму. В статье анализируются аспекты семантической, перформативной и культовой функции книги Ади‑пракаш‑ратнакар («Сокровищница изначального света»), составленной к 1960 году и опубликованной спустя два десятилетия лидерами сообщества ади‑дхарми. Обращение к тексту, впервые вводимому в научный оборот, позволяет выявить место ади‑дхарми в религиозно‑кастовом ландшафте индийского Панджаба и оценить потенциал этого далитского сообщества в его непростых взаимоотношениях с «истинными» последователями сикхизма.

Об авторе

А. В. Бочковская
Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Анна Викторовна Бочковская — доцент кафедры истории Южной Азии.

Москва



Список литературы

1. Бочковская А. В. Ади-дхарм: изначальная вера «зарегистрированных каст» Панджаба // Studia Religiosa Rossica. 2023. № 4. С. 102–117. DOI: 10.28995/2658-41582023-4-102-117, EDN: IGRCLU

2. Захарьин Б. А., Хохлова Л. В. «Джап Джи» гуру Нанака в сикхской религиозной традиции // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 1999. № 4. С. 59–92. EDN: ZBBLMD

3. Bochkovskaya, A. (2025) “Representing ‘Slices in Time’: ‘Marginal’ Scriptures in Contemporary Punjab”, in A. Bochkovskaya, S. Das Gupta, A. Prakash (eds) Interrogating Marginalities across Disciplinary Boundaries: Colonial and PostColonial India, pp. 62–80. London, New York: Routledge.

4. Bochkovskaya A. V. (2024) “Khuralgarh Sahib: A Pilgrimage Destination for Adi Dharm Followers”, International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage 12 (4): 42–53. DOI: 10.21427/1e22-h332, EDN: QWAZMO

5. Bochkovskaya A. (2018) “Counter-scriptures as Part of New Identities and Alternative Histories in Contemporary India: A Case of the Amritbani Granth”, Rivista degli Studi Orientali XCI (Supplemento 2): 27–36.

6. Census of India (1931) Vol. I — India. Part 1 — Report. Delhi: Manager of Publications. Census of India (2011) A-10 Appendix. District wise scheduled caste population (Appendix) [https://censusindia.gov.in/census.website/data/census-tables, accessed on 25.03.2025].

7. Chatterjee, G. (2001) Sacred Hindu Symbols. New Delhi: Abhinav Publications.

8. Grewal, J.S. (2009) A Study of Guru Granth Sahib. Doctrine, Social Content, History, Structure and Status. Amritsar: Singh Brothers.

9. Judge, P.S. (2010) Changing Dalits. Explorations Across Time. Jaipur, New Delhi: Rawat Publications.

10. Juergensmeyer, M. (2009) Religious Rebels in the Punjab: The Ad Dharam Challenge to Caste. New Delhi: Navayana.

11. Kumar, Y. (2022) “Formation of the Valmiki Heritage: Making Sense of Dalit Cultural Assertion in Punjab”, Contemporary Voice of Dalit. DOI: 10.1177/2455328x221108317, EDN: GNMWJS

12. Madhopuri, B. (2017) Gāthā pavitra granth śrī ādi prakāś ratnākar. Hoshiarpur: Āad dvara parbandhak kamiti.

13. Madhopuri, B. (2012) Gāthā pavittar granth śrī ādi prakāś ratnākar. Anandgarh, Hoshiarpur: Sri Adi Parkash Granth Trust.

14. Mann, G.S. (2009) The Making of Sikh Scripture. New Delhi: Oxford University Press.

15. Myrvold, K. (2013) “Engaging with the Guru: Sikh Beliefs and Practices of Guru Granth Sahib”, in J. S. Watts (ed.) Iconic Books and Texts, pp. 261–282. Sheffield, Bristol: Equinox.

16. Puri, H.K. (2003) “Scheduled Castes in Sikh Community: A Historical Perspective”, Economic and Political Weekly 38 (26): 2693–2701.

17. Ram, R. (2004) “Untouchability, Dalit Consciousness, and the Ad Dharm Movement in Punjab”, Contributions to Indian Sociology 38 (3): 323–349. DOI: 10.1177/006996670403800302, EDN: JQYFEV

18. Ram, R. (2012). “Beyond Conversion and Sanskritisation: Articulating an Alternative Dalit Agenda in East Punjab”, Modern Asian Studies 46 (3): 686–687.

19. “Report of the Ad Dharm Mandal, 1926–1931”, in Juergensmeyer, M. (2009) Religious Rebels in the Punjab: The Ad Dharam Challenge to Caste. pp. 290–308. New Delhi: Navayana.

20. Roy, A. (2019) “Authors of Hindu epics Valmiki and Veda Vyasa were Dalits, says Rajnath”, The Times of India. January 21 [https://timesofindia.indiatimes.com/city/nagpur/authors-of-hindu-epics-valmiki-and-veda-vyasa-were-dalits-says-rajnath/articleshow/67615957.cms, accessed on 14.04.2025].

21. Singh, P. (2003) The Bhagats of the Guru Granth. Sikh Self‑Definition and the Bhagat Bani. Oxford: Oxford University Press.

22. Śrī ādi prakāś ratnakār (1984) Hoshiarpur: Manorama ilektrik pres.

23. Śrī gurū ādi prakāś ratnakār (s. a.) Hosiyārpur: Śrī gurū ādi prakāś ratnākār ṭrasṭ.

24. Watts, J.W. (2013) “The Three Dimensions of Scriptures’, in Watts, J.S. (ed.) Iconic Books and Texts, pp. 9–32. Sheffield, Bristol: Equinox.


Рецензия

Для цитирования:


Бочковская А.В. «Сокровищница изначального света»: священный текст панджабских далитов. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(3):126-146.

For citation:


Bochkovskaya A.V. “The Treasury of the Primordial Light”: A Sacred Text of Punjab’s Dalits. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(3):126-146. (In Russ.)

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)