Наращивание смыслов и искусство интерпретации: средневековая поэтесса между «элитой» и «глубинным народом»
Аннотация
Статья отталкивается от предложенного С. А. Арутюновым концепта «глубинной Индии» и проверяет его на материалах средневековой религиозной поэзии на языке маратхи, посвященной богу Виттхалу/ Витхобе, и практике коллективного вари (паломничества) в его храм в Пандхарпуре. К концу XIX века социальные и религиозные реформаторы и националистические историки из кругов высококастовой элиты осмыслили эти факторы как основу, на которой складывалась этническая общность и идентичность маратхов. Творившие в период с XIII по XVII век гимнописцы впоследствии были признаны национальным достоянием, возведены в ранг «святых» (санты) и использованы в качестве инструмента националистической, политической и социальной индоктринации на разных этапах в дои постколониальный периоды, в особенности в декаду борьбы за организацию монолингвального штата Махараштра (1950‑е годы, столица Бомбей/Мумбаи). В условиях «позитивной дискриминации», осуществляемой в Индии с 1990‑х годов, и укрепления феминистской повестки, значительно выросла роль низкокастовых гимнописцов, среди которых в несомненные лидеры вышла поэтесса‑служанка Дзана‑баи (XIII–XIV века). О ней не имеется никаких достоверных сведений, что оказалось идеальным стартом для формирования в последние полтора века вокруг ее фигуры разновекторных нарративов. Доминировавший на протяжении столетия нарратив, созданный абхиджанами (элита), постепенно вступает в противоречие с альтернативным дискурсом, конструируемым теми, кого элита отгородила от себя, назвав бахуджанами.
Ключевые слова
Об авторе
И. П. ГлушковаРоссия
Ирина Петровна Глушкова — главный научный сотрудник.
Москва
Список литературы
1. Глушкова И. П. Индийское паломничество. Метафора движения и движение метафоры. М.: Научный мир, 2000.
2. Глушкова И. П. Язык мой — враг твой. Борьба и тяжба за маратхиязычные земли // Язык до Индии доведет. Памяти А. Т. Аксенова / отв. ред. И. П. Глушкова. М.: Восточная литература, 2008. С. 426–454.
3. Глушкова И. Следы и наследие. Извлечение посмертных смыслов // Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение / отв. ред. И. П. Глушкова. М.: Наталис, 2012. С. 49–113.
4. Глушкова И. П. Дзана-баи: из служанок в богини. Новые тенденции современного индуизма // Восток-Oriens. Афро-азиатские общества: история и современность. 2018. № 5. С. 113–124 DOI: 10.31857/S086919080001854-6, EDN: YLEUFV.
5. Глушкова И. П. Неисчерпаемость бхакти. Дзана-баи как аргумент за приращение пространства Махараштры // Игра престолов на Востоке: политический миф и реальность / отв. ред. М. С. Круглова, Д. В. Дубровская. М.: ИВ РАН, 2023. С. 143–167.
6. Глушкова И. П. Орудие труда как иконографический элемент: алтарная композиция из храмов Дзана-баи в Махараштре // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023. № 4. С. 55–75 DOI: 10.28995/2658-4158-2023-4-55-75, EDN: FQKLJY.
7. Глушкова И. П. Мифотворчество индийского бхакти: служанка и бог под бременем домашних забот // Ориенталистика. 2024. № 4–5. С. 1017–1044 DOI: 10.31696/2618-7043-2024-7-4-5-1017-1044, EDN: KWAWQG.
8. Bhagwat, V. (1995) “Marathi Literature as a Source for Contemporary Feminism”, Economical and Political Weekly 30 (17): WS24–WS29.
9. Bhagwat, V. (2005) “Heritage of Bhakti: Sant Women’s Writings in Marathi”, in K. Ganesh, U. Thakkar (eds) Culture and the Making of Identity in Contemporary India. New Delhi: Sage Publications, pp. 164–183.
10. Bhavalkar, T. (2014) Strīmuktīcā ātmasvar. Pune: Shrividya prakashan.
11. Bhavalkar, T. (2015) “Lavh ṭraṅgl”, in S. Parab, S. Gaykvad (eds) Riṅgaṇ. Sant Janābāī viśeṣāṅk, pp. 98–101.
12. Bhavalkar, T. (2019) Muktimārgācyā pravāsinī. Sant kavaitriñcī muktisaṅkalpnā. Sangli: The Unique Foundation.
13. Deleury, G.A. (1960) The Cult of Vithoba. Poona: Deccan College.
14. Deo, S. (1940) United Maharashtra: A Case for the Formation of a New Province, Pune: Samyukta Maharashtra Publication.
15. Dhere, R.C. (1984) Śrī Viṭṭhal: ek mahāsamanvay. Pune: Shrividya prakashan.
16. Glushkova, I. (2001) “Give me back my blanket!”: Varkari Saints Striving for Their Bodies (Metaphor and Metonymy in the Construction of Divinity)”, Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute 2000 LXXXI: 15–34.
17. Glushkova, I. (2013) “Popular Death in Maharashtra: Cultural Appropriation as a Means for Space and Time Control”, in D. Deák (ed.) Hieron. Indian Religions Across Time and Space (Studies in Comparative Religion. 2 [XI]), pp. 5–18. Bratislava: Comenius University, Department of Comparative Religion.
18. Glushkova, I. (2021) “Janabai and Gangakhed of Das Ganu: Towards Ethnic Unity and Religious Cohesion in a Time of Transition”, The Indian Economic and Social History Review 58 (4): 505–532 DOI: 10.1177/00194646211041156, EDN: GNLWIH.
19. Guru, G. (1993) “Emergence of Bahujan Mahasangha in Maharashtra”, Economic and Political Weekly 28 (46/47): 2500–2502.
20. Karve, I. (1988) ““On the Road”: A Maharashtrian Pilgrimage”, in E. Zelliot, M. Berntsen (eds) The Experience of Hinduism: Essays on Religion in Maharashtra, pp. 142–171. Albany: State University of New York Press.
21. Macnicol, N. (1919) Psalms of Marāṭhā Saints. One Hundred and Eight Hymn Translated from the Marathi. (The Heritage of India). Calcutta: Associated Press.
22. Macnicol. M. (ed.) (1923) Poems by Indian Women. Selected and Rendered by Various Translators. (The Heritage of India). Calcutta: Associated Press.
23. Mokashi, D.B. (1987) Palkhi. An Indian Pilgrimage. Translated from the Marathi by Philip C. Engblom. Albany: State University of New York.
24. Palshikar, S. (1994) “Politics in Maharashtra: Arrival of the ‘Bahujan’ idiom”, The Indian Journal of Political Science 55 (3), Special issue on State Politics in India (July– September), pp. 271–284.
25. Pethkar, R. (2015) “Daḷitā kāṇḍitā”, in Parab S., Gaykwad S. (eds). Riṅgaṇ, pp. 52–57. Pune: Ringan prakashan.
26. Poitevin, G., Rairkar, H. (1996) Stonemill and Bhakti (Contemporary Researches in Hindu Philosophy No 3). New Delhi: D. K. Printworld.
27. Ranade, R.D. (1988) Mysticism in Maharashtra (Indian Mysticism). Delhi: Motilal Banarsidass, (1933).
28. Savant, N. (2017) Strīdāsya-muktīcā anany sāhityik aviṣkār. Parbhani: Niruti publication.
29. Shelke, SJ. C. (2000) “Janābāī as a Mystic and Hagiographer”, in M. Offredi (ed.) Essays on Early Literature in New Indo‑Aryan Languages, vol I, pp. 283–298. New Delhi–Venezia: Manohar–Università Degli Studi di Venezia.
30. Sinha, J. (2015) “An Ant Swallowed the Sun”: Women Mystics in Medieval Maharashtra and Medieval England. Dissertation presented to the Faculty of the Graduate School of The University of Texas at Austin in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Manuscript.
31. Shevde, I. (1989) Sant kavaitrī. Strīmuktīcyā mahārāṣṭrātīl pāūlkhuṇā. Mumbai: Popular prakashan.
32. Shinde, K. (2018) “Palkhi: A Moving Sacred Town”, in D. H. Olsen, A. Trono (eds) Religious Pilgrimage Routes and Trails: Sustainable development and Management, pp. 150–166. Wallingford: CABI.
33. Vakil S., Amritmahal A. (2014) «Report of A Comparative Study of Some Indian and European Women Mystic-poets», Strīdāsya-muktīicā anany sāhityik aviṣkār. Sant Janābāī Ruminations. The Andrean Journal of Literature III: 23–36.
Рецензия
Для цитирования:
Глушкова И.П. Наращивание смыслов и искусство интерпретации: средневековая поэтесса между «элитой» и «глубинным народом». Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(3):88-125.
For citation:
Glushkova I.P. Building up Meanings and Excelling the Art of Interpretation: A Medieval Poetess between the “Élite” and the “Deep People”. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(3):88-125. (In Russ.)












































