«Цена вопроса — жизнь вечная»: конструирование моральной личности и механизмы компромисса в общине трезвенников Братца Иоанна Чурикова
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-313-337
Аннотация
Настоящая статья посвящена процессу построения моральной личности в общине духовных христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова. Материалы для статьи собраны в ходе полевой работы в период с 2019 по 2023 годы путем включенного наблюдения, онлайн-этнографии и интервьюирования информантов. Процесс построения новой моральной личности начинается с момента обращения и, в идеальном варианте, продолжается на протяжении всей жизни трезвенника. Значимым фактором для моих информантов является разделяемая ими концепция Трезвости, подразумевающая, с одной стороны, строгое следование ряду правил, а с другой, понимаемая трезвенниками как учение, несущее исцеление души и тела, а также другие духовные и материальные блага. При этом в учении можно выделить два уровня ограничений, различающихся по строгости, и это связано с механизмами компромисса, позволяющими последователям Братца постепенно и осмысленно совершенствоваться в вере. Статья посвящена именно этим механизмам компромисса и допущений, дающих трезвенникам возможность вернуться в сообщество даже после нарушения обетов Трезвости.
Ключевые слова
Об авторе
М. МасагутоваРоссия
Мария Масагутова - старший преподаватель;
младший научный сотрудник
Список литературы
1. Богу все открыто: свидетельства трезвенников о деяниях Братца Иоанна [http://www.trezvost.com/Witnesses.htm, доступ от 15.01.2023].
2. Кормина Ж. «Гигиена сердца»: дисциплина и вера «заново рожденных» харизматических христиан//Антропологически форум. 2013. № 18. С. 300–320.
3. Кузинер И. Особенности моделей взаимодействия старообрядцев бегунского (страннического) толка и советских органов власти в 20-е гг. XХ в. // Народы и религии Евразии. 2018. № 1 (14). С. 100–107.
4. Поплавский Р., Клюева В. «Как только я переродился…»: конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции//Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 35–41.
5. Сайт общества трезвенников [святаятрезвость.рф/как-отрезвиться.html, доступ от 10.02.2023].
6. Штырков С. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах северо-восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012.
7. Bielo, J. (2007) “‘The Mind of Christ’: Financial Success, Born-again Personhood, and the Anthropology of Christianity”, Ethnos 72(3): 316–338.
8. Clarke, M. (2015) “Legalism and the care of the self: shari‘ah discourse in contemporary Lebanon”, in Paul Dresch and Judith Scheele (eds.) Legalism: Rules and Categories, pp. 231-257. Oxford: Oxford University Press.
9. Clarke, M. (2023) “Sharia”, The Open Encyclopedia of Anthropology [https://www.anthroencyclopedia.com/entry/sharia, доступ от 18.11.2023].
10. Herrlinger, P. (2013) “Trials of the Unorthodox Orthodox: The Followers of Brother Ioann Churikov and their Critics in Modern Russia, 1894–1914”, Russian History 40(2): 244–263.
11. Herrlinger, P. (2020) “‘Satan in the Form of an Angel’? the Russian Orthodox Church’s Controversial Case Against the Moscow Brattsy, 1909 to 1913”, Religion, State & Society 48(2-3): 196–212.
12. Laidlaw, J. (2023). “Ethics / morality”, The Open Encyclopedia of Anthropology [https://www.anthroencyclopedia.com/entry/ethics-morality, доступ от 18.11.2023].
13. Mahmood, S. (2011) Politics of Piety: The Islamic Revival and the Feminist Subject. Princeton: Princeton University Press.
14. Mayblin, M. (2017) “The lapsed and the laity: Discipline and lenience in the study of religion”, Journal of the Royal Anthropological Institute 23(3): 503–522.
15. Robbins, J. (1998) “Becoming Sinners: Christianity and Desire among the Urapmin of Papua New Guinea”, Ethnology 37(4): 299–316.
16. Sulkunen, P., Warpenius, K. (2000) “Reforming the self and the other: The temperance movement and the duality of modern subjectivity”, Critical Public Health 10(4): 423–438.
Рецензия
Для цитирования:
Масагутова М. «Цена вопроса — жизнь вечная»: конструирование моральной личности и механизмы компромисса в общине трезвенников Братца Иоанна Чурикова. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(1):313-337. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-313-337
For citation:
Masagutova M. “The Price of the Issue Is Life Eternal.” Building Moral Persona and Negotiating Compromises in a Community of Teetotalers (Trezvenniki) of the Brother Ioann Churikov. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(1):313-337. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-313-337