Муса Джарулла Бигиев (1873–1949): ислам, коммунизм и антиколониализм совместимы?
Аннотация
В статье исследуется «примирительный дискурс» о совместимости ислама и социализма, изложенный в ранее неизвестной работе видного татарского богослова Мусы Бигиева (1873–1949) «Азбука великих истин ислама» (1923/1924). Дискурс‑анализ рукописи, исторического контекста ее написания и практической деятельности богослова в 1920‑е годы позволяет выявить природу «примирительного» дискурса о деколонизации, объединявшего в непротиворечивый концепт революционные идеи, положения социализма и религиозные начала. Автор статьи заключает, что бигиевский дискурс опирался на антиколониальный, антизападный пафос социалистических, марксистских идей, доказывая необходимость сотрудничества мусульман и стран Востока с большевиками. При этом в 1920-е годы Бигиев не изменял своим сложившимся ранее убеждениям: продолжил опираться на реформистское прочтение ислама во имя идей освобождения и возрождения мусульманского мира. Временное сплочение вокруг «большевистского флага» представлялось удобным инструментом деколонизации. Бигиев примирил в своих убеждениях и продемонстрировал поступками, что эти мировоззренческие составляющие не противоречили друг другу. Вовлеченный в глобальные антиколониальные сети богослов не был последовательным коммунистом и представлял собой яркий, но не уникальный для той эпохи, типаж богослова, политика, обладавшего гибридной идентичностью, характерной для части мусульманских мыслителей, антиколониальных лидеров той эпохи Российской империи и Советской России, а также стран Востока.
Список литературы
1. Алымов С. С. Г. П. Снесарев и полевое изучение «религиозно-бытовых пережитков» // Этнографическое обозрение. 2013. № 6. С. 69–88. EDN: RTQBSX
2. Беккин Р. И. «Я имею смелость сказать громко, что… только мое учение может сблизить мир ислама с советской властью» (Архивно-следственное дело Мусы Бигиева 1923–1924 гг.) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 6 (116). DOI: https://doi.org/10.18254/ S207987840021687–4, EDN: BKFBPC
3. Бройдо Г. И. Национальный и колониальный вопрос. М., 1924.
4. Бустанов А. Коран для советских граждан: риторика прогресса в богословских трудах Габделбари Исаева // Антропологический форум. 2018. № 37. С. 93–110. DOI: https://doi.org/10.31250/1815–8927–2018–14–14–169–184, EDN: XQVTKH
5. Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма (Популярное объяснение программы Российской коммунистической партии большевиков). Петербург: Государственное изд-во, 1920.
6. Гермез М. Муса Ярулла Бигиев. Анкара, 1994 (на турец. яз.).
7. Гусева Ю. Н. Исламские лидеры Волго-Урала и публичная дипломатия Советской России 1920-х годов: достижения и проблемы // Ислам в современном мире. 2015. Т. 6. № 1. C. 19–26. EDN: UKKOKF
8. Гусева Ю. Н. Волго-уральские мусульмане и Всемусульманский конгресс в Калькутте (1923) // Современный взгляд на актуальные проблемы отечественной истории и культуры: сб. науч. работ преподавателей и аспирантов / под общ. ред. В. В. Кириллова. М.: МГПУ, 2014. С. 92–99.
9. Гусева Ю. Н. Российский мусульманин в ХХ веке (на материалах Среднего Поволжья). Самара: ООО «Офорт», 2013. EDN: TMSTPV
10. Гусева Ю. Н., Сенюткина О. Н., Христофоров В. С. Пытаясь понять и вообразить ислам… (образ ислама в сознании российских элит 1880–1920-х гг.). М.: Медина, 2021. EDN: CHYMXX
11. Гусева Ю. Н., Христофоров В. С. Дискуссии о будущем российского мусульманства на страницах крымского журнала «Асрий мусульманлыкъ» (1924–1927 гг.) (на примере публикации самарского богослова-просветителя М.— Ф. Муртазина) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 3. С. 43–48. DOI: https://doi.org/10.18287/2542–0445–2021–27–3–43–48, EDN: YMSUXG
12. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. Казань, 1932.
13. Климович Л. И. Борьба ортодоксов и модернистов в исламе // Вопросы научного атеизма. Вып. 2. М., 1966.
14. Круглый стол «Быть мусульманином в России: контексты, теории и методы изучения мусульманской идентичности» // Islamology. 2020. 10 (2). С. 142–179. DOI: https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.10, EDN: KDQYXX
15. Макбрайен Дж. От секуляризма к исламу. Религия в современном Кыргызстане. СПб.: Библиороссика, 2023.
16. Малахов В. Политика различий. Культурный плюрализм и идентичность. М.: НЛО, 2023.
17. Меликова Л. Ф. Мāлик Бин Набӣ (1905–1973): цивилизационный подход к проблемам мусульманского мира в контексте нахды // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 2. С. 263–279. DOI: https://doi.org/10.22363/2313–2302–2023–27–2–263–279, EDN: HUVQCT
18. Наумкин В. В. Несостоявшееся партнерство: советская дипломатия в Саудовской Аравии между мировыми войнами. М.: ИВ РАН, изд-во «АспектПресс», 2018. EDN: VJPZYH
19. Романенко В. С. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства СССР в 30-е годы ХХ века. Н. Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2005. EDN: TTRZDV
20. Россия — Средняя Азия. Т. 2: Политика и ислам в XX — начале XXI века. М.: ЛЕНАНД, 2011. EDN: XQASHP
21. Смолкин В. «Свято место пусто не бывает»: история советского атеизма / пер. с англ. О. Б. Леонтьевой, науч. ред. М. Ю. Смирнов. М.: НЛО, 2021.
22. Тагирджанова А. Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. Казань [б.и.], 2010.
23. Шихалиев Ш. Исламская пресса в раннесоветском Дагестане и журнал «Мусульмане советского Востока» // Islamology. 2017. Т. 7. № 2. С. 74–100. DOI: https://doi.org/10.24848/islmlg.07.2.04, EDN: YMLWXZ
24. Шлихта Н. «Православный» и «советский»: к вопросу об идентичности верующих советских граждан (1940–1970-х гг.) // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 82–107. EDN: TBPOXH
25. Хайрутдинов А. Г. Общественно-политическая деятельность Мусы Бигиева и ее туркестанская составляющая в письмах к Энверу-паше // Ислам в современном мире. 2021. № 3. С. 145–164. DOI: https://doi.org/10.22311/2074–1529–2021–17–3–145–164, EDN: PDALRV
26. Халид А. Создание Узбекистана. Нация, империя и революция в раннесоветский период. СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2022.
27. Яблоновская Н. В., Джелилова Л. Ш. «Асрий мусульманлыкъ» (1924–1927 гг.) — первый мусульманский журнал Крыма // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 2. С. 565–573. DOI: https://doi.org/10.21603/2078–8975–2019–21–2–565–573, EDN: AEIVJH
28. Abashin, S. (2014) “A Prayer for Rain: Practising Being Soviet and Muslim”, Journal of Islamic Studies 25/2: 178–200. DOI: https://doi.org/10.1093/jis/etu020
29. Ansari, H. (2014) “Maulana Barkatullah Bhopali`s Transnationalism: Pan-Islamism, Colonialism, and Radical Politics”, in G. Nordbruch, U. Ryad (eds) Transnational Islam in Interwar Europe: Muslim Activists and Thinkers, p. 181-209. Palgrave Macmillan.
30. Bustanov, A.K., Usmanov, V. (eds) (2022) Muslim Subjectivity in Soviet Russia: The Memoirs of ’Abd al‑Majid al‑Qadiri. Leiden: Brill. DOI: https://doi.org/10.30965/9783657793778
31. Crouch, D. (2006) “The Bolsheviks and Islam”, International Socialism 2: 110 [https://www.marxists.org/history/etol/newspape/isj2/2006/isj2–110/crouch.html, accessed on 01.08.2024].
32. DeWeese, D. (2022) “The Soviet Union in Islamic Studies: Some Reflections on Envisioning the USSR as a Religious Space”, in R. Sela, P. Sartori, D. DeWeese (eds) Muslim Religious Authority in Central Eurasia, pp. 17–68. Leiden: Brill’s Inner Asian Library; 43.
33. Hongxuan, L. (2018) “Sickle as Crescent: Islam and Communism in the Netherlands East Indies, 1915–1927”, Studia Islamika. Indonesian Journal for Islamic Studies 25 (2): 309–350. DOI: https://doi.org/10.15408/sdi.v25i2.5675
34. Karomat, D. (2020) “Indian Freedom Fighters in Tashkent (1918–1922)”, in S. E. Hussain, S. Garg (eds) Alternative Arguments: Essays in Honour of Surendra Gopal, pp. 537–558. Delhi: Primus Books.
35. Keller, Sh. (2001) To Moscow, not Mecca: the Soviet Campaign against Islam in Central Asia, 1917–1941. Westport: Praeger.
36. Khalid, A. (2005) “Pan-Islamism in Practice: the Rhetoric of Muslim Unity an its Uses”, in E. Ozdalga (ed.) Late Ottoman Society: The Intellectual Legacy, pр. 201-224. London; New York.
37. Malakka, T. (1951) “Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique”, Quatrième Internationale 9: 10–17.
38. Saikia, Y. (2016) “Uncolonizable: Freedom in the Muslim Mind in Colonial British India”, South Asian History and Culture 7: 117–134. DOI: https://doi.org/10.1080/19472 498.2016.1143670
39. Sartori, P. (2023) “Why Soviet Islam Matters”, Geistes‑, sozialund kulturwissenschaft licher Anzeiger 157/158: 5–24. DOI: https://doi.org/10.1553/anzeiger157–1s5
40. Sartori, P. (2024) A Soviet Sultanate. Islam in Socialist Uzbekistan (1943–1991). Vienna: Austrian Academy of Sciences.
41. Sibgatullina, G. (2022) “When the Other Speaks: Ismāʿīl Gasprinskii and the Concept of Islamic Reformation”, Journal of the Economic and Social History of the Orient 65: 214–247.
42. Spector, I. (1959) The Soviet Union and the Muslim World. 1917–1958. University of Washington.
43. Tasar, E. (2017) Soviet and Muslim. The Institutionalization of Islam in Central Asia, 1943–1991. Oxford University Press.
44. Uddin, L. (2023) “Red Maulanas: Revisiting Islam and the Left in Twentieth-Century South Asia”, History Compass 21 (11). DOI: https://doi.org/10.1111/hic3.12787
45. Zaripov, I., Belyaev R. (2020) “Our Religious Mentor”: Musa Bigeev and the Tatars in Finland”, Studia Orientalia Electronica 8 (2): 43. DOI: https://doi.org/10.23993/ store.83060
Рецензия
Для цитирования:
Гусева Ю.Н. Муса Джарулла Бигиев (1873–1949): ислам, коммунизм и антиколониализм совместимы? Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(2):31–63.
For citation:
Guseva Yu.N. Musa Jarullah Bigiev (1873–1949): Are Islam, Communism and Anti-Colonialism Compatible? State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(2):31–63. (In Russ.)