Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Биоэтика и культурные войны

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-4-67-91

EDN: QYHEVH

Аннотация

Термин «культурные войны» используется для описания глубоких, казалось бы, неразрешимых разногласий между группами на протяжении многих лет. В современном дискурсе данное понятие отсылает к полемике в отношении важных моральных вопросов, которые обсуждаются в публичном пространстве и в отношении которых, как представляется, нет никакого способа достичь консенсуса или компромисса. Одно из противостояний касается столкновения между теми, кто придерживается традиционных христианских убеждений, и неверующими. Христианская биоэтика опирается на совокупность метафизических и моральных представлений, которые входят в противоречие с доминирующей секулярной культурой. В результате возникает разрыв между подходом к моральной жизни и к биоэтике, сформированном перед лицом трансцендентного Бога и последнего суда, и подходом к биоэтике, который определяется тем, что мир не имеет высшего смысла, а смерть является концом личного бытия. Эти подходы разделены моральной и метафизической пропастью, которая указывает на несовместимые жизненные миры и несовместимые понимания биоэтики. Попытки преодолеть эту пропасть усилиями секулярного разума безрезультатны, поскольку не существует общего понимания разума или правил доказательства. Попытки использовать государство для навязывания определенных метафизических и моральных убеждений, секулярных или религиозных, приводят к публичным дискуссиям, похожим на войну.

Об авторе

Ана Илтис
Университет Уэйк Форест
Соединённые Штаты Америки


Список литературы

1. Alexander, J. (2005) "Promising, professional obligations, and the refusal to provide a service", HEC Forum 17: 177-94.

2. Beecher, H.K. and Harvard Ad Hoc Committee. (1968) "A definition of irreversible coma: Report of the Ad Hoc Committee of the Harvard Medical School to examine the definition of brain death", Journal of the American Medical Association 205: 33740.

3. Catholics for a Choice (1998) A Matter of Conscience: Catholics on Contraception [http://www.catholicsforchoice.org/topics/prevention/documents/1998amatterofconsciec e.pdf, accessed on 4.02.2011].

4. Clark, C., Kaiser, W. (2003) Culture Wars. Secular-Catholic Conflict in Nineteenth Century Europe. Cambridge: Cambridge University Press.

5. Congregation for the Doctrine of the Faith. (1980) Declaration on Euthanasia. Vatican City: The Holy See.

6. Curran, C.E. (2006) Loyal Dissent: Memoir of a Catholic Theologian. Washington, DC: Georgetown University Press.

7. Davis, D. (2001) Genetic Dilemmas: Reproductive Technology, Parental Choice. New York: Routledge.

8. Engelhardt, H.T., Jr. (1996) The Foundations of Bioethics. New York: Oxford University Press.

9. Engelhardt, H.T., Jr. (2010) "Political authority in the face of moral pluralism: Further reflections on the non-fundamentalist state", Politea 26(97): 91-9.

10. Gastmans, C., Van Neste, F. and Schotsmans, P. (2006) "Pluralism and ethical dialogue in Christian healthcare institutions", Christian Bioethics 12: 265-80.

11. Grisez, G., Boyle, J., Finnis, J. (2001) Nuclear Deterrence, Morality and Realism. New York: Oxford University Press.

12. Grisez, G., Boyle, J., Finnis, J., William, E. (1988) "Every marital act ought to be open to new life: Toward a clearer understanding", The Thomist 2: 365-426.

13. Grisez, G., Finnis, J., Boyle, J. (1987) "Practical principles, moral truth, and ultimate ends", The American Journal of Jursprudence 32: 99-151.

14. Hunter, J.D. (1992) Culture Wars: The Struggle to Define America. New York: Basic Books.

15. Iltis, A.S. (2009) "The failed search for the neutral in the secular: Public bioethics in the face of the culture wars", Christian Bioethics 15: 220-33.

16. Iltis, A.S. (2010) "First things first: On the importance of foundational moral commitments", Christian Bioethics 16: 229-40.

17. Iltis, A.S. (2011) "Global bioethics and natural law", in C. Tollefsen (ed.) Bioethics with Liberty and Justice, pp. 145-62. Dordrecht, The Netherlands: Springer.

18. Mitchell, C.B. (2004) "Southern Baptists and bioethics", in J.F. Peppin, M.J. Cherry, A.S. Iltis (eds) Religious Perspectives in Bioethics, pp. 97-108. London: Taylor and Francis.

19. New Jersey Declaration of Death Act. (1991) New Jersey Statues Annotated, Title 26, secs. 6A-1 to 6A-8.

20. New York. (1987) Official Compilation Codes, Rules and Regulations of the State of New York, 1987. Title 10 (Vol. C) - Health, Part 400 Medical Facilities -Minimum Standards, Section 400.16 Determination of Death [http://w3.health.state.ny.us/ dbspace/NYCRR10.nsf/56cf2e25d626f9f785256538006c3ed7/, accessed on 23.02.2011].

21. Olick, R.S. (1991) "Brain death, religious freedom, and public policy: New Jersey's landmark legislative initiative", Kennedy Institute of Ethics Journal 1: 275-88.

22. Paul V.I. (1968) Humanae Vitae. Vatican City: The Holy See.

23. Peppin, J.F., Cherry, M.J., Iltis, A. S. (ed.) (2004) Religious Perspectives in Bioethics. London: Taylor and Francis.

24. President's Commission for the Study of Ethical Problems in Medicine and Biomedical and Behavioral Research. (1981) Defining Death: Medical, Legal and Ethical Issues in the Determination of Death. Washington, DC: Government Printing Office.

25. Robertson, J. (2005) "Ethics and the future of preimplantation genetic diagnosis", Ethics, Law and Moral Philosophy of Reproductive Biomedicine 1: 97-101.

26. Sandel, M. (2004) "The case against perfection", The Atlantic Online, April 2004 [http://www.theatlantic.com/past/docs/issues/2004/04/sandel.htm, accessed on 04.02.2011].

27. Savulescu, J. (2001) "Procreative beneficence: Why we should select the best children", Bioethics 5/6: 413-26.

28. Sun, L., and Shi, J. (2009) "Thoughts on cultural crisis and national identity", Asian Social Science 5: 138-40.

29. Takala, T. (2001) "What is wrong with global bioethics? On the limitations of the four principles approach", Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics 10: 72-7.

30. Tan Alora, A., Lumitao, J.M. (ed.) (2001) Beyond a Western Bioethics: Voices from the Developing World. Washington, DC: Georgetown University Press.

31. Truog, R.D. (1997) "Is it time to abandon brain death?" Hastings Center Report 27: 29-37.

32. Truog, R. D., Fackler, J.C. (1992) "Rethinking brain death", Critical Care Medicine 20: 1705-13.

33. Truog, R.D., Miller, F.G. (2008) "The dead donor rule and organ transplantation", New England Journal of Medicine 359: 674-5.

34. Uniform Determination of Death Act. (1981) National Conference on Commissioners of Uniform State Laws [http://www.law.upenn.edu/bll/archives/ulc/fnact99/1980s/udda80.ht, accessed on 23.10.2009].

35. Veatch, R.M. (1993) "The impending collapse of the whole-brain definition of death", Hastings Center Report 23: 18-24.

36. Veatch, R.M. (2004) "Abandon the dead donor rule or change the definition of death?" Kennedy Institute of Ethics Journal 14: 261-76.

37. Veatch, R.M. (2005) "The death of Whole-brain death: The plague of the disaggregators, somaticists, and mentalists", The Journal of Medicine and Philosophy 30: 353-78.

38. Wildes, K.Wm. (2000) Moral Acquaintances: Methodology in Bioethics. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.


Рецензия

Для цитирования:


Илтис А. Биоэтика и культурные войны. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(4):67-91. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-4-67-91. EDN: QYHEVH

For citation:


Iltis A.S. Bioethics and the Culture Wars. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(4):67-91. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-4-67-91. EDN: QYHEVH

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)