Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Феномен религиозного конструирования в японском графическом романе (манге)

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-247-267

Аннотация

Японский графический роман — манга и тесно связанный с ним жанр анимационных фильмов — аниме давно перестали рассматриваться как сугубо коммерческие и не представляющие культурной и научной ценности феномены. Несомненно испытав влияние западной популярной культуры, манга и аниме при этом вобрали в себя богатую художественную традицию Японии, а послевоенная манга в результате более чем полувекового развития стала значимой частью не только современного японского искусства, но и мировой художественной культуры в целом. При этом востребованность японского графического романа выходит далеко за пределы Японии: манга и аниме имеют множество поклонников по всему миру, в том числе и в России. Одна из примечательных черт этой формы медиа — интерес к религии. Естественно, в манге присутствует множество синтоистских идей и аллюзий; вместе с тем для нее, как и для популярной культуры в целом, характерен религиозный синкретизм, и наравне с буддистскими, даосскими и конфуцианскими образами, столь же ожидаемыми, авторы манги творчески перерабатывают наследие других религий, в первую очередь христианства. Между тем, художники манги конструируют свои собственные религиозные сюжеты и целые религиозные системы, причем эти вымышленные религии не просто сюжетно важны. Они представляют научный интерес, отражая значимые религиозные процессы, происходящие в обществе, и оказывая косвенное влияние на современную религиозность. Статья посвящена исследованию религиозного конструирования в творчестве авторов манги и аниме, особое внимание уделяется природной религии Хайо Миядзаки, реактуализирующей древние японские традиции.

Об авторе

О. Михельсон
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Ольга Михельсон - доцент кафедры философии религии и религиоведения

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Афанасов Н. Мессия в депрессии: религия, фантастика и постмодерн в аниме Neon Genesis Evangelion // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 124–148.

2. Бертон Г. Вселенная Хаяо Миядзаки. Картины великого аниматора в деталях. М.: Эксмо, 2021.

3. Капуто Дж. Религия «Звездных Войн» //Логос, 2014. № 5. С. 131–140.

4. Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальных мирах: Очерки современной японской массовой культуры. М.: Восточная литература, 2012.

5. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: Ваклер-бук, 1997.

6. Накорчевский А.А. Синто. СПб.: Петербургское востоковедение, Азбука-классика, 2003.

7. Нейпир С. Волшебные миры Хаяо Миядзаки. М.: Эксмо, 2019.

8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.

9. Штейнер Е.С. «Манга Хокусая»: контекстуализация названия и жанра // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 68–77.

10. Штейнер Е.С. Манга Хокусая: причудливые картинки//Собранiе. 2011. № 24. С. 128–137.

11. Anderson, W. (2023) “Introduction”, in K. Hayashi, W. Anderson (eds) Anime, Philosophy and Religion. Delaware: Vernon Press.

12. Baraka, T. J. (2012) Drawing on Tradition: Manga, Anime, and Religion in Contemporary Japan. Honolulu: University of Hawai’i Press.

13. Barkman, A. (2010) “Anime, Manga and Christianity: A Comprehensive Analysis”, Journal for the Study of Religions and Ideologies 27(9): 25–45.

14. Carroll, J. (2021) “Otsu-e: Japanese Folk Art Beloved by Picasso, Miro, Attracts New Attention”, Japan Forward August 6 [https://japan-forward.com/otsu-e-japanesefolk-art-beloved-by-picasso-miro-attracts-new-attention/, accessed on 15.12.2022].

15. Cusack, C.M. (2010) Invented Religions: Faith, Fiction, Imagination. Surrey, Burlington: Ashgate Publishing Limited.

16. Davidsen, M.A. (2013) “Fiction-based Religion: Conceptualizing a New Category against History-Based Religion and Fandom”, Culture and Religion: An Interdisciplinary Journal 14(4): 378–395.

17. Davidsen, M.A. (2014) The Spiritual Tolkien Milieu. A Study of Fictionbased Religion. Leiden: University of Leiden.

18. Holoka B. (2014) Cosplay as Religion. A Theory and Paper. Scotts Valley, California: CreateSpace Independent Publishing Platform.

19. Kinko, I. “Manga in Japanese History”, in M. Wheeler (ed.) Japanese Visual Culture: Explorations in the World of Manga and Anime, pp. 26–47. East Gate book.

20. Okuyama, Y. (2015) Japanese Mythology in Film a Semiotic Approach to Reading Japanese Film and Anime. Lanham: Lexington Books.

21. Porcu, E. (2010) “Speaking through the Media: Shin Buddhism, Popular Culture and the Internet”, in U. Dessi (ed.) The Social Dimension of Shin Buddhism. Leiden and Boston: Brill.

22. Schodt, F.L. (1986) Manga! Manga! The World of Japanese Comics. Tokyo: Kodansha.

23. Schodt, F.L. (1996) Dreamland Japan. Writings on Modern Manga. Berkeley, California: Stone Bridge Press.

24. Toshimaro, А. (2004) Why Are the Japanese NonReligious? Japanese Spirituality: Being Nonreligious in a Religious Culture. Maryland: University Press of America.


Рецензия

Для цитирования:


Михельсон О. Феномен религиозного конструирования в японском графическом романе (манге). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(1):247-267. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-247-267

For citation:


Mikhelson O. The Phenomenon of Religious Construction in the Japanese Graphic Novel (Manga). State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(1):247-267. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-247-267

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)