Религия, детство и гендер: графический роман Маржан Сатрапи «Персеполис»
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-213-246
Аннотация
В статье, выполненной в жанре кейс-стади (case study), анализируется ряд аспектов репрезентации феномена религии в графическом романе М. Сатрапи «Персеполис». Выбранный для исследования художественный материал предлагает оригинальную форму наблюдения религии в социально-политическом и культурном контексте Ирана с 1980 по 1994 год, т.е. описываются события Исламской революции (1979), Ирано-Иракской войны (1980–1988) и послевоенного периода в Исламской республике Иран. Выполненный в минималистическом черно-белом стиле автобиографический комикс предоставляет материал для изучения феномена трансформации детской религиозности, предлагает опыт восприятия «живой религии» (lived religion), обнаруживает наслоение различных культурных кодов: древнеиранского, зороастризма, ислама, христианства, феминистской идеологии, философских идей гуманизма. В фокусе внимания оказываются вопросы личной идентичности, оппозиции добро/зло, свобода/принуждение, свои/чужие, субъективные ожидания / объективные структуры. Доминантой рефлексии о религии становится вопрос правомерности «принуждения». Эта проблематика особенно остро проявляется в визуализации неприятия художницей требований исламского дресс-кода (хиджаб) и предписанного нормативного поведения для женщин. Форма графического нарратива, с одной стороны, обнаруживает бытование «невидимых» форм религии (разговоры с Богом, молитвы, сны, переживания семейной и культурной памяти), с другой — предлагают альтернативную (протестную) официальной версию описания религии в социально-политическом контексте, стремление сохранить и отстоять личностно-значимый образ жизни.
Ключевые слова
Об авторе
М. ЛютаеваРоссия
Мария Лютаева — доцент кафедры философии и религиоведения
Владимир
Список литературы
1. Алиев С.М. История Ирана. XX век. М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004.
2. Аллахи Х.А.А. История иранского искусства. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007.
3. Антоновский А.Ю. Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации // Новые социальные движения в сетевую эпоху: статьи, интервью, экспертные заключения: Монография / под. ред. Бараш Р.Э. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2020. C. 103–124.
4. Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Системно-коммуникативная теория и ее приложения: наука и протест. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2019.
5. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, Издательство «Урал LTD», 2000.
6. Арнтцен М. Г. Дресс-код. Голая правда о моде. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022.
7. Аштари Б. Изменения в понимании «хиджаба» в процессе Исламской революции.
8. От религиозной обязанности до средства борьбы//Роль и положение женщин в Исламской Республике Иран. Сборник статей. М.: Институт востоковедения РАН, 2006. C. 54–62.
9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
11. Белов А.А. Смысловые доминанты современного иранского кинематографа. Диссертация ... кандидата философских наук. М., 2019.
12. Березина А.В. Культурологический анализ поэзии Форуг Фаррохзад и Сими Бехбахани в контексте проблематики женской идентичности. Диссертация … кандидата культурологии. М., 2022.
13. Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX–XV вв. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.
14. Вазари Д. Великие художники: избранные жизнеописания. М.: «Издательство АСТ». 2020.
15. Гаты Заратуштры. Пер. с авест., вступ. ст., коммент. и приложения И.М. Стеблин-Каменского. СПб.: Петербургское востоковедение, 2009.
16. Гусакова О.В. Словарь западноевропейского религиозного искусства. СПб.: ОАО Издательство «Аврора», 2009.
17. Драгалина Е.А. 2017.02.010. Грель И. Автофикция; Grell, I. (2014) L’autofiction. Paris: Armand Colin [https://cyberleninka.ru/article/n/2017-02-010-greli-avtofiktsiya-grell-i-l-autofiction-paris-armand-colin-2014-128-p, дата обращения 28.12.22].
18. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. М. Пороховой. М.: РИПОЛ-классик, 2014.
19. Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М.: Искусство, 1977.
20. Мири С. Д. Религия в современном иранском обществе: размышления об отличиях общепринятого и секулярного //Революция и эволюция в исламской мысли и истории: сборник статей/ Отв. ред. Ю.Е. Федорова. М.: ООО «Садра», 2020. С. 287–300.
21. Мутаххари М. Вопрос хиджаба. М.: ООО «Садра», 2012.
22. Ольшанский Д. Прибавочное изображение о выставке «ЧБ» в галерее «Модернариат» (14 октября — 23 ноября 2010) //Артикульт. 2011. № 1. С. 270–276 [http://articult.rsuh.ru/articult-01-1-2011/d-a-olshansky-added-image-about-the-exhibitionblack-white-gallery-modernariat-october-14-november-2.php, доступ от 27.12.22].
23. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999.
24. Пастуро М. Черный. История цвета. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
25. Рейснер М.Л. Древнеиранские концепты и топосы в персидской классической поэзии (к проблеме культурной преемственности) //Революция и эволюция в исламской мысли и истории: сборник статей/ Отв. ред. Ю.Е. Федорова. М.: ООО «Садра», 2020. С. 116–135.
26. Рипинская П. Иран: 100 и 1 персидская история. «ЛитРес: Самиздат», 2021 [https://www.litres.ru/behruz-bahadorifar/iran-100-i-1-persidskaya-istoriya/, доступ от 27.12.22].
27. Сатрапи М. Персеполис. СПб.: Бумкнига, 2021.
28. Склярова Т.В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребенке //Вестник ПСТГУ IV Педагогика. Психология. 2005. № 1. С. 114–133.
29. Смирнов А.В. Светоносный мир: логико-смысловой анализ оснований философии ас-Сухравард // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 2. М.: Восточная литература. 2011. С. 14–27.
30. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствий. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2012.
31. Субботский Е.В. Неуничтожимость волшебного: как магия и наука дополняют друг друга в современной жизни. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.
32. Тимкин Ю. Н. Идеология неоахеменизма в государственно-политической модернизации Ирана периода династии Пехлеви [https://www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/43.html, доступ от 27.12.22].
33. Флорковская А.К. Религиозная тема в актуальном искусстве Москвы. 1990–2000-е // Художественная культура. 2020. № 4. С. 92–126.
34. Чалисова Н.Ю. Красота по-персидски. «Собеседник влюбленных» Шараф ад-Дина Рами. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
35. Чуковский К. Малые дети и великий Бог [https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/articles/malye-deti-i-velikij-bog, доступ от 27.12.22].
36. Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.
37. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2016.
38. th Annual Bita Prize for Persian Arts: Marjane Satrapi [https://www.youtube.com/watch?v=N2GlRjWh6DU&list=PL-SMK9urGEX37GGvRno_qx8hZffIVW9-g&index=5, accessed on 27.12.22].
39. Conversation with Marjane Satrapi and Art Spiegelman [https://www.youtube.com/watch?v=rUmSAq5uNLY&list=PL-SMK9urGEX37GGvRno_qx8hZffIVW9-g&index=3, accessed on 27.12.22].
40. Eisner, W. (2001) Comics and Sequential Art. Tamarac, Florida: Poorhouse Press.
41. Hughes, A.W., McCutcheon, R.T. (2022) Religion in 50 Words. A Critical Vocabulary. London, N.Y.: Routledge.
42. Luhmann, N. (2000) Art as a Social System. Stanford, California: Stanford University Press.
43. Milani, F. (1992) Veils and Words: The Emerging Voices of Iranian Women Writers. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press.
44. Schroeder, H.L. (2010) A Reader’s Guide to Marjane Satrapi’s Persepolis. Berkeley Heights, NJ: Enslow Publishers.
45. Wallace, W.E. (2010) Michelangelo. The Artist, the Man, and His Times. N.Y.: Cambridge University Press.
46. Zeiny, E. J., Yusof, N.M., Mahmoodi, K. (2013) “Bearers of Culture: Images of Veiling in Marjane Satrapi’s Persepolis”, 3L: The Southeast Asian Journal of English Language Studies 19(2): 65–74.
Рецензия
Для цитирования:
Лютаева М. Религия, детство и гендер: графический роман Маржан Сатрапи «Персеполис». Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(1):213-246. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-213-246
For citation:
Lyutaeva M. Religion, Childhood, and Gender in Marjan Satrapi’s Graphic Novel “Persepolis”. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(1):213-246. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-213-246