Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Живопись Кербелы» как феномен шиитского фигуративного искусства в Иране

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-194-212

Аннотация

Иранский художественный язык отличается особым подходом к изобразительности, особенно в вопросе антропоморфных образов. Во многом это связано с особенностями шиитского направления ислама, важную роль в котором играет культ мучеников. Проявлениями его в культурной жизни страны стали театральные постановки и ритуальные шествия, росписи почитаемых мест и живопись на темы священной истории. В XIX в., когда местные традиции входили в активное взаимодействие с модой на европейское искусство, сформировался яркий, сюжетный, эмоциональный тип изображений, наиболее показательной иллюстрацией которого являются полотна, керамические панно, росписи и литографии на тему трагической битвы при Кербеле — важнейшей для шиитской священной истории. Феномен «живописи Кербелы» включает как сюжетные сцены, так и изображения участников сражения и связанных с ним атрибутов и ритуалов. В процессе сложения иконографии указанных событий произошло становление особого, намеренно иллюстративного и фигуративного языка, рассчитанного на максимальный эмоциональный отклик зрителя. После победы Исламской революции в 1979 г. тема получила новую смысловую нагрузку и продолжает оставаться одной из любимых для художников современного Ирана, приобретая уникальные для мусульманского мира формы. Представляется интересным рассмотреть истоки и поговорить о современных тенденциях религиозного искусства страны на примере «живописи Кербелы», не забывая о непростом вопросе изобразительности.

Об авторе

П. Коротчикова
Государственный музей Востока; Государственный институт искусствознания
Россия

Полина Коротчикова — старший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока;

старший научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Большаков О. Ислам и изобразительное искусство //Труды Гос. Эрмитажа, т. X. 1969. С. 142–153.

2. Грабар О. Формирование исламского искусства. Москва: ООО Садра, 2016.

3. Гусейнова Д. Сакрализация сценического пространства // Исламоведение. 2019. Т. 10. № 2. С. 91–102.

4. Кононенко Е. Подлинники, имитации, подделки на ближневосточном антикварном рынке // Оригинал и повторение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока (Искусство Востока. Вып. 5). М., 2014. С. 71–93.

5. Коротчикова П. Каджарское полотно со сценой битвы из собрания Государственного музея Востока, Москва //Terra Artis. Искусство и дизайн. СПб: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, 2022. № 1. С. 135–143.

6. Коротчикова П., Кулланда М. Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров (конец XVIII — 1925)/ Каталог выставки. Москва: ГМВ, 2021.

7. Стародуб Т. Истоки изобразительного искусства исламского мира //Вестник Международного института центральноазиатских исследований. 2021. С. 17–22.

8. Стародуб Т. Изображение неизобразимого. О специфике арабо-мусульманского визуального искусства // Одиссей. Человек в истории. 2003. Вып. 15. С. 368–373.

9. Тульпе И. Монотеизм и проблема изображения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3–4. С. 31–39.

10. Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). Москва: Наука, 1989.

11. Chelkowski, P. “The Art of Revolution and War: The Role of the Graphic Arts in Iran”, in Shiva Balaghi and Lynn Gumpert (eds) Picturing Iran: Art, Society and Revolution, pp. 127–140. London: I.B. Tauris.

12. Ekhtiar, M. and Rooney, J. (2000) “Artists of the Saqqakhana Movement (1950s–60s)”, in Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art [http://www.metmuseum.org/toah/hd/saqq/hd_saqq.htm, accessed on 08.01.2023].

13. Gruber, C. (2009) “Media/ting Conflict: Iranian Posters from the Iran-Iraq War (1980–88)”, in J. Anderson (ed.) Crossing Cultures: Conflict, Migration, Convergence, Proceedings of the 32nd Congress of the International Committee of the History of Art, pp. 684–688. Melbourne: Melbourne University.

14. Gumpert, L. (2002) “Introduction”, in Shiva Balaghi and Lynn Gumpert (ed.) Picturing Iran: Art, Society and Revolution, pp. 11–17. London: I.B. Tauris.

15. Keshmirshekan, H. (2006) “Discourses on Postrevolutionary Iranian Art: Neotraditionalism during the 1990s”, Muqarnas 23: 131–157.

16. Khosronejad, P. (2019) “The Ahl-I Beyt Bodies: The Mural Paintings of Lahijan in the Tradition of Persian Shiite Figurations”, in B. Meyer, T. Stordalen (eds) Figuration and Sensations in Judaism, Christianity and Islam, pp. 172–183. London: Bloomabury Academic.

17. Marzolph, U. (2011) “The Pictorial Representation of Shi’I Themes in Litofgraphed Books of the Qajar Period”, in P. Khosronejad (ed.) The Art and Material Culture of Iran Shi’ism: Iconography and Religious Devotion in Shi’i Islam, pp. 72–101. London: I.B. Tauris.

18. Zakeri, S. (2021) “The Saqqa-khaneh Calligraphy Painting Movement in Iran”, Barcelona, Research, Art, Creation 9(3): 267–293.


Рецензия

Для цитирования:


Коротчикова П. «Живопись Кербелы» как феномен шиитского фигуративного искусства в Иране. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(1):194-212. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-194-212

For citation:


Korotchikova P. “Karbala Painting” as a Phenomenon of Shi’ite Figurative Art in Iran. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(1):194-212. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-194-212

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)