Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Алвин Плантинга и Фома Аквинский о возможности естественного знания о Боге

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-261-283

EDN: XKXNQO

Аннотация

Традиционно Фома Аквинский рассматривается в качестве одного из самых решительных сторонников естественной теологии как основного источника знания о Боге посредством только лишь человеческого разума. Однако Алвин Плантинга указывает на Фому Аквинского наряду с Жаном Кальвином как на одного из предшественников своей знаменитой концепции sensus divinitatis, согласно которой человеческий разум способен иметь естественное знание о Боге посредством особого когнитивного механизма, действие которого похоже скорее на функционирование человеческого восприятия, чем на доказательства в стиле традиционной theologia nat-uralis. Цель настоящей статьи - ответить на вопрос: можно ли в наследии Фомы Аквинского обнаружить нечто подобное плантинговскому sensus divinitatis? И если да, то каким именно образом этот эпистемический механизм выполняет функцию рационального оправдания теистического убеждения? Несмотря на то, что, на мой взгляд, на вопрос о существовании некоего аналога sensus divinitatis у Фомы Аквинского может быть дан положительный ответ, механизм его действия в корне отличен от того, который предполагается Плантингой, поскольку связан с естественной направленностью человеческой воли к Богу как конечной цели человеческой жизни.

Об авторе

Игорь Гаспаров
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Россия


Список литературы

1. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1-64 / Пер. А.В. Апполонов. Москва, 2006.

2. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая / Пер. Т.Ю. Бородай. Москва, 2004.

3. Шохин В.К. "Естественная теология" // Православная энциклопедия. М., 2013 [http:// www.pravenc.ru/text/190259.html, доступ от 15.05.2019].

4. Appolonov A.V. (ed.) (2006) Foma Akvinskii. Summa teologii. Chast' pervaia. Voporosy 1-64 [Thomas Aquinas. Summa Theologiae. Part 1. Questions 1-64].

5. Moskva. Borodaj T.Yu. (ed.) (2004) Foma Akvinskii. Summa portiv iazychnikov. Kniga pervaia [Thomas Aquinas. Summa contra Gentiles. First book]. Moskva. Cooper, A.G. (2012) "Degrading the Body, Supressing the Truth. Aquinas on Romans 1: 18- 25", in M. Levering, M. Dauphinai (eds.) Reading Romans with St. Thomas, pp. 113-126.

6. Washington D.C.: The Catholic University of America Press. Evans, S.C. (2010) Natural Signs and Knowledge of God. A New Look at Theistic Arguments. Oxford: Oxford University Press. Jenkins, J.I. (1997) Knowledge and Faith in Thomas Aquinas. Cambridge: Cambridge University Press. MacDonald, S. (1993) "Theory of Knowledge", in N. Kretzmann, E. Stamp (eds) The Cambridge Companion to Aquinas, pp. 160-195.

7. Cambridge: Cambridge University Press. Niederbacher, B. (2012) "The Relation of Reason to Faith", in B. Davis, E. Stump (eds) The Oxford Handbook of Aquinas, pp. 338-347.

8. Oxford: Oxford University Press. Pickavé, M. (2012) "Human Knowledge", in B. Davis, E. Stump (eds) The Oxford Handbook of Aquinas, pp. 311-326.

9. Oxford: Oxford University Press. Plantinga, A. (1983) "Reason and Belief in God", in A. Plantinga, N. Wolterstorff (eds), Faith and Rationality: Reason and Belief in God, pp. 17-93.

10. Notre Dame IN: University of Notre Dame Press. Plantinga, A. (2000) Warranted Christian Belief. Oxford: Oxford University Press. Shokhin, V.K. "Estestvennhaia teologiia" [Natural theology], in Patriarkh Kirill (ed.) Pravoslavnaja encyclopedija [http://www.pravenc.ru/text/190259.html, accessed on 15.05.2019].

11. Stump, E. (2003) Aquinas. London and New York: Routledge. Tuninetti, L.F. (1996) "Per se notum": Logische Beschaffenheit des Selbstverständlichen im Denken des Thomas von Aquinas. Leiden, New York, Köln: E.J. Brill. Wolterstorff, N. (1984) Reason within the Bounds of Religion. Grand Rapids, MI: Eerdmans.


Рецензия

Для цитирования:


Гаспаров И. Алвин Плантинга и Фома Аквинский о возможности естественного знания о Боге. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(1):261-283. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-261-283. EDN: XKXNQO

For citation:


Gasparov I. Alvin Plantinga and Thomas Aquinas on the Possibility of Natural Knowledge of God. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(1):261-283. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-261-283. EDN: XKXNQO

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)