Паломничество как путь к вере: опыт социального конструирования религиозности
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-152-176
EDN: AAZOWO
Аннотация
Статья посвящена теме паломничества и представляет собой жанр антропологического интервью с комментариями исследователя. Интервью было записано в апреле 2019 г. в Элисте у верующей общины хурула «Золотая обитель Будды Шакъямуни». Нарратив показывает, что паломническая поездка в Индию воспринимается среди многих верующих Калмыкии как средство примирения с жизнью и поиска ее новых смыслов. Биографическое интервью иллюстрирует путь к вере - от атеизма, через ритуальные практики в буддийском храме и чтение буддийской литературы - к паломничеству в Дхарамсалу и «принятию Прибежища» (обращению в буддизм). Информант осмысливает свою биографию новым для нее религиозном языком - интервью насыщено буддийскими терминами. Рассказ о паломничестве показывает путь к вере, где ключевым становится понятие «чудо» как способ верификации веры. В (пост)секулярном обществе именно вера в чудеса есть элемент той условной границы, которая отделяет «верующих буддистов» от тех, кто воспринимает буддизм только как культурную традицию. Другие маркеры, выделяющие габитус паломника - их повседневные практики: утренние и вечерние молитвы с четками, простирания, самоконтроль за речью, поведением и мыслями посредством медитации.
Ключевые слова
Об авторе
Эльза-Баир ГучиноваРоссия
Список литературы
1. Бааза-бакши (Б. Менкеджуев) Сказание о хождении в тибетскую страну малодербетовского Бааза-бакши // калм. текст, пер. и прим. А.М. Позднеева. СПб, 1897.
2. Кормина Ж. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М: Изд. Дом ВШЭ. 2019.
3. Кормина Ж., Штырков С. "Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться": предыстория постсоветской десекуляризации // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / Науч. ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб: Изд-во ЕУ в СПб, 2015. C. 7-45.
4. Лежён Ф. Сто лет борьбы с автобиографией [A hundred years of struggle against autobiography]. // Иностранная литература. 2000. № 4. С. 110-121.
5. Марзаева М.Б. Развитие института паломничества в современной буддийской традиции России (на примере республики Калмыкия) // Полевые исследования. 2014. № 2. С. 159-164.
6. Митруев Б.Л., Воронина Д.К. Первый фотограф Лхасы: публикация дневника О. Норзунова "Три поездки в Лхасу (1898-1901)" (перевод Д.К. Ворониной, комментарии Б.Л. Митруева) // Oriental Studies. 2018. № 6. С. 36-72.
7. Очирова Б.В. Традиции калмыцких паломничеств в Тибет // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. 2010. С. 149-152.
8. Сиксу Э. Хохот Медузы // Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия / Под ред. С. Жеребкина. СПб: Алетейя, 2001. С. 799-821.
9. Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. Антропологические очерки. М: Наталис. 2010.
10. Штырков С.А. "Эти три пирога, эта чаша.. можно сказать, литургия!": Интерпретация народной традиции как "внутренняя миссия" Русской православной церкви в Северной Осетии - Алании // Горы и границы - СПб: МАЭ РАН, 2015. C. 295-335.
Рецензия
Для цитирования:
Гучинова Э. Паломничество как путь к вере: опыт социального конструирования религиозности. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(1):152-176. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-152-176. EDN: AAZOWO
For citation:
Guchinova E. Pilgrimage as a Path to Faith: An Essay on a Social Construction of Religiotion of Religiosity. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(1):152-176. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-152-176. EDN: AAZOWO