«Белая вера» в Горном Алтае: тибетский буддизм, Монголия и Ойротское пророчество (1880-е — 1920-е гг.)
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-123-151
EDN: ZLQPUC
Аннотация
В данной статье исследуется влияние «монгольского фактора» на зарождение и эволюцию Акянг («Белая вера» или «Молочная вера») - этно-религиозного движения в горном Алтае в начале XIX в. и в ранней литературе известное как «бурханизм». В статье показывается, что большая часть пантеона и духовных практик «Белой веры» пришла из тибетского буддизма в его монгольском варианте. Исследователи зачастую подходили к исследованию Акянг как к чисто локальному феномену, не уделяя должного внимания внешним факторам, в частности духовному и политическому влиянию монгольского буддизма и общеполитическому контексту первых двух десятилетий прошлого века. В статье доказывается, что роль указанных факторов в развитии Белой веры особенно усилилась после поражения России в войне с Японией 1905 г., нарастания центробежных сил в Сибири и Внутренней Азии в результате крушения Маньчжурской (Цинской) и Российской империй и начала освободительного движения против Китая в западной Монголии. Автор анализирует малоизвестные духовные связи и контакты между мессианизмом Акянг и западно-монгольским мессианизмом, которые были связаны с верой в хана-спасителя Ойрота (Амурсану). Этнорелигиозное движение в западной Монголии и духовно-политический вакуум, образовавшийся в результате падения империй и последующего хаоса, стали важнейшим фактором проникновения буддизма на Алтай, который местное население интерпретировало как возвращение к «исконной» Ойротской вере.
Список литературы
1. Архив музея антропологии и этнографии, г. Санкт-Петербург (АМАЭ).
2. Данилин А. Г. Путевой дневник: Ойротия (1934 г).). Ф. 15. Оп. 1. Д. 52.
3. Данилин А.Г. Молитвы и песни бурханистов (1928-1934). Ф. 15. Оп. 1. Д. 10.
4. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК).
5. Хабаров З. Записки миссионера абайского отдела алтайской духовной миссии священника З. Хабарова за 1914 г.). Ф 164. Оп. 1. Д. 90.
6. Чевалков М. Рапорт вольнонаемного псаломщика чибитской церкви алтайской миссии. Ф. 164. Оп. 1. Д. 150.
7. Российский архив социально-политической истории (РАСПИ).
8. Калинников А. Экономический очерк внутренней Монголии [1928]. Ф. 532. Оп. 1. Д. 335.
9. Архив новейшей истории Республики Алтай.
10. Протокол допроса Н. Меджит-Иванова (1937 г.). Р-37. Оп. 1. Д. 440. Т. 1.
11. Алтайские героические героические сказания / Под ред. А.П. Деревянко. Новосибирск: Наука сиб. отд, 1997.
12. Бурханизм: документы и материалы / Сост. Н.А. Майдурова. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1994.
13. Бурханизм - Белая вера (Ак jан): документы и материалы / Сост. Н.В. Екеев, Н.А. Майдурова. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2014.
14. Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. М.: Восточная литература, 2002.
15. Грамматика алтайского языка. Казань: в университетской типографии, 1869.
16. Данилин А.Г. Бурханизм на Алтае и его контрреволюционная сущность. Советская этнография. 1932. № 1. С. 63-91.
17. Данилин А.Г. Бурханизм. Горно-Алтайск: Акчечек, 1993.
18. Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск: Акчечек, 2001.
19. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). Москва: Наука, 1964.
20. Знаменский А.А. На северной периферии буддизма: мессианское движение "Амурсаны" в западной Монголии и "белая вера" на Алтае // Буддизм в контексте диалога культур: сборник статей / Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. С. 261-281.
21. Екеев Р.В. Движение бурханистов на Алтае // Этнографическое обозрение. 2005. №. 4. С. 6-21.
22. Ломакина И. Голова Джа-ламы. Улан-Удэ; СПб.: ЭкоАрт, 1993.
23. Мамет Л.П. Ойротия. Очерк национально-освободительного движения и гражданской войны на Горном Алтае. Горно-Алтайск: Акчечек, 1994.
24. Муйтуева В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина алтайцев. Горно-Алтайск: из-во Горно-алтайского университета, 2004.
25. Насонов А.А. Распространение ламаизма на территории Алтае-Саянского региона (конец XIX - первая треть XX вв.): автореф. дис. канд. ист. наук. Томск: Кузбасс-вузиздат, 2011.
26. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западная Монголии. СПб: тип. В. Киршбама 1883 года. Т. 4.
27. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.: из-во Академии наук СССР, 1953.
28. Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские влияния. Новосибирск: Наука, 1984.
29. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992.
30. Тадина Н.А. Два взгляда на бурханизм у алтай-кижи // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 4. С. 159-166.
31. Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск: Томский государствен -ный университет, 2010.
32. Шерстова Л.И. Эсхатология раннего Бурханизма: из опыта реконструкции традиционного этнического самосознания//Вестник Томского государственного университета. История. 2013. Т. 3. № 23. С. 181-185.
33. Ядринцев Н.М. Алтай и его инородческое царство//Исторический вестник. 1885. № 6. С. 607-644.
Рецензия
Для цитирования:
Знаменский А. «Белая вера» в Горном Алтае: тибетский буддизм, Монголия и Ойротское пророчество (1880-е — 1920-е гг.). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(1):123-151. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-123-151. EDN: ZLQPUC
For citation:
Znamenski A. The “White Faith” Movement in the Mountain Altai: Tibetan Buddhism, Mongolia, and the Oirot Prophecy, 1880s– 1920s. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(1):123-151. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-123-151. EDN: ZLQPUC