Буддийское возрождение и конструирование буддийского сообщества в современной Бурятии
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-62-85
EDN: SNJYSI
Аннотация
Современное развитие буддизма Бурятии часто характеризуется термином «возрождение». Идейными вдохновителями этого процесса стали Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев и его окружение. Деятельность Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), которую возглавляет Аюшеев, не ограничивается религиозной сферой, но охватывает самые разные стороны общественно-политической и экономической жизни Бурятии, часто встречая противодействие иных организаций и групп. Цель статьи как раз и состоит в выявлении основных элементов конструирования буддийского «возрождения» в Бурятии через анализ деятельности лидера буддийской сангхи. Лейтмотивом возрождения/изобретения традиции стало доказательство исторической преемственности и отстаивание этнических границ бурятского буддийского сообщества, его состоятельности, преодоления его маргинальности в России и буддийском мире. Другим мотивом стали механизмы сакрализации территории Бурятии с помощью ее буддийского маркирования. Особое место в этом ряду занимает «обретение Нетленного тела Пандито Хамбо-ламы Д.-Д. Итигэлова», которое стало основой легитимности бурятского буддизма и его притязаний на статус центра буддизма не только в России, но и в мире.
Об авторах
Тимур БадмацыреновРоссия
Владимир Родионов
Россия
Список литературы
1. Агаджанян А.С. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Неостром, 2005. С. 222-255.
2. Амоголонова Д.Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова и новая концепция возрождения Бурятии // Вестник Бурятского госуниверситета. 2012. № 7. С. 65-70.
3. Амоголонова Д.Д. Буддизм в контексте десекуляризации общественного сознания (на материалах современной Бурятии) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 4. С. 14-20.
4. Амоголонова Д., Содномпилова М. Религия и идентичность в Бурятии: конкуренция православия и буддизма в позднеимперский период (на материалах Санкт-петербургских архивов) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 241-263.
5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.
6. Бадмацыренов Т.Б. Социальная структура буддийского сообщества: компоненты и их взаимодействия // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 2 (41). С. 18-28.
7. Баньковская С. Воображаемые сообщества как социологический феномен. // Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медум, 1995.
9. Буддизм и социорелигиозные процессы в России и Монголии / отв. ред. Т.Б. Бадмацыренов. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016.
10. Герасимова К.М. Об исторических формах национальной культуры бурят. // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. С. 46-47.
11. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
12. Дагбаев Э.Д. Буддизм и политическая ситуация в регионе. // Общество, буддизм и социально-политические процессы в России и Монголии. Улан-Удэ, Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. С. 197-204.
13. Жамсуева Д.С. Правовой статус буддийской конфессии бурят в системе российской государственности // Власть. 2008. № 11. С. 63-65.
14. Галданова Г.Р., Герасимова К.М., Дашиев Д.Б. и др. Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983.
15. Лебедев С.Д. Религиозный ренессанс как социальная реальность: к демифологизации понятия // Социологический журнал. 2007. № 2. С. 24-36.
16. Махачкеев А.В. 250 лет институту Пандито Хамбо-лам. Улан-Удэ: Нова Принт, 2014.
17. Махачкеев А. Портрет иерарха. XXIV Пандито Хамбо-лама Д. Аюшеев. Улан-Удэ: Нова Принт, 2012.
18. Межнациональные, религиозные, этнопсихологические реалии Бурятии и вопросы гражданской активности населения / отв. ред. Ц.Б. Будаева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013.
19. Основы вероучения. В помощь каждому, кто хочет знать о буддизме. Улан-Удэ: Буддийская традиционная сангха России, 2007.
20. Островская Е. Российский буддизм в оправе гражданского общества // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 294-329.
21. Сакральные места Восточной Сибири. К 250-летию института Пандито Хамбо-лам России. Улан-Удэ: Байкал-Гео, 2014.
22. Традиционный буддизм России. К 250-летию института Пандито Хамбо-лам России. Улан-Удэ: Байкал-Гео, 2014.
23. Трепавлов В. Русский царь в нехристианских культах Российской империи // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. 2. С. 222-240.
24. Церковь - общество - власть: религиозные процессы и практики в современной Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016.
Рецензия
Для цитирования:
Бадмацыренов Т., Родионов В. Буддийское возрождение и конструирование буддийского сообщества в современной Бурятии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(1):62-85. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-62-85. EDN: SNJYSI
For citation:
Badmatsyrenov T., Rodionov V. Buddhist Revival and Buddhist Community Construction in Contemporary Buryatia. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(1):62-85. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-62-85. EDN: SNJYSI